Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.:
(812)
324-12-66

Темы реферативных работ по курсу "История русской философии"

Часть I. Древнерусская философия 

  1. Мировоззрение славяно-русского язычества.
  2. Культурно-историческое значение христианизации Руси.
  3. Переводная книжность в Древней Руси и ее роль в становлении древнерусской философии (патристика, флорелегии, жития святых).
  4. Традиция «Ареопагитик» в Древней Руси.
  5. Кирилло-мефодиевские истоки русской философской терминологии.
  6. Древнерусская дамаскиниана (творения Иоанна Дамаскина в средневековой Руси).
  7. Исихазм и апофатическое богословие в Древней Руси.
  8. Иоанн Златоуст и древнерусская традиция социального христианства.
  9. “Богомильская ересь” в Болгарии и на Руси.
  10. Идеология древнерусских стригольников.
  11. Философско-просветительские идеалы новгородско-московских еретиков (“жидовствующих”) конца XV – начала XVI вв.
  12. Феодосий Косой как идеолог антитринитаризма.
  13. Аллегорический рационализм митрополита Илариона, автора «Слова о Законе и Благодати».
  14. Приемы аллегорической экзегезы в сочинениях Кирилла Туровского, русского проповедника XII в.
  15. Проблема разума и веры в творчестве Климента Смолятича, русского митрополита XII в.
  16. Мировоззрение и идеалы автора «Слова о полку Игореве».
  17. Философские аспекты идейно-религиозных разногласий Владимира Мономаха и Никифора Грека (к характеристике духовной ситуации на Руси конца XI – начала XII вв.).
  18. Традиции социального христианства в поучениях Серапиона Владимирского, русского книжника XIII в.
  19. Историософия Нестора Летописца («Повесть временных лет»).
  20. Исихазм и Нил Сорский.
  21. Вассиан Патрикеев: судьба и учение.
  22. Идейно-философское содержание посланий Артемия Троицкого, русского публициста XVI в.
  23. Максим Грек как критик латинской схоластики.
  24. Философско-богословские идеи в «Просветителе» Иосифа Волоцкого.
  25. Теория «Москва – Третий Рим» и ее отражение в идеологии эпохи московской централизации.
  26. Проблема власти в полемике Ивана Грозного и Андрея Курбского.
  27. Политическая философия И. С. Пересветова.
  28. А. М. Курбский как переводчик и комментатор богословских и философских сочинений.
  29. Ф. И. Карпов как политический мыслитель.
  30. Крестьянский вопрос в сочинениях Ермолая-Еразма.
  31. Философский флорелегий «Пчела» и его значение в истории древнерусской мысли.
  32. Киево-Могилянская академия и философия восточнославянского перипатетизма.
  33. Церковный раскол XVII в. и идеология старообрядчества.
  34. Просветительский энциклопедизм Симеона Полоцкого.
  35. Проблема мудрости в политической философии Юрия Крижанича.
  36. Натурфилософия «Шестоднева» Василия Великого и ее значение для древнерусской мысли.
  37. Сведения об античной культуре и философии в Древней Руси.
  38. М. В. Безобразова как историк древнерусской философии.
  39. Проблема своеобразия древнерусской философии в отечественной историографии.
  40. Лингво-философские идеи в древнерусской культуре.
  41. Идеал святости в древнерусской агиографии.
  42. Логические знания в Древней Руси.
  43. Риторика в духовной культуре русского средневековья.
  44. Учение о человеке в «Молении Даниила Заточника».
  45. О сущности схоластики и ее проявлениях в древнерусском богословии.
  46. Этические представления «Домостроя» Сильвестра.
  47. Иоанн Грозный и утверждение идеологии византинизма в Московской Руси.
  48. Архиепископ Геннадий Новгородский и первый перевод Библии на русский язык.
  49. О состоянии духовности и просвещения московского общества XVI в. (по материалам «Стоглава»).
  50. Анафематствование Иоанна Итала, византийского философа XI в. (историко-философский комментарий).
  51. Вера и страдание в этическом учении протопопа Аввакума Петрова.
  52. Философия Славяно-греко-латинской академии (деятельность братьев Лихудов).
  53. Славянофильская концепция развития древнерусской духовности.
  54. Киево-Печерский патерик как памятник монастырской культуры домонгольского периода.
  55. Язычество и христианство в Древней Руси (к проблеме двоеверия).
  56. Иконописание и принципы древнерусской религиозной эстетики.
  57. Философско-мировоззренческое содержание Изборника 1073 г.
  58. Древнерусские апокрифы в контексте развития народного христианства.
  59. Федор Курицын и его «Сказание о воеводе Дракуле».
  60. Феодосий Печерский как критик латинства. 

Часть II. Русская философия XVIII – XIX вв. 

  1. Развитие секуляризма как идейной основы европеизации России.
  2. Теория “правды воли монаршей” Феофана Прокоповича.
  3. Апология просвещения в сатирах Антиоха Кантемира.
  4. Обоснование просветительской философии в трудах В. Н. Татищева.
  5. Система натурфилософии М. В. Ломоносова.
  6. Философско-лингвистические идеи М. В. Ломоносова.
  7. «Риторика» М. В. Ломоносова.
  8. Вольфианство и метафизика Г. Н. Теплова.
  9. Метафизика Я. П. Козельского.
  10. Политическая утопия М. М. Щербатова.
  11. Философская антропология А. Н. Радищева.
  12. А. И. Галич как историк философии.
  13. Шеллингианство А. И. Галича.
  14. Учение о “природе человека” И. И. Мечникова.
  15. Проблемы философского россиеведения в трудах идеологов декабризма.
  16. Христианский социализм декабриста М. А. Фонвизина.
  17. В. Г. Белинский и гегельянство.
  18. История западноевропейской философии в освещении А. И. Герцена.
  19. «Исторические письма» П. Л. Лаврова как манифест революционного народничества.
  20. От европеизма к славянофильству: философская эволюция И. В. Ки­ре­ев­ско­го.
  21. Образ П. Я. Чаадаева в советской историографии.
  22. В. Н. Карпов и формирование русского платонизма.
  23. П. Д. Юркевич как критик философской антропологии Н. Г. Чер­ны­шев­ско­го.
  24. Проблема науки в философии “общего дела” Н. Ф. Федорова.
  25. Взгляды Ф. М. Достоевского и православие (общее и особенное).
  26. Политическая философия А. Д. Градовского.
  27. К. Д. Кавелин о соотношении философии и науки (полемика с В. С. Со­­ло­вье­вым).
  28. «Наука и религия» Б. Н. Чичерина как опыт построения несхоластической системы.
  29. Теория прогресса Н. К. Михайловского.
  30. Н. Я. Данилевский и К. Н. Леонтьев: взгляд на будущее и перспективы развития русской цивилизации.
  31. Этическая теория монархии Л. А. Тихомирова.
  32. Система “теоретической философии” В. С. Соловьева.
  33. А. И. Введенский и русское неокантианство.
  34. Проблема “самоочевидных истин” в теории познания М. И. Карин­ско­го.
  35. Философия реализма А. И. Герцена.
  36. Н. А. Добролюбов и проблема “русской цивилизации”.
  37. Философия истории Т. Н. Грановского.
  38. «Этика» П. А. Кропоткина в контексте философии русского анархизма.
  39. Философия языка А. А. Потебни.
  40. “Философское завещание” Н. В. Гоголя и В. Г. Белинского.
  41. Наука и народное просвещение в философии анархизма М. А. Баку­ни­на.
  42. М. Н. Катков как идеолог имперской России.
  43. Вера и знание в мировоззрении П. Е. Астафьева.
  44. Русский позитивизм и его критика В. С. Соловьевым. 
  45. Критика теоцентризма и обоснование новой философии В. Н. Татищевым («Разговор дву приятелей о пользе науки и училищах»).
  46. Социальная философия С. Е. Десницкого.
  47. Христианская философия XVIII в. (Паисий Величковский, Тихон Задонский, Дамаскин (Д. С. Семенов-Руднев))
  48. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева как философское произведение.
  49. Традиции платонизма в русской философии. Переводы сочинений Платона в XVIII–XIX вв.
  50. Шеллингианская натурфилософия и гносеология Д. М. Ввеланского и М. П. Павлова.
  51. Вопрос о свободе воли и обоснование провиденциализма (П.Я.Чаадаев. «Философические письма»)
  52. Россия в историософской концепции П. Я. Чаадаева («Философические письма», «Апология сумасшедшего»).
  53. Рецепции гегельянства в идеологии русского радикализма.
  54. Философия как наука и феномен дилетантизма (А.И.Герцен. «Дилетантизм в науке»).
  55. Философские искания Н. В. Гоголя («Выбранные места из переписки с друзьями»).
  56. Жизнь как критерий прекрасного в эстетике Н. Г. Чернышевского («Эстетические отношения искусства к действительности»).
  57. Теория “разумного эгоизма” и проблема естественнонаучного обоснования нравственности (Н.Г.Чернышевский. «Антропологический принцип в философии», «Что делать?»).
  58. Специфика «русского воззрения» и обоснование самобытности русской философии (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков и др.).
  59. Философия “цельного знания” И. В. Киреевского.
  60. Естественнонаучный материализм в России XIX в.
  61. Реализм и нигилизм Д. И. Писарева.
  62. Причины “подполья” и существо философии “подпольного человека” (Ф.М.Достоевский. «Записки из подполья»).
  63. “Любовь к ближнему” и “любовь к дальнему” (Ф. М. Достоевский, С. Л. Франк, Ф. Ницше).
  64. “Вопрос жизни” и его метафизическое значение (Л.Н.Толстой. «Исповедь»).
  65. Критика церковного христианства и обоснование “истинной религии” Л. Н. Толстым.
  66. Существо красоты и её назначение в реальном мире (В.С.Соловьёв. «Красота в природе», «Смысл любви»).
  67. Дж. С. Милль и русская социология второй половины XIX в.
  68. Отражение проблематики позитивизма в русской литературе (И. С. Тургенев, Н. А. До­бро­лю­бов, А. П. Че­хов и др.).
  69. Субъективная социология и теория прогресса П. Л. Лаврова.
  70. Позитивная социология М. М. Ковалевского и Н. И. Кареева.
  71. “Ортодоксальный” позитивизм К. Д. Кавелина.
  72. “Наукоучение” В. В. Лесевича.
  73. Эмпириосимволизм П. С. Юшкевича.
  74. К. С. Аксаков и проблемы философии русского языка.
  75. «Семирамида» А. С. Хомякова (обзор основных идей трактата).
  76. А. С. Хомяков как критик философии Гегеля и материализма.
  77. Философия почвенничества (А. Григорьев, Ф. Достоевский, Н. Страхов).
  78. Рецепции идей Ф. Ницше в русской философии конца XIX в.
  79. Л. Н. Толстой как религиозный мыслитель (по трактату «В чем моя вера»).
  80. «Русский византизм» К. Н. Леонтьева.

Часть III. Русская философия в XX в. 

  1. В. И. Несмелов и Н. А. Бердяев: становление философской традиции.
  2. “Русский духовный ренессанс” конца XIX – начала ХХ вв.: реальность или метафора?
  3. Ф. Ницше и философия русского модерна (Л. И. Шестов, Ф. Ф. Куклярский, Д. С. Мережковский).
  4. “Аксиомы” спиритуалистической философии Л. М. Лопатина (спор с В. И. Вер­надским).
  5. “Органическое миропонимание” Н. О. Лосского.
  6. “Новое откровение о человеке”: философия творчества Н. А. Бердя­е­ва.
  7. “Из Афин в Иерусалим”: философский путь Л. Шестова.
  8. В. В. Розанов и его «Апокалипсис нашего времени».
  9. «Предмет знания» С. Л. Франка.
  10. “Время славянофильствует”: В. Ф. Эрн о России и русскости.
  11. Философское обоснование марксизма в трудах Г. В. Плеханова.
  12. Проблема истины в философской полемике В. И. Ленина и А. А. Бог­да­нова.
  13. Диалектический метод Гегеля в трактовке В. И. Ленина и И. А. Иль­и­на.
  14. В. И. Ленин как критик махизма (по работе «Материализм и эмпириокритицизм»).
  15. Философия эмпириомонизма А. А. Богданова.
  16. «Тектология» А. А. Богданова как универсальная наука.
  17. Проблемы философии в большевистской идеологии В. И. Ленина.
  18. Россия в теории перманентной революции Л. Д. Троцкого.
  19. И. В. Сталин как партийный философ (Сб. «Вопросы ленинизма»).
  20. Исторический материализм Н. И. Бухарина.
  21. Трактат И. А. Ильина «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека».
  22. Философская периодика русской пореволюционной эмиграции («Путь», «Новый град» и др.).
  23. “Русская идея” Н. А. Бердяева.
  24. С. Н. Трубецкой о сущности идеализма (по работе «Основания идеализма»).
  25. “Спор о Софии”: духовная драма С. Н. Булгакова.
  26. Г. В. Флоровский как критик евразийства.
  27. Философия евразийства П. Н. Савицкого.
  28. Русская история в свете евразийской теории Г. В. Вернадского.
  29. Евразийская этнология Л. Н. Гумилева.
  30. “Философия братства” Д. И. Шаховского.
  31. Социализм как духовная проблема (по работам С. Н. Булгакова и Г. П. Федотова).
  32. «Вехи» и «Смена вех»: акценты и разночтения.
  33. Философия политики Ю. В. Ключникова (трактат «На великом историческом перепутье»).
  34. Проблема прогресса в философии истории Н. В. Устрялова.
  35. Критика “сталинократии” в публицистике Г. П. Федотова.
  36. “Украинский вопрос” в идейной полемике пореволюционной российской эмиграции (С.Н.Трубецкой и Д. И. Дорошенко). (Или: Н. И. Ульянов, П. Голубенко).
  37. Философское россиеведение Ф. А. Степуна.
  38. Политическое богословие И. А. Ильина (трактат «О сопротивлении злу силою»).
  39. Теория идеократического государства в философии евразийства. (Н. Н. Але­к­се­ев, Л. П. Карсавин).
  40. Философия культуры В. Н. Муравьева (трактат «Овладение временем как главная задача организации культуры»).
  41. А. А. Любищев как критик официальной философии советизма.
  42. Философские дискуссии 20-х годов («механисты» и «гегелисты»): основные проблемы.
  43. Г. Г. Шпет как историк русской философии.
  44. Философия диалогизма М. М. Бахтина.
  45. Феноменология участного мышления М. М. Бахтина.
  46. Философия как “оправдание поведения” (А. А. Ухтомский).
  47. «Научная этика» К. Э. Циолковского.
  48. Учение А. А. Ухтомского о доминанте в контексте развития русской философской антропологии.
  49. Философия и наука в теории ноосферы В. И. Вернадского.
  50. Русская философия в исследованиях А. Ф. Лосева.
  51. Метафизика русской истории в «Розе мира» Д. Л. Андреева.
  52. Лингвофилософия М. К. Петрова.
  53. Имяславчество и «Философия имени» А. Ф. Лосева.
  54. Теория семиосферы и проблемы русской культуры в творчестве Ю. М. Лотмана.
  55. «Философия имени» С. Н. Булгакова.
  56. Проблема истины в философском учении Э. В. Ильенкова.
  57. Теория ценностей В. П. Тугаринова.
  58. Кантовский антиномизм и религиозная философия П. А. Флоренского.
  59. Россия в свете политической утопии П. А. Флоренского (трактат «Предполагаемое государственное устройство в будущем»).
  60. Философия культуры М. С. Кагана.
  61. Философия истории в художественном творчестве А. П. Платонова.
  62. Воланд М. А. Булгакова (проблемы добра и зла в «Мастере и Маргарите»).
  63. Ангелоид Дымков Л. М. Леонова (ересеология романа «Пирамида»).
  64. Философия “почвенничества” в творчестве писателей-“деревен­щи­ков” (Ф. А. Абрамов, В. Г. Распутин, В. М. Шукшин и др.).
  65. Философская поэзия Б. Л. Пастернака. (Или: И. А. Бродского).
  66. Советская историография древнерусской мысли.
  67. Б. В. Яковенко как историк русской философии.
  68. Постсоветская историография русской философии (И. И. Евлампи­ев, Л. Н. Столович, С. С. Хоружий и др.).
  69. «Русская философия» А. А. Галактионова и П. Ф. Никандрова в контексте идейной борьбы с эмигрантской историографией отечественной мысли.
  70. «Русская дума» Г. Д. Гачева.
Просмотров: 1391

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2017