Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.:
(812)
324-12-66

Учебные курсы, читаемые преподавателями кафедры

Обязательные курсы, читаемые по кафедре онтологии и теории познания в 2008-2009 уч.г.:

Дневное отделение:

  1. Онтология и теория познания
    (для специальности – философия, 030101, 1 курс, 1-2 семестр, 2 курс 3 семестр; лекторы – д.ф.н., проф. Липский Б.И. – 1 курс; д.ф.н., проф. Никоненко С.В. – 2 курс.; практические занятия ведут: д.ф.н., проф. Липский Б.И., д.ф.н., проф. Никоненко С.В., к.ф.н., асс. Мавринский И.И.)
  2. Философские проблемы гуманитарного знания
    (для специальности – философия, 030101, 4 курс, 8 семестр; лектор – д.ф.н., проф. Гусев С.С., практические занятия ведут: к.ф.н., доц. Савченкова Н.М., к.ф.н., ст.преп. Паткуль А.Б.)
  3. Методика преподавания философии
    (для специальности – философия, 030101, 5 курс, 9 семестр; практические занятия ведёт: к.ф.н., доц. Савченкова Н.М. (3 группа))
  4. Философия
    (для направления – политология (бакалавриат), 030200, 2 курс, 4 семестр; лекции и практические занятия ведет к.ф.н., доц. Лобастова В.А.)
  5. Философия
    (для специальности – политология, 030201, 3 курс, 5 семестр; лекции и практические занятия ведет к.ф.н., ст.преп. Орлова Ю.О.)
  6. Философия
    (для специальности – культурология, 031401, 1 курс, 1 семестр; лектор – д.ф.н., проф. Романенко Ю.М., практические занятия ведут: д.ф.н., проф. Романенко Ю.М.; к.ф.н., доц. Лобастова В.А.)
  7. Философия
    (для специальности – культурология (культура Германии), 031401, 3 курс, 5 семестр; лекции и практические занятия ведет д.ф.н., проф. Савчук В.В.)
  8. Философия
    (для направления – религиоведение, 031800, 2 курс, 4 семестр; лекции и практические занятия ведет д.ф.н., проф. Савчук В.В.)
  9. Философия
    (для направления – прикладная этика, 032200, 3 курс, 5 семестр; лекции и практические занятия ведет к.ф.н., доц. Савченкова Н.М.)
  10. Философия
    (для направления – конфликтология, 040300, 1 курс, 1 семестр; лекции и практические занятия ведет к.ф.н., доц. Лобастова В.А.)
  11. Философия
    (для специальности – музейное дело, 070503, 2 курс, 3 семестр; лекции и практические занятия ведет к.ф.н., доц. Лобастова В.А.)
  12. Философия конфликта
    (для направления – конфликтология, 040300, 2 курс, 4 семестр; лекции и практические занятия ведет к.ф.н., доц. Любимов Г.П.)
  13. Философские основы устойчивого развития современных социальных процессов (ДНМ.Ф)
    (для направления – конфликтология, 040300, 5 курс, 10 семестр; лекции читает к.ф.н., доц. Ковалев С.А.;
    автор -  доц. Ростошинский Е.Н. - программа)

Также читается:

  1. Свобода и необходимость (ДВ ГСЭ)
    (для направления – прикладная этика, 032200, 3 курс, 6 семестр; лекции читает к.ф.н., доц. Любимов Г.П.)
Вечернее отделение:
  1. Философия
    (
    для специальности – политология, 030201, 2 курс, 3 семестр; лекции и практические занятия ведет д.ф.н., проф. Романенко Ю.М.)
  2. Философия
    (
    для специальности – культурология, 031401, 1 курс, 1 семестр; лекции и практические занятия ведет д.ф.н., проф. Савчук В.В.)
  3. Методика преподавания философии
    (
    для специальности – философия, 030101, 6 курс, 11 семестр; лекции и практические занятия ведет д.ф.н., проф. Романенко Ю.М.)
Заочное отделение:
  1. Онтология и теория познания
    (
    для специальности – философия, 030101, 1 курс, 2 семестр, 2 курс 3 - 4 семестр; Лекции читает д.ф.н., проф. Савчук В.В.)
  2. Методика преподавания философии
    (
    для специальности – философия, 030101, 5 курс, 10 семестр, 6 курс, 11 семестр; Лекции читает д.ф.н., проф. Романенко Ю.М.)

 

Спецкурсы и дисциплины по выбору, читаемые преподавателями кафедры в 2008-2009 уч.г.:

Дневное отделение:

  1. Парадигмы онтологии (доц. Никитин В.Е.)
  2. Онтология мифа (проф. Романенко Ю.М.)
  3. Парадигмы классической рациональности (асс. Мавринский И.И.)
  4. Свобода и необходимость (доц. Любимов Г.П.)
  5. Опыт чтения как герменевтическая проблема (доц. Савченкова Н.М.)
  6. Аналитика достоверности (проф. Никоненко С.В.)
  7. Феноменологические концепции сознания (Доц. Лобастова В.А.)
  8. Идея интерсубъективности в трансцендентальной философии и феноменологиит.преп. Орлова Ю.О.)
  9. Онтология в системе философии антропокосмизма (проф. Сагатовский В.Н.)
  10. Рефлексия в постсовременности (проф. Савчук В.В.)
  11. Практическая природа истины (проф. Липский Б.И.)
  12. Онтология возможных миров (проф. Гусев С.С.)
  13. Ценность и истина в философии и науке (проф. Выжлецов Г.П.)
  14. Философско-онтологические проблемы образования (доц. Симоненко Т.И.)
Свобода и необходимость (ДВ ГСЭ) для направления (прикладная этика, доц. Любимов Г.П.)
 
Заочное отделение:
  1. Введение в метафизику и онтологию (проф. Романенко Ю.М.)
  2. Онтологические основания устойчивого развития (доц. Ковалёв С. А.; автор -  доц. Ростошинский Е.Н.)
  3. Парадигмы онтологии (доц. Никитин В.Е.)
  4. Психоанализ как метафизическая психология (доц. Савченкова Н.М.)
  5. Фундаментальная онтология как строгая наука (ст. преп. Паткуль А.Б.)
  6. Основные понятия феноменологии (ст.преп.Орлова Ю.О.)
  7. Онтологические основания субъективности (доц. Райкова Л.М.)
  8. Эпистемология визуального образа в искусстве (проф. Савчук В.В.)
  9. Онтология мифа (проф. Романенко Ю.М.)
  10. Философско-онтологические проблемы образования (доц. Симоненко Т.И.)

 

Краткая аннотация и программы курсов

"Онтология и теория познания"

Предметом онтологии выступает само по себе сущее или бытие, содержание которого раскрывается в таких категориях, как нечто и ничто, возможное и невозможное, определенное и неопределенное, количество и мера, качество, порядок и истина, а также в понятиях пространство, время, движение, форма, становление, происхождение, переход и др. ...

Центральной проблемой теории познания является проблема познания бытия - проблема такой организации человеческой субъективности, которая смогла бы обеспечить объективность содержания человеческого сознания, его совпадение с вне и независимо от него существующим бытием.

Антропологическое крыло современной философии решительно переключает свое внимание с проблемы познания бытия на само на само бытие, но не на существующее независимо от человека об` ективное бытие, а на бытие самого человека, стремясь выяснить, какова бытийная природа его жизненной активности, его истории и культуры, его познания, наконец. Специфика человеческого бытия состоит прежде всего в том, что формы его осуществления решающим образом зависят от представлений человека о себе самом, поэтому то или иное понимание смысла бытия становится конституирующей основой самого бытия.

Программа

Дополнения к программе по вопросам и критериям оценки контрольных работ для студентов
специальности "Философия" (
вечернего, заочного отделений)
специальности "Культурология" (
дневного отделения)


Программы учебных дисциплин

"Философия (Онтология и теория познания)"для специальностей
"
Религиоведение" (проф. Савчук В.В., семинары: асс. Артеменко Н.А.),
(см.
дополнение к программе по вопросам и критериям оценки контрольных работ для дневного отделения специальности "Религиоведение") (доц. Лобастова В.А.)
"
Культурология" (проф. Савчук В.В.)
(вечернее отделение) (проф. Романенко Ю.М.)
(см.
дополнение к программе по вопросам и критериям оценки контрольных работ) (проф. Романенко Ю.М.),
"
Музейное дело" (доц. ЛобастоваВ.А.),
(см.
дополнение к программе по вопросам и критериям оценки контрольных работ для дневного отделения специальности "Музейное дело") (доц. Лобастова В.А.)
"
Политология"(вечернее отделение) (доц. Савченкова Н.М.),
(см. также дополнения к программе по вопросам и критериям оценки контрольных работ для
заочного (доц. Лебедев С.П.), вечернего отделения (доц. Савченкова Н.М.) и бакалавриата (доц. Лобастова В.А.) специальности "Политология")
"
Конфликтология" (проф. Савчук В.В.)
(см. также
дополнение к программе по вопросам и критериям оценки контрольных работ для дневного отделения специальности "Конфликтология") (доц. Лобастова В.А.)
"Онтология и теория познания" для специальностей "
Политология" (проф. Савчук В.В.), "
 
Наверх

"Философские проблемы гуманитарного знания"

Изучение философских и методологических оснований гуманитарного познания; развитие навыков самостоятельного применения концептуальных и методологических средств исследования в области гуманитарного познания; обеспечение концептуальной и методологической базы для подготовки специалистов – гуманитариев.

Программа
Наверх

"Методика преподавания философии"

Программы для студентов специальности "Философия":
вечернее отделение (проф.Романенко Ю.М., 34 часа);

Дополнения к программе по вопросам и критериям оценки контрольных работ для студентов вечернего, дневного и заочного отделений (специальность "Философия")

Наверх

"Онтология мифа" (проф. Романенко Ю.М., 34 часа)

Рассматривается феномен мифа в свете онтологии и метафизики: отношение мифа к категориям бытия, ничто, творения; естественное и сверхестественное в мифе; анализируются мифологические модели мира, типология мифологических героев и пресонажей, современные мифы в науке, идеологии, социальной политике.
Наверх

"Онтология возможных миров" (проф. Гусев С.С., 34 часа)

В курсе рассматриваются логические и методологические основания современных концепций т.н. "региональных онтологий", формирующих представления о многообразии "возможных миров", выступающих как концептуально заданные парадигмальные конструкции.

Программа

Наверх

"Стратегии коммуникации" (проф. Савчук В.В., 34 часа)

Новые средства коммуникации создали новую социальную ситуацию. Своеобразие настоящего момента в культуре заключается в том, что сложившаяся ситуация целым рядом исследователей описывается не иначе, как в эсхатологических терминах. Его интенсивное осмысление философами приводит к взаимоисключающим выводам: о “конце истории”, “смерти автора”, “субъекта”, создании качественно “новой” среды, которая обуславливает “конец философии” (Н.Больц)  или, напротив, о наступлении нового этапа развития разума (Ю.Хабермас и К.-О.Аппель). Сегодня, когда мир изменяется, — а иным видится, что и конституируется — средствами массовой информации, вновь стало актуальным осмысление природы, содержания и средств коммуникации, ее отличие от сообщения и т.д.
Парадоксальность и по целому ряду параметров проблематичность последствий распространения современных способов коммуникации вызывает к жизни рефлексию исторических стратегий коммуникации, анализ сознания субъекта традиционной эпохи. Новые виды коммуникации актуализируют механизм общения и сообщения догуттенберговской и гуттенберговской эпохи.
Курс посвящен анализу современных стратегий достижения взаимопонимания и коммуникативного взаимодействия между людьми.

Программа

"Философия языка" (проф. Марков Б.В., 34 часа)

Спецкурс посвящен изучению современной методологии анализа философских проблем и выработке целостного мировоззрения, опирающегося на знание мировой культуры, которая доходит до нас в языковой форме.

Наверх

"Практическая природа истины" (проф. Липский Б.И., 34 часа)

 

Проблема рассматриваемая в данном курсе состоит в том, чтобы, сохраняя основные характеристики, определить возможности его применения в условиях изменяющегося мира, познаваемого и преобразуемого человеком.

Программа

Наверх

"Ценность и истина в философии и науке" (проф. Выжлецов Г.П., 36 часов)


Наверх

"Становление метафизики" (доц. Лебедев С.П., 34 часа)

Понимание причин появления и «механизмов» развития тех или иных философских направлений имеет большое значение, тем более если речь идет о таком движении мысли, как идеализм. Решение этого вопроса позволяет адекватнее оценить место и роль указанного философского направления в развитии мировой философии.

Кроме исторической точности, что само по себе уже не мало, подобный анализ имеет важность ещё и потому, что он способен повлиять и на более точное восприятие современным мышлением себя самого и на его самооценку.

Программа

Наверх

"Свобода и необходимость" (доц. Любимов Г. П., 34 часа)

Программа

"Парадигмы классической рациональности" (асс. И.И. Мавринский,34 часа)

Изучение парадигм и типов рациональности, формирование методов анализа основных структур рациональности.
Задачи курса: вскрыть взаимосвязь рациональности с основными формами и типами мировоззрения, исследовать динамику развития способов понимания рациональности и методов рационализации действительности, выявить ограничения и сферу применимости указанных методов.

Программа

"Типологические построения в научном познании" (доц. Н.К. Матросова,34 часа)

Анализ типологии как одного из видов систематизации знания.
Задачи курса:раскрыть историко-философские и логико-методологические основания типологии, развить навыки самостоятельного исследования конкретных методологических приемов.

Программа

«Парадигмы онтологии» (доц. Никитин В.Е., 34 часа)

Выявление и анализ основных онтологических направлений в современной европейской философии, выяснение специфики различных онтологических концепций, прояснение их собственных оснований и предпосылок.

Программа

«Аналитика достоверности» (доц. Никоненко С.В., 34 часа)

Изучение современных концепций истины и достоверности, анализа, языка, теории значения, эпистемологии, оснований логики и других актуальных гносеологических проблем.

Программа

«Фундаментальная онтология как строгая наука» (ст. преп. Паткуль А.Б., 32 часа)

Демонстрация связи проекта фундаментальной онтологии с проектом феноменологического обоснования философии как строгой науки и, соответственно, феноменологическое обоснование идеи научности как таковой.
Выявление и конкретный анализ особенностей предмета, метода и способа осуществления, характеризующих фундаментальную онтологию как науку.
Анализ хода движения научного исследования в данной онтологии, а также постановка и подробное рассмотрение проблемы места фундаментальной онтологии в архитектонике философского знания.
Рассмотрение основания для последующего отказа создателя фундаментальной онтологии от научности как формы онтологического исследования.

Программа

«Онтологические основания субъективности» (доц. Райкова Л.М., 32 часа)

Актуальная значимость проблемы субъективности задается общей направленностью современной философской мысли не только понять и объяснить природу человека, выявить его сущностные основания, выяснить границы и пределы разума, но и расширить горизонт понимания человека как онтологического условия, предопределяющего как феноменологию самого человека, так и открывающийся через него универсализм и богатство бытийных форм существования.
Цель предлагаемого спецкурса - представление феномена субъективности не толькокак выражение личностной индивидуальности, но и как внутренне активное интеллигибельноебытие человека, универсализм интенциональности которого оказывается исходнойпредпосылкой тех феноменологических акций, в которых обозначается конкретная формасоциализации индивидуальности, живущей в современной экстремальной истории, в недрахкоторой зарождается антропологическая катастрофа.Задача изучения курса – раскрытие феномен субъективного в его онтологическом однообразии, выявления процессуальности становления пространства индивидуальной выраженности интенциональности человека.

Программа


«История и аналитика чувственности» (доц. Савченкова Н.М., 34 часа)

Основной целью курса является ознакомление слушателей с основными формами тематизации чувства в истории культуры, а также создание у слушателей системы знаний, необходимых для анализа современных реальностей переживания. В задачи курса входит ознакомление студентов с базовыми культурными институциями формирования чувственности, таких как античный полис, греческая трагедия, христианская ментальность, искусство Ренессанса и европейский роман.

Программа

Наверх

"Опыт чтения как  герменевтическая проблема" (доц. Савченкова Н.М., 32 часа)

Знакомство студентов с современной гуманитарной ситуацией и с теми разделами философии языка, которые включают в себя проблематику онтологического статуса литературного текста, поэтического воображения, рефлексии Автора. Изучение основных форм критического сознания в ХХ веке, основных герменевтических стратегий и ситуаций сопротивления герменевтике; развитие навыков работы с художественным текстом.

Программа

"Рефлексия в постсовременности" (проф. Савчук В.В., 34 часа)

Рефлексия предельных оснований, сознания, разума, культуры - традиционные темы западноевропейской философии. Столь же традиционными являются вопросы их происхождения. На основании различения рефлексии, генеалогии, генезиса, а внутри самой рефлексии - исторических типов её: чувственной, эмпирической, логической, трансцендентальной, абсолютной - предполагается введение и обоснования нового типа рефлексии - топологической.

Программа
Наверх

"Эпистемология визуального образа в искусстве" (проф. Савчук В.В., 34 часа)

В предлагаемом курсе искусство предстает как в своей гносеологической функции, так и в качестве предмета философской аналитики, что позволяет осветить те его особенности в современности, которые не выявляются при искусствоведческом или эстетическом анализе.
Эпистемология искусства имеет свою традицию, сложившуюся в европейской культуре, постижение которой преследует предлагаемый курс. Пожалуй, в истории  философского  мышления  именно  в период античности был обоснован философский ракурс рассмотрения искусства, который затем был своеобразным образом продолжен  в период средневековья. С особой остротой необходимость философской трактовки искусства возникла на рубеже XIX-XX веков, что было вызвано изменением художественной парадигмы. Для разнообразной художественной практики нынешнего времени, включающей в себя опыт многих мировых художественных традиций и стилей, характерны философские искания художников, что подчас приводит к отождествлению искусства  и философии. Все это с особой остротой выдвигает проблему философского прочтения искусства, в чем и заключается  актуальность предлагаемого  курса

Программа
Наверх

«Философские проблемы образования» (доц. Симоненко Т.И., 12 часов)

В основании любой образовательной парадигмы (исторической или современной) лежит определенная концепция человека. Она задает соответствующую направленность образовательному процессу, являясь теоретико-методологической базой для выработки принципов образования в том или ином обществе.
Данный спецкурс призван дополнить изучение конкретных вопросов педагогики рассмотрением образования в контексте исследования бытия общества и человека, философским видением глубинных связей и отношений процесса образования с явлениями культуры, цивилизации, процессом становления разных типов социальных отношений, в контексте реальной истории.

Программа
Наверх


«Проблема времени в трансцендентальной философии» (асс. Артеменко Н.А., 34 часа)

Рассматривается кантовская темпоральная проблематика с учетом более широкого исторического контекста задачи трансцендентального обоснования философии (М. Хайдеггер, Э. Гуссерль).

Программа

Основные понятия феноменологии (ст.преп.Орлова Ю.О., 32 часа)

Изучение базовых феноменологических понятий. Освоение следующих основных аспектов изучения феноменологических понятий: (1) формально-логического; (2) трансцендентально-логического и (3) онтологического контекста основных понятий феноменологии. Изучение основных современных направлений в философии, заданных феноменологией Гуссерля.
Задачи курса:
  • Изучение основных понятий феноменологии Гуссерля.
  • Исследование гносеологической роли понятий феноменологии.
  • Изучение методической функции базовых феноменологических понятий.
  • Исследование феноменологического проекта онтологии.
  • Самостоятельная работа студентов с феноменологическими текстами.
  • Изучение феноменологического метода и выработка навыков в его применении.
  • Изучение основных феноменологических проектов в современной философии
  • Исследование влияния феноменологической проблематики на основные направления современной онтологии и теории познания.
 

Онтологические основания устойчивого развития (доц. Ковалёв С. А.; автор -  доц. Ростошинский Е.Н.)

Решение глобальных проблем, с которыми сталкивается развитие современного мирового сообщества, о чем свидетельствуют ряд документов, разработанных под эгидой ООН, возможно лишь на путях создания программ устойчивого развития. Эффективная разработка и реализация этих программ возможна при раскрытии онтологических оснований устойчивого развития, интегрирующих естественнонаучные, технические и гуманитарные аспекты этой проблемы.
Анализ устойчивого развития, раскрытия его онтологических основ базируется на более фундаментальной по отношению к теме устойчивого развития проблеме – сохранения, являющейся методологическим ориентиром в раскрытии онтологических оснований устойчивого развития. Данный спецкурс для реализации этих целей предпринимает попытку решения задач:

  • проследить зарождение и развитие представлений о сохранении в мифологических и теоретических представлениях мыслителей прошлого;
  • показать роль и значение видов сохранения (вечность, устойчивость, снятие) классических онтологических картин;
  • раскрыть диалектику изменения и сохранения, выступающую в основании устойчивого развития;
  • выяснить философско-методологический аспекты ряда общенаучных понятий (регуляция, управление и т.д.) конкретизирующих взаимосвязь изменения и сохранения;
  • выявить роль отражения как основного механизма устойчивого развития и т.д.

    Общие (из старых):

  • Проблемы современной философии для факультета ПМ-ПУ СПбГУ (ст.преп. Паткуль А.Б.) - программы для вечернего и заочного отделений
  • "Философия"  для факультета международных отношений (доц. Любимов Г.П.) - программа.
  • "Введение в философию" для нефилософских специальностей (бакалавриат)(составитель: доцент Лебедев С.П.) - программа
  • "Методы оптимизации мышления в конфликте" для специальности "Конфликтология" (доц. Любимов Г. П.) - программа

 Спецкурсы (из старых):

  1. Стратегии коммуникации (проф. Савчук В.В.)
  2. Философия языка (проф. Марков Б.В.)
  3. Становление метафизики (доц. Лебедев С.П.)
  4. Типологические построения в научном познании (доц. Матросова Н.К.)
  5. История и аналитика чувственности (доц. Савченкова Н.М.)
  6. Опыт чтения как  герменевтическая проблема (доц. Савченкова Н.М.)
  7. Проблема времени в трансцендентальной философии (асс. Артеменко Н.А.)
Просмотров: 2085

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2016