Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.:
(812)
324-12-66

Аннотация учебных курсов

Политическая антропология

В курсе предполагается выявить основные формы соотнесенности культурных и политических практик, раскрыть специфику взаимодействия между формами власти и культурно-символическими ресурсами, которые используются для развертывания и укоренения в социально-политической реальности. Основные темы курса: Психоистория власти. Антропологические и культурно-исторические предпосылки политики. Семиотика власти. Мораль и политика. Гений войны (М. Шелера). Герои и торгаши (В. Зомбарт)  Боль и насилие в культуре (Э. Юнгер, Р. Жирар). Проблема Другого (Лакан, Бодрийяр). Шизоанализ и политика (Ж. Делез). Сила закона (Ж. Деррида). Толерантность и мультикультрализм. Фундаментализм. Другой, чужой, враг. Формы соседства и гостеприимства. Человек, государство и Бог в российской истории. Геополитика. Евразийство. Либералы и консерваторы. Образ России в постколониальных исследованиях. Миссия России в современном мире.

Главная задача практических занятий научить студентов анализировать проблемы современного общества на том уровне мышления, которой соответствует современному состоянию философского знания.

Философия Франкфуртской школы

Курс является составной частью магистерской программы «Немецкая философия». Он читается в базовой части 2 года обучения и рассчитан на 10 часов лекций, 18 часов практических занятий и 42 часа самостоятельной работы студентов. Задача курса – знакомство обучающихся с с базовыми понятиями философии Франкфуртской школы. Предлагаемый курс отражает политический поворот в философии 20 в. и построен на синтезе философии, культурологии, антропологии, этики, политологии, социологии и психоанализа. Применение сложных техник аналитической философии, герменевтики, структурализма, системной теории общества, психоанализа и деконструкции для решения проблем, возникающих в научной и социальной практике, является главной задачей данного курса. Основой курса служат фундаментальные работы философов, работающих в парадигме, заложенной Франкфуртской школой (Т. Адорно, В. Беньямин, Х. Аренд, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Хоркхаймер, Э. Фромм и др )  Их идеи сопоставляются с программами, которые разрабатывали Бадью, Бодрийяр, Делез, Деррида, Левинас, Лакан, Луман, Сартр, Слотердайк, Фуко и др.) Спецкурс предполагает активное вовлечение магистрантов в обсуждение альтернативных программ политической философии в рамках семинаров и различных форм самостоятельной работы.

«Философские вопросы биологии»

В традиционном споре о лидере современного естествознания место физики все более уверенно начинает оспаривать биология. Вторжение технического отношения к миру в сферу собственного у человека — биотехнологии — открывают перспективу существенных преобразований самого нашего представления о человеке и человеческом, включая сюда и центральный принцип культуры модерна — принцип гуманизма.

В связи с этим предлагаемый курс построен несколько необычным образом. В меньшей мере в нем будет идти о категориальном и методологическом анализе достижений современной биологии, сколько он представляет собой попытку гуманитарного комментария к событиям в биологии.

Курс также включает в себя попытку взглянуть на человека «со спины» — не стороны его культурной определенности, а со стороны его телесного существа, со стороны «природы человека».

«Психоанализ и религия»

Учебная дисциплина «Психоанализ и религия»  является составной частью основной образовательной программы  по направлению «Философия» (магистерская программа «Философская антропология»). Ее основная цель состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное, систематизированное представление о ключевых концептах, понятиях и принципах психоанализа, а так же экстраполировать  их на историю человека европейской и дальневосточной культурно -исторических традиций, включающих феномены религиозного сознания мировых религий, прежде всего – христианства и буддизма.

Своеобразие психоаналитических моделей поведения человека, интеллектуально – психологические ресурсы концептуализации кросс – культурной компаративистики определяются тем типом историзма, движения от знака к смыслу, в котором человек предстает не столько как функция социальных условий, сколько как функция памяти, интерсубъективной коммуникации, культурно – исторической детерминации поведения человека, избегающих институционального функционирования и объектного выражения. Феномены религиозного сознания и религиозной мотивации рассматриваются в контексте процессов десакрализации, («книжной чувственности», «разволшебствования мира», «повседневной сакральности» и др.) как продукты антропологических практик, непосредственной и опосредованной коммуникации, среди которых наиболее важными являются речь ( во всем богатстве выразительных возможностей признания), письмо и текст, а так же система массовых коммуникаций  (книга, литературное произведение, экран, кино). Использование психоаналитического инструментария в области компаративного анализа Большой истории (психоистория, археология знания, генеалогический анализ) позволяет расширить исследуемый контекст исторического времени в христианстве и буддизме ( переживание сакрального, спасение, благодать, чудо, карма и кармическая причинность, исповедь, покаяние  и др..)

«Психоанализ и философия»

Учебная дисциплина «Психоанализ и философия» является составной частью основной образовательной программы по направлению «Философия» (магистерская программа «Немецкая философия»). Ее основная цель состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное, систематизированное представление о ключевых идеях, понятиях и принципах психоанализа, возникшего как маргинальное учение в области медицины, но выросшего в целостную философско - антропологическую концепцию с приложениями, важными для понимания современной европейской культуры.

Своеобразие психоаналитического подхода к человеку определяется тем типом историзма, интеллектуально –психологического движения от знака к смыслу, в котором человек предстает не столько как функция социальных условий, сколько как функция памяти, интерсубъективной коммуникации, культурно – исторической детерминации поведения человека, избегающих институционального функционирования и объектного выражения.

История самогопсихоанализа рассматривается как  развитие от элементарного психоанализа З.Фрейда к структурному психоанализу Ж. Лакана и его последователей, учитывая идеи М. Кляйн, Д. Винникотта, К.Г. Юнга, Ж. Лапланша и других мыслителей.

Человек и Закон (Введение в юридическую антропологию).

Среди  изменений современного гуманитарного знания - возникновение интегральных дисциплин, к которым относится и юридическая антропология. Если призвание права – в сохранении правопорядка,  который делает жизнь человека и общества относительно безопасной, предсказуемой и гарантированной, то его можно рассматривать как технологию, действенность которой связана со своеобразием правового дискурса - определенностью правовых норм (прежде всего законов), социальных институтов (государства и его органов) и алгоритмами процессуальности.  Правовой дискурс существует под знаком определенности, предписанной законодателем от лица государства в деле осуществления власти.

Рефлексия над правом, выявляющая ограниченность нормативного сознания, многообразие способов легитимации власти, становится  областью применения философской методологии, богатейший вклад в которую вносят как философы (К.Маркс, Ф. Ницше, М.Вебер, М. Хайдеггер, Ю. Хабермас, М. Фуко, Ж. Деррида и др.), так и представители специальных дисциплин (Б. Малиновский, В. Онг, Ю. Джейнес, С. Робертс и многие другие).

Возникая как способ концептуализации т. н. примитивного, обычного права, юридическая антропология исследует формы социального контроля, способы взаимодействия людей, в том числе и решение конфликтов в дописьменных культурах. Исследования Э.Дюркгейма, Б.Малиновского, С. Робертса и их последователей позволяют рассматривать дописьменное право не только как источник письменного права, но и как совокупность моделей решения конфликтов, которые могут быть эффективными и  в современном обществе (напр. в области семейно – брачных отношений).
Существенная часть спецкурса посвящена анализу традиции  европейского правосознания, превращающей критику насилия в критику сознания (работы М.Фуко, В. Беньямина, Ю. Хабермаса и др.), сравнительному анализу методов деконструкции (Ж. Деррида и др.) и метакоммуникации (Г.Бейтсон и др.) при анализе основных допущений и предпосылок правового дискурса.

Антропология сакрального во Франции

Курс посвящен одной из важнейших проблем французской антропологии XX века, которая объединяет такие разные имена, как Э.Дюркгейм, Ж.Дюмезиль, М. Мосс, Ж.Батай, Р.Кайуа, Р.Жирар и многих другие. Эта же проблема сакрального стала центральной темой деятельности Коллежа социологии ( 1937-1939), уникального кружка интеллектуалов, оставившего после себя яркий след в европейской философии. Интерес к сакральному связан в рамках данной традиции с  анализом всевозможных закрытых, инициатических обществ (тайных организаций, религиозных орденов, армии, политических партий тоталитарного характера и т. д.). Социальный эзотеризм предполагает и определенным образом артикулированные концепции самого сакрального. Была выдвинута идея подробного описания мест, событий, объектов, обстоятельств, которые формируют в нашем повседневном опыте свободное от профанного измерения пространство. Оно становится эквивалентным тому пространству, в котором в древности располагались ритуалы, игры и праздники. В современном мире сакральное не исчезает полностью, но существенно меняет свой статус, оно теряет коллективный и осознанный характер и перемещается в сферу индивидуального и бессознательного. Речь, по словам Р.Кайуа, должна идти «об интериоризации сакрального». Однако, это свидетельствует об ограниченности социологических методов изучения сакрального. Двойственная природа сакрального ( предполагающая одновременно и влечение и отвращение) понимается  не как следствие ограниченности познавательных способностей человека, а как адекватное выражение противоречивой природы самих сакральных феноменов. Сакральное одновременно характеризуется как возвышенное и как низменное, как чистое и как отталкивающее, с одной стороны, запретное, с другой — извращенное. Sacer переводится с латыни и как святой, и как проклятый, и это не случайно. Когда какой-либо объект желания становится сакральным, то само желание подпадает под воздействие противоречивых предписаний. Сакральное конституируется таким образом, что объект желания (полюс притяжения, влечения) представляет собой в то же время и препятствие для его удовлетворения (полюс отторжения, отвращения). Сакральные феномены являются результатом табуирования самого главного, центрального в общественной жизни. Исключительно важное значение  имеет тот факт, что эти феномены переживаются нами. Поэтому  особое предпочтение отдается феноменологии как технике описания этих переживаний. 

Образ человека в истории философии

Вопрос о природе человека традиционно привлекает самое пристальное внимание философов. Сегодня эта классическая проблема философии приобретает новое звучание, что обусловлено современными тенденциями общественного развития.  Олицетворением этих тенденций становятся биомедицинские и информационные технологии, отличительной особенностью которых сегодня является их человекоразмерность, возможности посредством их оказывать самое глубокое воздействие на человека, ведущие к коренной трансформации его телесности, генетики и психики, его природы.  

В этой ситуации проблема образа человека в истории философии обретает далеко не один лишь академический интерес. Ведь то, каким образом люди будут использовать эти появляющиеся новые возможности, во многом зависит от понимания ими того, что есть человек, а следовательно, каковы пределы преобразующих воздействий на него, какие из этих возможных воздействий будут сочтены приемлемыми. При обсуждении этих проблем самое серьезное внимание предполагается уделить различиям в понимании природы человека в разных культурных традициях, поскольку именно эти традиции во многом и определяют границы между приемлемым и неприемлемым.

Право и практики установления истины

Основная идея курса – рассмотреть процесс поиска и проверки истины не с точки зрения содержательных моментов, а в качестве определенного вида практики. Данные практики рождаются в классической Греции, и помимо характерного для философии установления истинности одновременно появляются и такие формы, как диагностика и судебный процесс. Сопоставление этих практик, анализ сходств и различий между ними, позволяет составить картину эволюции форм доказывания истины, а также формализовать изоморфность этих практик, которая может рассматриваться в качестве  единого критерия оценки достоверности научно-исследовательского процесса и институализированных форм доказывания в правовых практиках. Речь идет о двух «историях истины» ( М.Фуко) – «внутренней» истории, развивающейся на основе свойственных науке регулятивных принципов, и истории «внешней», истории практик вменения вины и ответственности. Характерная для юридических практик техника соотнесения доказательств с предметом доказывания обладает несомненной эвристической ценностью для современных гуманитарных наук.

Просмотров: 319

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2017