Адрес: |
г. Санкт-Петербург, 199034, Менделеевская линия д. 5 |
Приёмная директора института: |
тел.:
|
(812)
|
328-44-08
|
факс: |
(812) |
328-94-21 |
Учебный отдел по направлению философия: |
тел/факс:
|
(812)
|
328-94-39
|
Приёмная комиссия: |
тел.:
|
(812)
|
914-64-23
|
|
(812) |
363-66-35 |
|
|
|
|
 |
Книга и экран: Человек в эпоху масс медиа
|
<p style="text-align: center;"><b>Материалы к обсуждению</b></p>
<p style="text-align: right;">Б.В. Марков, В.М. Литвинский</p>
<p style="text-align: justify;">Преемственность социальной
жизнедеятельности людей, непрерывность исторического опыта во многом
определяется нарастающей семиотизацией жизни. В словесной форме теоретических и фактических
суждений, болтовни и мудрости, интерпретаций и комментариев, иных форматов
«возвращения языка к самому себе» (Р.Якобсон) меняются способы упаковки опыта,
открываются новые возможности выражения чувств. Сначала живая речь, а затем
письмо и книга, хозяйственная запись и литературное произведение, печать,
фотография, экран, СМИ и интернет, как и многие иные способы хранения и
распространения информации радикально трансформируют процессы формирования
человека, способы его самовыражения. Технология осваивает не только и не
столько мир вещей, сколько мир слов и значений. </p>
<p style="text-align: justify;">Как известно, изобретение письма с
фонетическим алфавитом произошло на основе речи. Поэтому в античной традиции чтение текста еще долго сопровождалось
проговариванием; записывая, как и читая, произносили вслух. В наиболее развитых
полисных государствах алфавитное письмо быстро становится доступным широким
массам, общество - грамотным и письменным. Так, в Афинах эпохи классики грамотность
среди свободной мужской части населения приобретает почти всеобщий характер;
становится возможным создание литературных произведений, что в свою очередь, породило
критику. Так письменность обрела себя: она перестала быть лишь средством записи
речи. Письменная коммуникация стала самостоятельной. </p>
<p style="text-align: justify;">В эпоху империй начинается изменение
технологии коммуникации. Эффективно и успешно правит тот, кто понимает и
использует не только субстанциальную, а и медиальную природу власти. Было бы
поспешно считать, например, римского императора Нерона просто безумцем,
возомнившим себя первым актером в театре мира. Если Рим – это политическая
фикция, то задача императора состоит в том, что бы блестяще играть свою роль. Опираясь
на бюрократию, Рим управляет массами при помощи зрелищ, которые кажутся
жестокими, ведущими к одичанию людей. </p>
<p style="text-align: justify;">Христианский проект универсальной
коммуникации сочетал харизматический централизм и апостольское служение. Ставилась
задача реформировать католический мир в виде спиритуально-политической империи.
Римско – католическая церковь выполняла задачу построения единого
информационного пространства, успех в решении которой был связан с созданием
«сетевого общества» на основе канонической литературы, прежде всего Евангелий и
апостольских посланий. «Пастырство плоти» было призвано нормализовать слепые страсти. Рассматривая страсти с
коммуникативной точки зрения, мы должны различать знаки и коды, с одной
стороны, и реальные чувства, с другой. По мере инфляции христианского списка
грехов ему на смену приходит кодификации чувств в аристократическом искусстве
страсти. Их манифестируют, они становятся
условием браков и иных социальных действий так, как это происходит в романах.</p>
<p style="text-align: justify;">По - видимому, сегодня эпоха гуманизма,
основанная на книге и классическом образовании, закатывается: единство общества,
человека и общества уже не достигается литературой и историей. На место
“всемирной литературы” приходят новые транснациональные информационные
структуры. Сложные научные теории и произведения искусства, политические
идеологии - словом все, что требовало от реципиента высокого культурного
уровня, теперь подается масс-медиа в упрощенном и доступном виде. Людей в
мировое сообщество связывает глобальная сеть Интернета, дающая доступ к самовыражению самым широким массам в
чатах, блогах и иных форматах.</p>
<p style="text-align: justify;">Происходят качественные изменения в стиле
мышления, в способах видения, оценки и понимания действительности. Прежний линейный
способ восприятия мира по аналогии с письменной строкой, понимание, основанное на логической
последовательности, аргументации и обосновании, даже в идеологиях, уступают место целостному
охвату смысла происходящего; мозаичное и даже нерегулярное чтение, как и
просмотр ТВ быстро приобщают человека к происходящему, не требуя от него особых
собственных усилий. Мы вступили в пост-литературный, в пост-эпистологографический
и, стало быть, в пост-гуманистический мир, где идентичность человека
выстраивается некими маргинальными внеписьменными, внелитературными,
внегуманистическими медиумами.</p>
<p style="text-align: justify;">Причина обращения философии человека к сфере
визуального не является чисто теоретической. К нему вынуждают пришествие эры видео и
кибернетических технологий, нашествие электронных образов, новых форм симуляции
и иллюзионизма, разрушающих контакты с реальностью и тем самым приобретающих
поистине невиданную власть над человеком.
Страх перед медиумами способен покорить их co,cобственного создателя. Идолократия, иконофилия, фетишизм — это конечно
не современные феномены. Поражает парадоксальное возрождение какой-то
примитивной магической, оккультной, магнетопатической техники производства
визуальных знаков, которые, не имея никакого смысла и не требуя рефлексии, эффективно
вызывают вполне определенные психические реакции, зачастую не самые лучшие. Фантастический поворот к образам становится
возможен благодаря масс-медиа, которые продуцируют визуальные знаки в сфере
рекламы и политики, сращивая образы с потреблением, порождая все новые и новые желания. Знаки и образы, не обозначая ничего
экзистенциального или сущностного, вопреки реалистической теории познания оказывают
непостижимое воздействие на поведение людей. </p>
<p style="text-align: justify;">В
отличие от традиционных образов и знаков,
в роли значений которых выступают предметы, понятия или идеальные сущности, экранные изображения, как иконы, постепенно
превратились в нечто иное: они сами стали самоценной реальностью. </p>
<p style="text-align: justify;">Электронные медиумы
сводят вместе научный, эстетический и этический дискурсы, причем так, что
трудно отличить не только информацию от оценки, но и вымысел от реальности.
Неразличимость реальности и фантазма порождает бесконтрольность и
беззащитность. Потребитель политической, рекламной, медицинской и т.п.
информации получает вместе с конкретными полезными сведениями сеть моральных и
эстетических оппозиций. Информация в медиа-форматах становится анонимной формой власти, от которой страдают
абсолютно все, в том числе сами властвующие вместе с управляемыми: само управление
нуждается в достоверной, хотя бы в
правдоподобной информации, на основе которой принимается решение. Принимая
фантазмы и симулякры масс-медиа за объективную информацию, власть становится
своей собственной жертвой. </p>
<p style="text-align: justify;"> - Несомненно, масс-медиа радикально
трансформируют процессы коммуникации, традиционные способы получения, хранения
и использования человеком информации, среди которых в глаза бросаются те, что
имеют несомненно негативный характер, Да,
электронные медиумы сохраняют, многократно усиливают негативные черты прежних
медиумов, но уже на новой основе они возвращают в коммуникацию звуки и образы, формирующие
у самых истоков плоть и кровь человеческого существования. Существенно расширяя пространственный
горизонт общения, содействуя демократизации общественной жизни, интернет
открывает человеку невиданные ранее возможности
самовыражения.</p>
<p style="text-align: justify;">Самые серьезные опасения вызывает
превращение масс медиа в орудие манипуляции
массами благодаря эффекту гиперреальности образов, симуляции материнского
голоса и людей, окружающих еще не рожденного младенца.</p>
<p style="text-align: justify;">Для антропологически ориентированного
исследователя крайне важны следующие характеристики речи, письма и электронных
медиумов: </p>
<ul style="text-align: justify;">
<li><i>Младенец,
познающий свое тело путем прикосновения, первоначально воспринимает внешний мир
благодаря вибрациям и слуху. Звуки становятся для него важнейшей частью мира. </i></li>
<li><i>Поскольку внешний мир первоначально
воспринимается не визуально, а акустически, то голос другого столь же
необходим, как и питание. </i></li>
<li><i>Человек утверждает себя посредством голоса.
</i></li>
<li><i>Речевая коммуникация способствует единству
слушателей, обеспечивает связь прошлого
и настоящего. Однако, преодолевая временной разрыв, речь ограничивается
пространственными рамками. </i></li>
<li><i>Использование искусственных знаков открывает возможность означивания знаков
знаками, разрывая глубинную связь голоса и реальности.</i></li>
<li><i>Письменность "модализирует"
понимание реальности: возможное, действительное, случайное, вымышленное как и
иные модальности становятся достоянием коммуникации. </i></li>
<li><i>Благодаря письменности происходит более
объективированное измерение времени. </i></li>
<li><i>Письменность изменяет механизм и порядок
социальной памяти и усиливает дифференциацию социальной системы.</i></li>
<li><i>Дистанция интеракции и социального
контекста порождает возможность обмана, заблуждения, отклонения. Нельзя
забывать и о негативных эффектах книгопечатания, о книжной зависимости, о новых
формах господства языка как формы описания мира</i></li>
</ul>
<p style="text-align: justify;">Антропологические последствия медиализации
реальности гораздо глубже, чем думают защитники традиций. Для тех, кто верит,
что только назидательные речи и серьезные книги гуманизируют человека, остро стоит
вопрос: Имеет ли тогда смысл говорить и писать в эпоху генетической информации и цифровых кодов? </p>
Просмотров: 22
|
наверх
|
|
|