Кафедра логики отвечает за организацию и проведение следующих дисциплин:
логика
аргументация
риторика
В рамках различных образовательных прорамм, реализуемых на философском и других факультетах СПбГУ, кафедра реализует курсы базового и углубленного типа, а также специальные курсы.
Здесь Вы можете ознакомиться с их перечнем. По ссылкам Вы можете перейти к их краткому описанием, вспомогательному материалу, и требованиям, предъявляемым на экзаменах или зачетах. В архиве находятся учебные курсы, чтение которых приостановлено или завершено.
Общие курсы
- Введение в логику ( проф. В.И. Кобзарь , доц. С.И. Ладушкин )
- Компьютерные технологии в науке и образовании ( доц. Д.Е. Прокудин )
- Логика [Часть I. Формальная логика] ( все преподаватели кафедры логики )
- Логика [Часть II. Символическая логика] ( проф. Э.Ф. Караваев )
- Логика [для филологического факультета] ( доц. А.И. Мигунов )
- Логика в управлении ( доц. И.Б. Микиртумов )
- Логика гуманитарного знания ( доц. А.И. Мигунов )
- Логика и методология науки ( доц. А.И. Мигунов )
- Основы информационного и библиографического поиска ( доц. Д.Е. Прокудин )
- Основы риторики и теории аргументации ( доц. А.И. Мигунов )
Спецкурсы
- Аргументация и логическая прагматика (доц. Е.Н.Лисанюк)
- Логическая прагматика (доц. А.И.Мигунов)
- Булевы алгебры ( проф. Э.Ф. Караваев )
- Введение в кибернетику ( проф. Э.Ф. Караваев )
- Введение в символическую логику ( проф. Э.Ф. Караваев )
- Временная логика ( проф. Э.Ф. Караваев )
- Готтлоб Фреге и логика XX века ( доц. Ю.Ю. Черноскутов )
- Деонтическая логика ( доц. Е.Н. Лисанюк )
- Естественный вывод ( доц. Ю.В.Нечитайлов )
- История логики ( проф. Я.А. Слинин )
- История логики в России ( проф. В.И. Кобзарь )
- Логика Аристотеля ( проф. Я.А. Слинин )
- Логика и феноменология ( проф. Я.А. Слинин )
- Логика компьютерного диалога ( доц. Ю.В.Нечитайлов )
- Логическая семантика ( доц. И.Б. Микиртумов )
- Логическое учение Боэция ( доц. Л.Г. Тоноян )
- Математическая логика ( проф. Э.Ф. Караваев )
- Модальная логика ( доц. И.Б. Микиртумов )
- Релевантная логика и её окружение ( доц. С.И. Ладушкин )
- Сетевые информационные технологии ( доц. Д.Е. Прокудин )
- Схоластическая логика ( доц. Е.Н. Лисанюк )
- Теория и практика аргументации ( доц. А.И. Мигунов)
- Учение о понятии в истории логики ( доц. Л.Г. Тоноян )
- Элементы информационных технологий в образовании и науке ( доц. Д.Е. Прокудин )
- Эристика ( доц. И.Б.Микиртумов )
- Эротетическая логика ( проф. Б.И. Федоров )
- Эпистемическая логика ( доц. Нечитайлов Ю.В. )
- Теоретико-игровая семантика ( доц. Нечитайлов Ю.В. )
Архив учебных курсов
- Философские вопросы физики (доц. Ю.Ю. Черноскутов )
Краткая аннотация курсов
Компьютерные технологии в науке и образовании (ст.преп. Д.Е.Прокудин)
Настоящая программа по курсу "Информационные технологии в образовании и науке" предназначена для подготовки бакалавров в соответствии с требованиями, отраженными в государственных образовательных стандартах для указанных направлений.
В настоящее время одним из самых интенсивных процессов, протекающих в нашем обществе, являются процессы информатизации. В свою очередь информатизация общества ставит перед собой наиболее актуальной задачу информатизации образования, которое готовит квалифицированные кадры для всех областей и отраслей общественной жизни.
Информатизация образования выдвигает требования соответствия профессиональной подготовки преподавателей и научных кадров современному уровню информатизации. Отсюда следует, что одной из глобальных целей информатизации образования является подготовка специалистов, обладающих высокой информационной культурой, готовых и умеющих применять новые информационные технологии в образовании и науке, активно участвующих в процессе информатизации своей предметной области знаний.
В настоящее время можно выделить несколько основных направлений применения новых информационных технологий в образовании и науке:
- использование аппаратных и программных средств информационных технологий в качестве дидактического средства обучения для повышения наглядности при изложении учебного материала, моделирования различных объектов и процессов, систематизации и логического упорядочения учебного материала, тренажера, контроля усвоения знаний;
- реализация различных форм обучения: индивидуальной, коллективной, самостоятельной и дистанционного обучения;
- автоматизация обучения с применением современных автоматизированных обучающих систем (АОС);
- научно обоснованная разработка сценариев компьютерных учебных программ, экспертиза и оценка качества педагогических программных средств (ППС);
- применение компьютерных телекоммуникаций в образовании;
- обучение профессиональному применению средств информационных технологий в управлении образованием (автоматизированные системы управления, автоматизированные рабочие места);
- использование информационных технологий в своей предметной области;
- доступ к локальным и глобальным информационным ресурсам с использованием новых информационных технологий;
- применение средств информационных технологий в психолого-педагогических и научных исследованиях.
Курс ставит перед собой следующие цели:
- формирование готовности будущих философов к применению НИТ в своей будущей профессиональной деятельности, к самостоятельному решению теоретических задач в области технологии обучения;
- повышение активности участия будущих специалистов в решении задач информатизации своей предметной области и образования;
- повышение эффективности учебного процесса на основе применения НИТО;
- повышение уровня профессиональной подготовки студентов.
Исходя из этих требований, индивидуальных потребностей будущего ученого и педагога и на основе тенденций в информационно-технологической подготовке в высшем образовании можно выделить основные требования, предъявляемые к уровню подготовки студентов по направлению "Философия" в области НИТ:
- знание возможностей применения НИТ в своей профессиональной деятельности;
- знание возможностей использования НИТ в науке и образовании;
- владение теоретически обоснованными знаниями применения средств и методов НИТ в своей предметной деятельности.
Программа рассчитана на 68 часов аудиторных занятий и 68 часов самостоятельной работы. Аудиторный курс состоит из лекций, семинарских занятий и лабораторного практикума в кабинете компьютерной техники. На самостоятельную подготовку выносится работа над рефератами и работа с мировыми информационными ресурсами.
Программа
Эпистемическая логика (автор (составитель) к.ф.н., ст. преп. Нечитайлов Ю.В.)
Спецкурс «Эпистемическая логика» является важным этапом в подготовке специалистов по специализации «Логика», знакомит с новейшими тенденциями в развитии современной логики, служит основой для изучения ряда других дисциплин, а также теоретической и научно-методологической базой организации, осуществления и оптимизации интеллектуальной деятельности.
Цель изучения дисциплины:
- Обучение студентов законам, правилам и методам эпистемической логики
- Формирование у студентов доказательного, логического мышления
- Привитие студентам навыков сознательного использования научных методов в исследованиях различных процессов и явлений
- Подготовка к восприятию тех разделов современного научного знания, в которых используются идеи логико-математического моделирования и технические средства символической логики, а также родственные им средства уточнения формы знаний.
Задачи курса:
- выработать у студентов навыки выявления и классификации структурных особенностей эпистемических рассуждений, мыслительных процессов через изучение принципов эпистемической логики и ее законов
- ознакомить с направлениями развития эпистемической логики
- сформировать, развить и закрепить практические навыки перевода суждений и умозаключений, сформулированных на естественном языке, на символический язык эпистемической логики
- выработать навыки критического анализа современной научной литературы, и написания собственных научных статей
Наверх
Теоретико-игровая семантика (автор (составитель) к.ф.н., ст. преп. Нечитайлов Ю.В.)
Спецкурс «Теоретико-игровая семантика» является важным этапом в подготовке специалистов по специализации «Логика», знакомит с новейшими тенденциями в развитии современной логики, служит основой для изучения ряда других дисциплин, а также теоретической и научно-методологической базой организации, осуществления и оптимизации интеллектуальной деятельности.
Цель изучения дисциплины:
- Обучение студентов законам и правилам теоретико-игровой семантики
- Формирование у студентов доказательного, логического мышления
- Привитие студентам навыков сознательного использования научных методов в исследованиях различных процессов и явлений
- Подготовка к восприятию тех разделов современного научного знания, в которых используются идеи логико-математического моделирования и технические средства символической логики, а также родственные им средства уточнения формы знаний
Задачи курса:
- выработать у студентов навыки выявления и классификации структурных особенностей теоретико-игровой семантики, мыслительных процессов через изучение принципов теоретико-игровой сеантики и ее законов
- ознакомить с прикладным значением теоретико-игровой семантики в логике
- ознакомить с направлениями развития теоретико-игровой семантики как разновидности логической семантики, а также с развивающейся алгеброй игр
- сформировать, развить и закрепить практические навыки перевода суждений и умозаключений, сформулированных на естественном языке, на структурный язык теоретико-игровой семантики
- выработать навыки критического анализа современной научной литературы, и написания собственных научных статей
Наверх
Просмотров: 77