Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.:
(812)
328-97-28
эл.почта:

Иванов Вячеслав Григорьевич

, д.филос.н., профессор.

Родился 11 ноября 1927 в д. Фалилеево Ленинградской обл.
Профессор кафедры онтологии и теории познания, доктор философских наук, профессор.
В 1960 г. окончил философский факультет ЛГУ, а в 1965 - заочную аспирантуру этого же факультета.
С 1960 работал ассистенотом в Технологическом институте, а с 1962 — в ЛГУ.
С 1972 — профессор Ленинградской кафедры философии АН СССР.
С 1979 по 1987 — заведующий кафедрой диалектического материализма философского факультета ЛГУ.

Скончался 2 ноября 2016.

Тема кандидатской диссертации (1965):
"Категория причинности и квантовая механика".
Тема докторской диссертации (1976):
"Категория детерминизма в философии и в физике. Детерминизм, связь науки с мировозрением, детерминизм и свобода воли, философия пространства и времени".

Заслуженный работник Высшей школы РФ.

Действительный член Санкт-Петербургской академии истории науки и техники.
Член оргкомитета и докладчик ("Переписка Лейбница с Вариньоном") международной конференции РАН "Проблемы пространства, времени и движения", СПб, 1996.
Награды:
Медаль"ХХХ лет Советской Армии и Флота" (1948),
Знак "Победитель социалисического соревнования" (1974),
Почетная грамота Президиума АН СССР (1978),
Медаль "Ветеран труда" (1989)

О нём

В своих работах доказывал, что принцип детерминизма выполняет в науке роль нескольких методологических стандартов — идеала научности, нормы строгости научного описания, особой мировоззренческой установки,— в каждом из которых он имеет свое особое содержание. Считал, что трудности, возникшие в понимании детерминизма как нормы строгости описания, не затронули др. его сторон. В то же время рост опосредованности познания не оставляет надежд на элиминацию указанных трудностей. Мировоззрение рассматривалось учёным как особая, присущая только человеку, ментальная установка, опосредующая принятие решений в условиях неопределенности. Содержательно она включает в себя совокупность (систему) знаний и представлений, имеющих силу внутреннего убеждения, о мире и месте в нем человека. Основная функция мировоззрения — оценочно-ориентировочная. Мировоззрение индивида включает стихийно складывающуюся установку, которая опирается на его личный опыт и на осознаваемое им кредо, сложившееся под влиянием общественного сознания. Индивидуальная установка может выступать как активная жизненная позиция, как потребительство или как скептицизм. Важнейшей компонентой мировоззрения (наряду с самосознанием в форме партицинации и индивидуации) выступает картина мира. Это понятие выражает представление о мире, космосе человечества, обосновывает смысл жизни человека на Земле и его истории, идеалы и цели его бытия, обусловленность социального порядка и справедливости всем мировым порядком. Представление о мироздании всегда связано с определённой человеческой общностью, культурой, историческим временем, без чего утрачивает свою мировоззренческую значимость.

 


Просмотров: 1550

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2020