Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.:
(812)
324-12-66

читаемые курсы

  1. «Временная логика»

    Аннотация
    :
    Дисциплина является базовой в подготовке профессионального философа, работающего в области логики и ее применений для исследования научных и философских проблем.
    В рамках курса решается задача формирования у студентов следующих навыков и умений:
    (1) умение анализировать высказывания на естественном языке с целью выявления логической формы мыслей с учётом её временной квалификации;
    (2) умение использовать полученные знания о понятиях и технических средствах временной логики к разработке ее собственных проблем;
    (3) навыки философско-методологического анализа возможностей применения средств временной логики для уточнения формулировок и исследования научных и философских проблем.
  2. «Методы научно-исследовательской работы в логике, прагматике и теории аргументации»

    Аннотация
    :
    Это – первая (из трех частей) часть курса, предлагаемого магистрантам, специализирующимся в области философской логики и нацеленная на:
    (1) развитие у них устойчивых навыков перевода описаний различных “фрагментов” мира и познавательных ситуаций с естественного языка науки на язык логического анализа;
    (2) развитие у них умения строить логические выводы в рамках логики высказываний и логики предикатов;
    (3) приобретение ими устойчивых  навыков определения реального контекста и «погружения» в него предлагаемых процедур объяснения и предсказания.

    В итоге, обучающиеся оказываются подготовленными к развитию у них навыков рациональной работы с текстами и умения в философско-логических исследованиях и разработках использовать методы современной символической логики и прагматики, а также умения анализировать реальный контекст исследовательской и экспертно-аналитической деятельности.
  3. "Теория принятия решений"
    Аннотация:
    Этот курс предлагается магистрантам, специализирующимся в области философской логики, и он нацелен на то, чтобы:
    (1) дать обучающимся общее представление о современном состоянии в разработке теории принятия и об её философских и научных (в первую очередь, психологических) основах;
    (2) способствовать усвоению обучающимися того факта, что с любым компонентом и уровнем процесса принятия решения может быть связана какая-либо форма неопределённости и, соответственно, возможность присутствия риска;
    (3)  выработать адекватные представления о необходимости учёта как основных измерений среды действия, так и когнитивно-психологических характеристик лица, принимающего решение;
    (4)  ознакомление с современными научными данными о формировании субъективного представления задач с риском;
    (5)  ознакомление с концепцией "ограниченной рациональности" Г.А. Саймона;
    (6)  ознакомление с проблемой рациональности коллективных решений ("эффект Кондорсе", теорема К.Дж.Эрроу) и невозможностью построения «безупречного» нормативного кодекса;
    (7) изучение "модели диагноза по Байесу", с учётом современных представлений о "небезграничных" возможностях  существующего научного инструментария, с точки зрения адекватного представления объективной реальной случайности  (работы Д.Канемана, А.Тверски и Н.Талеба).
  4. «Логика»

    Аннотация
    :
    Целью курса является первоначальное ознакомление учащихся с  основными понятиями логики и принципами правильного мышления в том виде, как они представлены сегодня в логической науке, широко использующей специальный, формализованный, язык и математико-логический подход к анализу форм мышления. Рассматриваются основные характеристики правильного мышления и основные законы логики. Далее рассматривается суждение, - с учетом того, что мышление есть процесс. Серьезное внимание уделяется овладению учащимися навыками логико-синтаксического разбора и логического анализа сложных высказываний с целью выявления формы мыслей, выражаемых посредством этих высказываний. Далее идет общая  характеристика понятия и рассмотрение процедуры классификации. Рассмотрение умозаключений и его видов подготавливает переход к символической логике.  Даются основы логического вывода  и его роли в процедурах аргументации как формы познавательной деятельности.
  5. «Общие проблемы философии науки», первая часть курса «История и философия науки»  для аспирантов и соискателей Физического факультета СПбГУ.

    Аннотация
    :
    Рассматриваются основные стороны бытия науки:
    (1) система знаний особого рода и их характерные черты;
    (2) процесс получения этих знаний;
    (3) социальный институт, воплощающий этот процесс;
    (4) особая область и сторона культуры.

    Далее анализируется взаимосвязь истории и философии науки.
    Кратко очерчиваются основные этапы развития науки:
    (1) преднаука;
    (2) великая научная революция XVI-XVII вв.;
    (3) классическая наука XVIII - XIX вв.;
    (4) постклассическая наука.

    Структура процесса научного познания включает в себя эмпирический и теоретический уровни (кроме того, как считают некоторые философы науки) можно выделить еще и умозрительный теоретический уровень, который может предшествовать  эмпирическому уровню. Далее подробно рассматриваются основные методы современной науки (с примерами из физики). Особое место в наше время в науке занимает «информационное моделирование».
    В курсе обстоятельно излагается гипотетико-дедуктивная схема развития научного познания.
    Специальное внимание уделено процедурам объяснения и предсказания, а также критериям выбора теорий.
  6. «История и философия науки» для аспирантов и соискателей Высшей школы менеджмента СПбГУ. (Читается на английском языке)

    Аннотация
    :

    I.
    Рассматриваются основные стороны бытия науки:
    (1) система знаний особого рода и их характерные черты;
    (2) процесс получения этих знаний;
    (3) социальный институт, воплощающий этот процесс;
    (4) особая область и сторона культуры.

    Далее анализируется взаимосвязь истории и философии науки.
    Кратко очерчиваются основные этапы развития науки:
    (1) преднаука;
    (2) великая научная революция XVI-XVII вв.;
    (3) классическая наука XVIII - XIX вв.;
    (4) постклассическая наука.

    Структура процесса научного познания включает в себя эмпирический и теоретический уровни (кроме того, как считают некоторые философы науки) можно выделить еще и умозрительный теоретический уровень, который может предшествовать  эмпирическому уровню. Далее подробно рассматриваются основные методы современной науки (с примерами из различных областей социальных и гуманитарных наук). Особое место в наше время в науке занимает «информационное моделирование».
    В курсе обстоятельно излагается гипотетико-дедуктивная схема развития научного знания.
    Специальное внимание уделено процедурам объяснения и предсказания, а также критериям выбора теорий.

    II. Вторая часть курса посвящена рассмотрению философских проблем социальных и гуманитарных наук.
    Прежде всего, они включают специфику социально-гуманитарного познания и проблему генезиса социально-гуманитарного знания и его дисциплинарную структуру.
    Важно оценить роль философии в формировании и развитии социально-гуманитарного знания.
    Совершенно необходимо понимать природу ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании (ценности, нормы, идеалы).
    В этой связи, сопоставляются  натуралистический и культурно-исторического подходы в области гуманитарных и социальных наук. Особое внимание уделяется “жизни” как категории наук об обществе и культуре, а также понятию личности.
    В курсе подробно обсуждаются специфика субъектно-объектных отношений, а также специфическая методология, используемая в социально-гуманитарных науках.
    Следующая группа вопросов включает в себя: роль языка в социальных и гуманитарных науках и роль традиций, образцов и "пред-мышления" в контексте понимания и формирования смысла.
    Значительное внимание уделяется: проблеме объективности познания в социальных и гуманитарных науках понятию “социально-исторической реальности”, а также категориям пространства и времени в социально-гуманитарном познании. С другой стороны, значительное внимание уделяется также коммуникативности в науках об обществе и культуре и понятию факта в социально-гуманитарном познании.
    Далее идет рассмотрение вопросов: объяснение и понимание в социальном и гуманитарном познании; герменевтика как метод понимания и интерпретации текста; мнение, убеждение, сомнение, знание и проблема истины в социальном и гуманитарном познании.
    Завершается вторая часть курса вопросами: проблема интеграции естественнонаучного и социально-гуманитарного знания; универсальный эволюционизм; практическое значение социальной синергетики.

    III. В заключительной части курса рассматриваются современные философские проблемы теории менеджмента как особой области социальных и гуманитарных наук. Среди них:
    практика и теория менеджмент и философия науки; история управления и развития философских проблем теории и практики менеджмента; управленческие революции в истории развития цивилизации; потребности, ценности, интересы и управленческая деятельность; значение кибернетики и теории информации для развития теории и практики менеджмента; философско-методологическое значение теории оптимального распределения ресурсов (Л.В.Канторович); концепция “ограниченной рациональности” (Г.А. Саймон); «философия менеджмента» Г.Эмерсона; построение теории коллективного принятия решений и “теорема невозможности” (К.Дж. Эрроу); общее методологическое значение работ в области психологических аспектов принятия решений.
Просмотров: 769

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2018