Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.:
(812)
324-12-66

Аннотации читаемых курсов

  • Институт философии СПбГУ
    Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
    «Философия», бакалавриат, очная форма,
    2 курс, 4 семестр
    2015-2016 уч. г.
    (10 ч. лекц., 12 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
    Основной целью освоения дисциплины «Эстетика дизайна и рекламы» является формирование у студентов целостного представления о ключевых проблемах эстетики рекламы, получения знаний о коммуникативном процессе в рекламе как особом виде творческой деятельности. В связи с этим в курсе предусмотрены информационные материалы, касающиеся эстетических проблем творчества и восприятия визуальных образов в рекламе и искусстве. Задачи курса: дать студентам представление о дизайне и эстетических принципах рекламных коммуникаций, выявить специфику дизайнерского творчества в этой области; познакомить со спецификой проектного творчества в дизайне; развить творческие способности в деятельности в области графического дизайна рекламы. Кроме того, студентам предстоит познакомиться с влиянием эстетики дизайна и рекламы на предметную и городскую среду, моду и современное искусство. В рамках семинарских занятий студентам предстоит применить классических и современные турды, посвященные эстетике, дизайну, рекламе, к решению прикладных проблем современной культурной действительности.
  • Институт философии СПбГУ
    Кафедра «Культурология, философия культуры и эстетики»
    «Философия», бакалавриат, очная форма,
    2 курс, 4 семестр
    2015-2016 уч. г.
    (10 ч. лекц., 12 ч. сем., 2 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
    В рамках данного курса предполагается изучение следующих тем, на каждую из которых выделено определённое количество лекционных и семинарских занятий: кинематографический образ: пространство и время; основные концепции анализа кинематографического образа; место кинообраза в структуре эстетического опыта; аналитика кинообраза в актуальных философских теориях. Помимо аудиторного изучения материала предполагается самостоятельная работа студентов с кинематографом. Кроме того, одной из форм активной работы по курсу является самостоятельная подготовка творческих заданий (по согласованию с преподавателем) и их защита. Студент получает положительную отметку по курсу при условии успешной защиты творческой работы и усвоения основных модулей курса.
  • Институт философии СПбГУ
    Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
    «Культура Италии», бакалавриат, очная форма,
    1 курс, 2 семестр
    2015-2016 уч. г.
    (12 ч. лекц., 16 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
    В курсе рассматриваются: древне-романские языки и диалекты на территории Апеннинского полуострова; народная латынь; первые примеры употребления письменного народного языка (языков); центры развития ранней литературной традиции на диалектах; «Новый сладостный стиль»: произведение Данте «О народном красноречии»; латынь как научно-письменное койне в средневековой Италии и Европе; «Спор о языке». Л.Б. Альберти, Г. Галилей и П. Бембо о языке; первые грамматики итальянского языка; деятельность академии делла Круска; средиземноморский лингва-франка в XIII – XIX вв.; Рисорджименто и единый язык; формирование современного итальянского языка и творчество А. Мандзони; нобелевские лауреаты по литературе, писавшие на итальянском языке; современные лингвистические реалии страны; диалекты и языки Италии; распространение итальянского языка в Европе и в мире; основные названия и профессиональная терминология на итальянском языке.
  • Институт философии СПбГУ
    Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
    «Культура Италии», бакалавриат, очная форма,
    3 курс, 6 семестр
    2015-2016 уч. г.
    (12 ч. лекц., 16 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
    В ходе изучения курса будут рассмотрены такие темы как: хронологические рамки Нового времени в Италии и в мире; эпоха барокко и контрреформации в Италии: Итальянские войны и их последствия для итальянских государств; контрреформация и Тридентский собор, роль ордена иезуитов в принятии решений собора; сражение при Лепанто и его значение для католицизма; барокко как эпоха и как универсальный художественный стиль; последовательное доминирование экономик городов-государств: «век генуэзцев»; подход Ф. Броделя к изучению истории и роль данного подхода в исследовании культур (применение понятий «длительная временная протяженность», «мир-экономика», «излучение» в связи с анализом итальянской культуры). Основные стили в искусстве, литературе, музыке второй половины XVI в. Сейченто и проблема «кризиса» в Италии (различия в экономическом развитие, политическом устройстве итальянских государств); Джамбаттиста Вико и зарождение культурологического знания. Роль Джамбатиста Вико в становлении европейской науки о культуре; борьба идей в художественном сознании XVII века; философские и эстетические основания маньеризма, барокко и классицизма; литература XVI –XVII вв. в Италии; рождение оперы в Италии; итальянская наука в XVI – XVII вв.; социальные утопии и утопии в литературе и искусстве; основные названия и профессиональная терминология на итальянском языке.
  • Институт философии СПбГУ
    Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
    «Культура Италии», бакалавриат, очная форма,
    1 курс, 2 семестр
    2015-2016 уч. г.
    (12 ч. лекц., 16 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
    Учебная дисциплина ставит своей основной задачей познакомить студентов с ключевыми этапами развития, персонами и произведениями итальянского кинематографа. Дисциплина проблематизирует место кинематографа в культуре и раскывает его взаимосвязи с общественной и политической сферами, а также другими видами искусства на примере Италии. Также в рамках изучения дисциплины студенты познакомятся с основными этапами развития кинематографа как техники, с инструментарием изобразительных средств кинематографа, его жанровым разнообразием. Студентам предстоит экскурс по истории кинематографа в Италии, включающий изучение футуристических опытов в кинематографе, золотого века немого итальянского кино, особенностей кино в период диктатуры Муссолини, возникновении и развитии неореализма, кризисе киноиндустрии и расцвете телефиденья, а также узнают, что такое «спагетти-вестерн» и «рождественнское кино». Семинарские занятие потребуют от обучающихся самостоятельного просмотра и анализа кинолент.
  • Институт философии СПбГУ
    Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
    «Культура Италии», бакалавриат, очная форма,
    3 курс, 6 семестр
    2015-2016 уч. г.
    (12 ч. лекц., 16 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
    В ходе изучения курса будут затронуты такие темы как:
    1. Гуманитарное знание в научной традиции. Роль и место итальянского языка в мировой культуре: scienze umane e umanistiche; lingua italiana nella communicazione interculturaleр; поисхождение гуманитарного знания; объект и предмет исследования в гуманитарном знании; дисциплинарность гуманитарных исследований; дискуссионность предмета гуманитарного знания; XVIII век - расширение горизонта в традиционной научной картине мира; история гуманистики и первые тексты на итальянском языке; европейское койне - lingua franca; итальянский язык как язык великой культуры; влияние на профессиональную терминологию в гуманитарных науках на основных европейских языках, итальянизмы (галлицизмы в русском профессиональном гуманитарном знании); трудности дифференциации итальянских и латинских научных терминов; итальянский язык в европейской традиции описания сфер искусства, религиоведения, юриспруденции, политологии и управления государством, экономики; терминологические особенности и различия в русском и итальянском языках.
    2. Artes Liberalis, гуманизм и становление итальянского языка как языка искусства и науки: представления о свободе, свободных людях и науках в средневековой Италии и область распространения «свободных искусств» в ее культуре; Проторенессанс в культуре: язык эстетики и искусств; «Итальянские диалекты» у Данте; гуманизм Петрарки; происхождение итальянского научного и литературного языка; вхождение итальянского языка в основания европейской культуры.
    3. Итальянский язык в Новое время. Становление гуманитарного знания: Галилео Галилей об итальянском языке и научном методе; научные (натурфилософские) трактаты, трактаты по искусству, этикету, гастрономии XVI в.; развитие новоевропейской науки и роль итальянцев в ее распространении; эпоха культурного доминирования итальянского языка (языков) в мире; основание Академии итальянского языка (1583, Accademia della Crusca); литература и «новая наука» на языках Апеннин (Неаполитанский, Тосканский, Ломбардский и т.д.); рождение европейской науки о культуре (Дж. Вико); расцвет музыкальной культуры и оформление «музыкально-театрального» языка в Европе; Алессандро Мандзони и создание единого итальянского языка; Франция и Италия – культурные связи; галлицизмы в европейских языках; французский язык как посредник для итальянизмов в русском.
    4. Устойчивость диалектов. Мультилингвизм в Италии: Габриэеле д’Аннунцио и Итало Кальвино; роль медиа в распространении общенационального языка.
    5. Итальянский язык в мировом коммуникационном пространстве: распространение единого образовательного стандарта на территории страны; знаменитые переводы и переводчики; музыкальный язык; язык в банковской сфере; итальянский язык как язык обучения; Италия и Объединенная Европа; успех “Made in Italy” в XXI в.
    6. Перспективные направления гуманитарных исследований в итальянских научных центрах.
  • Институт философии СПбГУ
    Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
    «Культура Италии», бакалавриат, очная форма,
    3 курс, 6 семестр
    2015-2016 уч. г.
    (12 ч. лекц., 16 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
    Основной задачей в ходе изучения данной дисциплины станет формирование различных способов понимания классического текста на итальянском языке, что, в свою очередь, поспособствует достижению высокого уровня в освоении одной из компетенций, необходимых для присвоения степени бакалавра студентам по окончанию обучения по направлению подготовки «Культура Италии». Преподаватель в течение курса будет ставить своей основной целью ознакомление студентов с техниками работы с текстом.
  • Институт философии СПбГУ
    Кафедра «Истории философии»
    «Культура Италии», бакалавриат, очная форма,
    3 курс, 6 семестр
    2015-2016 уч. г.
    (12 ч. лекц., 16 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
    В ходе курса будут рассматриваться: хронологические рамки раннего Возрождения, этимология понятия, географические центры культуры; жизнь, деятельность и философия Николая Кузанского: его связи с Италией; Флорентийская академия Марсилио Фичино; Фигура Пико делла Мирандола; Лоренцо Валла и другие итальянские гуманисты XV века; трактаты Леона Баттисты Альберти о живописи, архитектуре и языке; интеллектуализация ремесла, «снятие перегородок»; художественные школы кватроченто; перспективистские штудии; наука живописи Леонардо; значение Флоренции как столицы Ренессанса; основные черты философии и культуры эпохи Возрождения; философия красоты в итальянской эстетике XV века.
    Во второй части читаемого материала будут рассмотрены: хронологические рамки эпохи Высокого Возрождения, этимология понятия, географические центры культуры; эпоха мирового культурного господства Италии; экономическая стабильность торгово-ремесленных гильдий (корпораций) в итальянских городах-государствах (коммунах); олигархии и диктатуры как социальное основание Ренессанса; Итальянская культура Высокого Возрождения; теория красоты в трактатах итальянских архитекторов, живописцев, скульпторов времени Высокого Возрождения; искусство и художественная критика чинквеченто; маньеризм и барокко, возрожденческие утопии; философия любви: Леон Эбрео и Франческо Патриции; натурфилософия, магия и оккультизм; Возрождение и политика: Н. Макиавелли; демономания и ведовские процессы; географические открытия и их влияние на Италию; Тридентский собор и политика Контрреформации, ее влияние на художественную жизнь и искусство.
  • Институт философии СПбГУ
    Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
    «Культура Италии», бакалавриат, очная форма,
    3 курс, 6 семестр
    2015-2016 уч. г.
    (12 ч. лекц., 18 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
    Основной целью в ходе освоения дисциплины «Русские в Италии» является формирование у студентов теоретических основ и практических навыков анализа историко-культурных механизмов и традиций взаимодействия и взаимовлияния русской и итальянской культур в контексте вклада духовного опыта русского зарубежья в культуру Италии, систематизация знаний о местах культурной памяти о пребывании русских в Италии.
    Задачи курса:
    • сформировать корпус знаний в области закономерностей процессов миграции, эмиграции, репатриации в четырех аспектах: историческом, социально-психологическом, религиозно-философском, экономико-политическом и демографическом;
    • показать влияние этих аспектов на мотивы и мотивацию российских «переселений» за пределы своей страны, а также формирование специфических когорт эмигрантов, нацеленных на различные виды и способы адаптации к иной культуре;
    • выявить специфику миграционных процессов русских в Италию на протяжении истории «великих русских переселений»; этих процессов, хозяйственной деятельности, природной среды, этнических традиций, форм социальной организации, религиозных верований и обрядов;
    • продемонстрировать вклад духовного опыта русского зарубежья в итальянскую культуру;
    • обучить студентов основным подходам к анализу и систематизации исторических знаний о различных видах и стратегиях адаптации русских к культуре Италии;
    • сформировать и развить у студентов навыки самостоятельного научного поиска биобиблиографических данных о малоизвестных фактах пребывания русских граждан Италии с помощью периодики, электронных библиотек, иностранных поисковых систем;
    • ознакомить студентов с творческим наследием, характеризующим места памяти пребывания русских в Италии;
    • выработать у обучающихся умение излагать частные вопросы культурологических исследований на материале дисциплины «Русские в Италии» в устной и письменной, руководствуясь критериями логической верности и аргументированности, а также умение анализировать социокультурные феномены и процессы с помощью методов, используемых современной наукой о культуре.
  • Институт философии СПбГУ
    Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
    «Культура Италии», бакалавриат, очная форма,
    3 курс, 6 семестр
    2015-2016 уч. г.
    (12 ч. лекц., 18 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
    В ходе освоения студентами курса будут рассмотрены такие вопросы как: семиотика культуры: концептуальные и методологические предпосылки; семиотический подход в культурологии; Тартусско-Московская семиотическая школа: представители, идеи; рецепция идей тартусской-московской школы в семиологии Италии; работа: «Отсутствующая структура. Введение в семиологию»: основные идеи; семиология рекламы У.Эко; семиотика невербальной коммуникации У.Эко; невербально-культурная типология У.Эко; работа «История уродства»: основные идеи и значение; работа «История красоты»: основные идеи и значение; эстетическая семиология в Италии; семиология художественной культуры: работа П.Пазолини «Семиология кино»; семиотика визуальной коммуникации С.Мориарт.
  • Институт философии СПбГУ
    Кафедра «Культурологии,
    философии культуры и эстетики»
    Магистратура, «Культура медиа»,
    очная форма, 1 курс, 2 семестр 2015-2016 уч. г.
    (32 ч. лекц., 8 ч. практ. зан., 12 самост. р-та. Форма отчетности: зачет)
    Дисциплина «PR-технологии в культуре» - спецкурс, корреспондирующий с основными дисциплинами подготовки магистров по программам «Культурология».
    Входные компетенции – базовые знания по истории и теории культуры, готовность к восприятию актуальных проблем развития связей с общественностью в современном мире, а также знакомство с их инструментарием и технологиями.
    В курсе рассматривается широкий круг исторических и теоретических вопросов. Особое внимание уделяется овладению прикладными знаниями и навыкам, концептуальному процессу планирования связей с общественностью, подготовке программ по связям с общественностью, а также мероприятиям, направленным на установление и поддержание отношений со средствами массовой информации. Изучаются PR-модульные технологии, технологии создания бренда и другие современные коммуникационные модели, регулирующие общественные отношения.
    Цель учебной дисциплины. Дать представление об основных технологиях PR, MR, а также интегрированных коммуникативных кампаний применяемых (применимых) в современной культуре.
    Задачи:
    • познакомить с историей и теорией PR технологий.
    • дать представление о формах и актуальных методах,
    • показать перспективы использования PR технологий в культурно-просветительской, оpганизационно-упpавленческой, а также пpоектно-аналитической деятельности
    • научить использовать PR технологии в различных видах профессиональной деятельности.
    Форма итогового контроля: зачет
    Учебный проект PR-кампании и разработка концепции бренда (форма подачи – презентация). Выполнение этих заданий должно продемонстрировать овладение навыками и определенный уровень знаний по изучаемому курсу.
  • Институт философии СПбГУ
    Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
    «Культура медиа», магистратура, очная форма,
    1курс, 2 семестр
    2015-2016 уч. г.
    (6 ч. лекц., 22 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
    Основной целью курса «Медиакультура и визуальная экология» является формирование у студентов комплекса знаний по актуальным вопросам медиакультуры в фокусе дисциплины – визуальной экологии, которая открывает новое проблемное поле исследований, включая аналитику визуального загрязнения, деформацию режимов скорости восприятия, топологию городского пространства и изменяющуюся эстетику урбанизированной среды. Исследовательский проект визуальной экологии нацелен на выявления в городской культуре форм сопротивления экологическому загрязнению, на формирование основ критического мышления и адекватных новой медиареальности ценностных ориентиров.
    Курс знакомит с теоретическим наследием в области визуальных исследований, а также с примерами актуальных художественных практик в городском пространстве.
    Задачи курса:
    • рассмотреть основные научные направления в области исследования медиакультуры, базовые принципы функционирования медиа как субъекта культурной деятельности, ориентироваться в исторических аспектах развития медиа в обществе, обозначить специфику визуальных медиа.
    • ознакомить студентов с основными особенностями визуальной экологии и применения ее методов и концептов в анализе изменяющейся системы визуальных ландшафтов, кодов восприятия.
    • -сформировать компетенции в области разработки новых методов визуальной коммуникации, процессов восприятия и дизайна визуальной среды.
    Основные темы занятий:
    • Модусы восприятия в медиареальности
    • Медиакультура - новый вектор информационной культуры
    • Исследовательские стратегии визуального
    • Визуальная экология как социальный проект
    • Визуальная политика и коммуникация в городской среде
    • Определение критериев качества визуальной среды
    • Город: политики репрезентации
    • Публичные пространства и город в эпоху новых медиа
  • Институт философии СПбГУ
    Кафедра «Русской философии и культуры»
    «Культура медиа», магистратура, очная форма,
    1 курс, 2 семестр
    2015-2016 уч. г.
    (6 ч. лекц., 22 ч. сем., форма отчетности: зачет)
    Целью изучения дисциплины является ознакомить студентов с базовыми категориями, посредством которых фиксируется, транслируется и анализируются медиакультура, а также принципами организации и функционирования медиапространства. Соответственно курс разделяется на три тематических блока.
    1. Теории медиакультуры, где предполагается изложить в исторической хронологии основные концепции, благодаря которым феномен был идентифицирован в своей уникальности. Не смотря на то, что об автономности медиакультуры стали говорить недавно, тем не менее среди теоретиков, заложивших основы систематического и целенаправленного изучения феномена, есть ряд имен, классических для философской и культурологической рефлексии ХХ века, таких как Т.Адорно, Х.Арендт, С.Зонтаг, Л.Уайт, М. Маклюэнаи др. Среди наиболее распространенных и наиболее обсуждаемых – Инъекционная теория медиа, Теория "потребления и удовлетворения» и "Культивационная теория".
    2. Медиа практики. Где предполагается дать представление о том, из каких конкретных практик формируется совокупная медиасреда, т.е. о тех сегментах повседневной реальности, где благодаря вторжению информационно-коммуникативной технологий происходят существенные трансформации.
    3. Медиа-технологии. В данном разделе предполагается обратить внимание на непосредственно технологические операционные комплексы, благодаря которой формируется и функционирует медиареальность.
  • Институт философии СПбГУ
    Кафедра культурологии, философии культуры и эстетики
    «Культура медиа» (ОП), магистратура, очная форма,
    1 курс, 2-й семестр
    2015-2016 уч. г.
    (06 ч. лекц., 16 ч. сем. занят., форма отчетности: зачет)
    [1] Что такое дизайнерская реклама с эстетической точки зрения? Какова роль дизайна в истории новоевропейской эстетики? И что есть реклама как риторика Образа, или «медийная» среда? На первый вопрос отвечает Философия искусства современности; на второй должна отвечать История и теория художественных стилей; наконец, третьим – занимается Структуральная поэтика ХХ века. Из этих трех понятий анализ второго («дизайн», итал. dissegno) самую древнюю традицию, уходящую корнями в XVI столетие итальянского Ренессанса, и включает в себя: [2] Генезис поля дизайна; его развертку в пространстве культуры и перелом в традиции западноевропейского дискурса, как собственно риторического – [3] Фигуры риторики и основы «общей риторики» (в т.ч. знакомство с теорией тропов: эпитета, сравнения, метафоры, метонимии, синекдохи etc.). [4] Особенности дизайнерского текста и его интерпретации (художественный, ландшафтный, архитектурный и технический/производственный). Место рекламы в истории художественных жанров исторического изучения искусства [5]. [6] Эстетика современного художественного процесса и теория знаков в рекламе: эстетика Баухауса; эстетика архитектуры конструктивизма (особенно в традиции Отечества); эстетика отдельных персоналий, чей вклад в современный образный язык уникален. [7] Наконец отечественные и зарубежные теории дизайна и рекламы, дизайнерства в рекламе, эстетизма и семиотизации жизненного пространства – от Ренессанса до постсовременности, с критическим разбором и репрезентацией ведущих авторов и историков искусства (Р.Барт о моде и кодах, У.Эко как аналитик масскульта и круг А.Варбурга о символе в иконологии).
  • Институт философии СПбГУ
    Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
    «Мифодизайн социокультурной реальности», магистратура, очная форма,
    2 курс, 4 семестр
    2015-2016 уч. г.
    (8 ч. лекц., 22 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
    В лекционной части курса будут рассматриваться следующие темы:
    1. Предмет дисциплины «Мифодизайн и политтехнологи». Основные понятия. (Политические сознание. Политические мифы. Политический мифодизайн. Субъект и объект политического мифотворчества. Социальные и политические предпосылки политического мифа. Основные сюжеты, темы и герои политических мифов.)
    2. Идеология, политика и политтехнологи: идеология партий как системообразующий фактор; идеология как продукт мифологического проектирования; язык новостных жанров и технологии продвижения СМИ установок, взглядов и принципов восприятия и оценок политических событий; политическая элита; политтехнологи; основные понятия политических технологий; области применения политтехнологий; эволюция политических технологий (в России и других странах); политика: элитарная и публичная; медиатехнологии на службе политических технологий: прямое и косвенное продвижение идеологических штампов, формирование положительного образа и антиобраза, реклама явная и скрытая, скандал как информационный повод.
    3. Стратегии проектирования и проведения избирательных кампаний. Технологии политических кампаний: моделирование электората: подходы и стратегии формирования качеств; моделирование кандидата: способы создания положительного образа и стратегии продвижения; антиобраз и негативные кампании; организация и проведение референдумов, опросов; проектирования, организация и проведение протестных кампаний («оранжевые революции»); «грязные» политические технологии: типология вариантов и способы противостояния им.
    В семинарской части занятий будут затронуты такие вопросы: аналитика политических мифов: структурный анализ и формы репрезентации в современной культуре; политтехнологии и политтехнологи: политическая элита и политический мифодизайн. Идеология; медиатехнологии и политика: дискурс-анализ текстов СМИ; технологии политических кампаний и массовых событий.
  • Институт философии СПбГУ
    Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
    «Мифодизайн социокультурной реальности», магистратура, очная форма,
    2 курс, 4 семестр
    2015-2016 уч. г.
    (8 ч. лекц., 22 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
    Дисциплина построена на рассмотрении фундаментальных оснований социокультурной реальности в качестве «гибких» феноменов. Включенные в целостную систему культуры, такие феномены одновременно и зависимы от неё, и оказывают на неё влияние. Через рассмотрение истории пространственных, временных представлений в европейской культуре, ключевых вех в истории определения понятия человека, ценностной иерархии различных эпох, обучающиеся получат представление о механизмах этого влияния. Задачей дисциплины является попытка преставить культуру как систему инструментов, формирующих картину мира человека. Целью создание такой модели является анализ средств мифологизации и идеологизации социокультурной действительности. Будет поставлен вопрос о возможности существования мифологии и идеологии в современном информационном обществе, о новых способах и средствах их формирования. Также важным предметом анализа станут кластерные сообщества и перспектива их рассмотрения в качестве социокультурных систем с новыми принципами функционирования. В рамках семинарских занятий студентам предстоит познакомиться с широким кругом классических и современных трудов, освещающих проблематику курса.
  • Институт философии СПбГУ
    Кафедра культурологии, философии культуры и эстетики
    «Мифодизайн социокультурной реальности», магистратура, очная форма,
    2 курс, 4 семестр
    2015-2016 уч. г.
    (8 ч. лекц., 22 ч. сем., форма отчетности: экзамен)
    Курс посвящен основным теоретическим моделям осмысления мифодизайна. За основу курса берется ряд концептов и демонстрируются возможности их анализа на примере философии и искусства. Является ли ложь социальным мифом? Как связана идеология и мифология? Возможен ли анализ сантиметра шелкового чулка? Имеет ли Магкаффин устойчивые признаки? Как работает парадокс «пассажира без места» в социальной мифологии? Что такое кластерный подход к искусству и социальному мифу? Преподаватель в ходе курса поднимает эти и иные вопросы, используя текстовый и визуальный материал (главным образом – кинематограф). Также в курсе уделено внимание концепции мифодизайна А.Ульяновского. Курс подразумевает активное участие студентов на занятиях, а также значительный объем самостоятельной работы. В ходе курса студенты должны освоить текстовый материал примерным объемом 500 стр. Кроме того, одной из форм активной работы по курсу является самостоятельная подготовка творческих заданий (по согласованию с преподавателем) и их защита. Студент получает положительную отметку по курсу при условии успешной защиты творческой работы и усвоения основных модулей курса.
  • Институт философии СПбГУ
    Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
    «Мифодизайн социокультурной реальности», магистратура, очная форма,
    2 курс, 4 семестр
    2015-2016 уч. г.
    (8 ч. лекц., 22 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
    Дисциплина ставит своей целью всестороннее исследование феномена рекламы в современной культурной действительности. Реклама является на сегодняшний день не просто инструментом маркетинга и продаж. Данный феномен сформировал особый тип информационного и символического обмена, прочно уклепившийся в медиа сфере. Дисциплина решает задачи освещения основных этапов возникновения и становления рекламы, анализа психологических механизмов, которые эксплуатирует реклама, и набора её выразительных средств. Главный упор будет сделан на особенности восприятия рекламы, будет проведен их анализ с позиции эстетики. Процесс производства рекламы будет представлен в качестве раздела дизайна. Будет раскрыты взаимосвязи и взаимовлияния дизайна и рекламы в сферах производства предметов массового потребления и информации, её роль в формировании картины мира представителя информационного общества.
  • Институт философии СПбГУ
    Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
    «Религиоведение», бакалавриат, очная форма,
    3 курс, 6 семестр
    2015-2016 уч. г.
    (12 ч. лекц., 10 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачёт)
    Основной целью освоения дисциплины «Культурно-историческая психология» является формирование у студентов теоретических основ и практических навыков анализа традиций развития психологических и психоаналитических подходов в интерпретации культуры, ввести в курс психолого-культурологических исследований в исторической перспективе, а также дать представление об истории становления психологической методологии.
    Задачи курса:
    • выявление на материале первоисточников психологического компонента в развитии культурологических идей и концепций, осуществление компаративистского анализа в комплексе истории идей с целью уяснения в нем места и значения психологического знания;
    • освоение знаний истории развития и становления основных психологических и психоаналитических теорий и подходов в понимании культуры; теоретических основ (истории, идей, направлений) классических и современных психолого-культурологических исследований;
    • формирование ясного представления о месте и значении психологического компонента в системе социогуманитарного знания;
    • выработка навыков психологического подхода как необходимого методологического приема для освоения историко-культурного наследия и понимания культуры;
    • сформировать и развить у студентов навыки самостоятельного научного поиска и систематизации биобиблиографических данных с помощью периодики, электронных библиотек, иностранных поисковых систем;
    • ознакомить студентов с корпусом источников отечественной психологической и психоаналитической традиций;
    • выработать у обучающихся умение излагать частные вопросы культурологических исследований на материале дисциплины «Культурно-историческая психология» в устной и письменной, руководствуясь критериями логической верности и аргументированности, а также умение анализировать социокультурные феномены и процессы с помощью методов, используемых современной наукой о культуре.
  • Институт философии СПбГУ
    Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
    «Прикладная этика», магистратура, очная форма,
    1 курс, 2 семестр
    2015-2016 уч. г.
    (10 ч. лекц., 12 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: экзамен)
    Основной целью освоения дисциплины «Культура повседневности» является формирование у студентов теоретических основ и практических навыков анализа в культуфилософском контексте материально объективированных явлений повседневной жизни в сфере производства и потребления, а также связанных с ними культурных форм.
    Задачи курса:
    • сформировать корпус знаний в области закономерностей развития и функционирования материально объективированных явлений повседневной жизни в сфере производства и потребления, а также связанных с ними культурных форм;
    • показать взаимосвязь форм повседневной жизни с формами хозяйственной деятельности, природной среды, этнических традиций, форм социальной организации, религиозных верований и обрядов;
    • продемонстрировать, как материальные объекты опосредуют социальные отношения;
    • обучить студентов основным культурфилософским подходам к изучению феноменов повседневной жизни;
    • сформировать и развить у студентов навыки самостоятельного анализа элементов и систем культуры повседневности;
    • ознакомить студентов с ключевыми для понимания современных методов изучения культуры повседневности текстами;
    • выработать в обучающихся умение излагать частные вопросы наук о человеке в письменной, прежде всего, форме, руководствуясь критериями логической верности и аргументированности, а также умение анализировать социокультурные феномены и процессы с помощью методов, используемых современной гуманитаристике.
Просмотров: 326

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2017