Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
«Философия», бакалавриат, очная форма,
2 курс, 4 семестр
2015-2016 уч. г.
(10 ч. лекц., 12 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
Основной целью освоения дисциплины «Эстетика
дизайна и рекламы» является формирование у студентов целостного представления о
ключевых проблемах эстетики рекламы, получения знаний о коммуникативном
процессе в рекламе как особом виде творческой деятельности. В связи с этим в
курсе предусмотрены информационные материалы, касающиеся эстетических проблем
творчества и восприятия визуальных образов в рекламе и искусстве. Задачи курса:
дать студентам представление о дизайне и эстетических принципах рекламных
коммуникаций, выявить специфику дизайнерского творчества в этой области;
познакомить со спецификой проектного творчества в дизайне; развить творческие
способности в деятельности в области графического дизайна рекламы. Кроме того,
студентам предстоит познакомиться с влиянием эстетики дизайна и рекламы на предметную
и городскую среду, моду и современное искусство. В рамках семинарских занятий
студентам предстоит применить классических и современные турды, посвященные
эстетике, дизайну, рекламе, к решению прикладных проблем современной культурной
действительности.
Институт философии СПбГУ
Кафедра «Культурология, философия культуры и эстетики»
«Философия», бакалавриат, очная форма,
2 курс, 4 семестр
2015-2016 уч. г.
(10 ч. лекц., 12 ч. сем., 2 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
В рамках данного курса
предполагается изучение следующих тем, на каждую из которых выделено
определённое количество лекционных и семинарских занятий: кинематографический
образ: пространство и время; основные концепции анализа кинематографического
образа; место кинообраза в структуре эстетического опыта; аналитика кинообраза
в актуальных философских теориях. Помимо аудиторного изучения материала
предполагается самостоятельная работа студентов с кинематографом. Кроме того,
одной из форм активной работы по курсу является самостоятельная подготовка
творческих заданий (по согласованию с преподавателем) и их защита. Студент
получает положительную отметку по курсу при условии успешной защиты творческой
работы и усвоения основных модулей курса.
Институт философии СПбГУ
Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
«Культура Италии», бакалавриат, очная форма,
1 курс, 2 семестр
2015-2016 уч. г.
(12 ч. лекц., 16 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
В курсе рассматриваются:
древне-романские языки и диалекты на территории Апеннинского полуострова;
народная латынь; первые примеры употребления письменного народного языка
(языков); центры развития ранней литературной традиции на диалектах; «Новый
сладостный стиль»: произведение Данте «О народном красноречии»; латынь как
научно-письменное койне в средневековой Италии и Европе; «Спор о языке». Л.Б.
Альберти, Г. Галилей и П. Бембо о языке; первые грамматики итальянского языка;
деятельность академии делла Круска; средиземноморский лингва-франка в XIII
– XIX вв.; Рисорджименто и единый язык; формирование современного
итальянского языка и творчество А. Мандзони; нобелевские лауреаты по
литературе, писавшие на итальянском языке; современные лингвистические реалии
страны; диалекты и языки Италии; распространение итальянского языка в Европе и
в мире; основные названия и профессиональная терминология на итальянском языке.
Институт философии СПбГУ
Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
«Культура Италии», бакалавриат, очная форма,
3 курс, 6 семестр
2015-2016 уч. г.
(12 ч. лекц., 16 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
В ходе изучения курса
будут рассмотрены такие темы как: хронологические рамки Нового времени в Италии
и в мире; эпоха барокко и контрреформации в Италии: Итальянские войны и их
последствия для итальянских государств; контрреформация и Тридентский собор,
роль ордена иезуитов в принятии решений собора; сражение при Лепанто и его
значение для католицизма; барокко как эпоха и как универсальный художественный
стиль; последовательное доминирование экономик городов-государств: «век
генуэзцев»; подход Ф. Броделя к изучению истории и роль данного подхода в
исследовании культур (применение понятий «длительная временная протяженность»,
«мир-экономика», «излучение» в связи с анализом итальянской культуры). Основные
стили в искусстве, литературе, музыке второй половины XVI в. Сейченто и
проблема «кризиса» в Италии (различия в экономическом развитие, политическом
устройстве итальянских государств); Джамбаттиста Вико и зарождение
культурологического знания. Роль Джамбатиста Вико в становлении европейской
науки о культуре; борьба идей в художественном сознании XVII века; философские
и эстетические основания маньеризма, барокко и классицизма; литература XVI
–XVII вв. в Италии; рождение оперы в Италии; итальянская наука в XVI
– XVII вв.; социальные утопии и утопии в литературе и искусстве;
основные названия и профессиональная терминология на итальянском языке.
Институт философии СПбГУ
Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
«Культура Италии», бакалавриат, очная форма,
1 курс, 2 семестр
2015-2016 уч. г.
(12 ч. лекц., 16 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
Учебная дисциплина
ставит своей основной задачей познакомить студентов с ключевыми этапами
развития, персонами и произведениями итальянского кинематографа. Дисциплина
проблематизирует место кинематографа в культуре и раскывает его взаимосвязи с
общественной и политической сферами, а также другими видами искусства на
примере Италии. Также в рамках изучения дисциплины студенты познакомятся с
основными этапами развития кинематографа как техники, с инструментарием
изобразительных средств кинематографа, его жанровым разнообразием. Студентам
предстоит экскурс по истории кинематографа в Италии, включающий изучение
футуристических опытов в кинематографе, золотого века немого итальянского кино,
особенностей кино в период диктатуры Муссолини, возникновении и развитии
неореализма, кризисе киноиндустрии и расцвете телефиденья, а также узнают, что
такое «спагетти-вестерн» и «рождественнское кино». Семинарские занятие
потребуют от обучающихся самостоятельного просмотра и анализа кинолент.
Институт философии СПбГУ
Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
«Культура Италии», бакалавриат, очная форма,
3 курс, 6 семестр
2015-2016 уч. г.
(12 ч. лекц., 16 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
В ходе изучения курса будут затронуты такие темы
как:
Гуманитарное знание в научной традиции. Роль
и место итальянского языка в мировой культуре: scienze umane e
umanistiche; lingua italiana nella communicazione interculturaleр;
поисхождение гуманитарного знания; объект и предмет исследования в гуманитарном
знании; дисциплинарность гуманитарных исследований; дискуссионность предмета
гуманитарного знания; XVIII век - расширение горизонта в традиционной научной
картине мира; история гуманистики и первые тексты на итальянском языке;
европейское койне - lingua franca; итальянский язык как язык великой культуры;
влияние на профессиональную терминологию в гуманитарных науках на основных
европейских языках, итальянизмы (галлицизмы в русском профессиональном
гуманитарном знании); трудности дифференциации итальянских и латинских научных
терминов; итальянский язык в европейской традиции описания сфер искусства,
религиоведения, юриспруденции, политологии и управления государством,
экономики; терминологические особенности и различия в русском и итальянском языках.
Artes Liberalis, гуманизм и становление
итальянского языка как языка искусства и науки: представления о свободе,
свободных людях и науках в средневековой
Италии и область распространения «свободных искусств» в ее культуре;
Проторенессанс в культуре: язык эстетики и искусств; «Итальянские диалекты» у
Данте; гуманизм Петрарки; происхождение итальянского научного и литературного
языка; вхождение итальянского языка в
основания европейской культуры.
Итальянский язык в Новое время. Становление
гуманитарного знания: Галилео Галилей об итальянском языке и научном методе;
научные (натурфилософские) трактаты, трактаты по искусству, этикету,
гастрономии XVI в.; развитие новоевропейской науки и роль итальянцев в ее
распространении; эпоха культурного доминирования итальянского языка (языков) в
мире; основание Академии итальянского языка (1583, Accademia della Crusca);
литература и «новая наука» на языках Апеннин (Неаполитанский, Тосканский,
Ломбардский и т.д.); рождение европейской науки о культуре (Дж. Вико); расцвет
музыкальной культуры и оформление «музыкально-театрального» языка в Европе;
Алессандро Мандзони и создание единого итальянского языка; Франция и Италия –
культурные связи; галлицизмы в европейских языках; французский язык как
посредник для итальянизмов в русском.
Устойчивость диалектов. Мультилингвизм в
Италии: Габриэеле д’Аннунцио и Итало Кальвино; роль медиа в распространении
общенационального языка.
Итальянский язык в мировом коммуникационном пространстве: распространение
единого образовательного стандарта на территории страны; знаменитые переводы и
переводчики; музыкальный язык; язык в банковской сфере; итальянский язык как
язык обучения; Италия и Объединенная Европа; успех “Made in
Italy” в XXI в.
Перспективные направления гуманитарных исследований в итальянских научных
центрах.
Институт философии СПбГУ
Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
«Культура Италии», бакалавриат, очная форма,
3 курс, 6 семестр
2015-2016 уч. г.
(12 ч. лекц., 16 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
Основной задачей в ходе изучения данной
дисциплины станет формирование различных способов понимания классического
текста на итальянском языке, что, в свою очередь, поспособствует достижению
высокого уровня в освоении одной из компетенций, необходимых для присвоения
степени бакалавра студентам по окончанию обучения по направлению подготовки
«Культура Италии». Преподаватель в течение курса будет ставить своей основной
целью ознакомление студентов с техниками работы с текстом.
Институт философии СПбГУ
Кафедра «Истории философии»
«Культура Италии», бакалавриат, очная форма,
3 курс, 6 семестр
2015-2016 уч. г.
(12 ч. лекц., 16 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
В ходе курса будут
рассматриваться: хронологические рамки раннего Возрождения, этимология понятия,
географические центры культуры; жизнь, деятельность и философия Николая
Кузанского: его связи с Италией; Флорентийская академия Марсилио Фичино; Фигура
Пико делла Мирандола; Лоренцо Валла и другие итальянские гуманисты XV
века; трактаты Леона Баттисты Альберти о живописи, архитектуре и языке;
интеллектуализация ремесла, «снятие перегородок»; художественные школы
кватроченто; перспективистские штудии; наука живописи Леонардо; значение
Флоренции как столицы Ренессанса; основные черты философии и культуры эпохи
Возрождения; философия красоты в итальянской эстетике XV века.
Во второй части
читаемого материала будут рассмотрены: хронологические рамки эпохи Высокого
Возрождения, этимология понятия, географические центры культуры; эпоха мирового
культурного господства Италии; экономическая стабильность торгово-ремесленных
гильдий (корпораций) в итальянских городах-государствах (коммунах); олигархии и
диктатуры как социальное основание Ренессанса; Итальянская культура Высокого
Возрождения; теория красоты в трактатах итальянских архитекторов, живописцев,
скульпторов времени Высокого
Возрождения; искусство и художественная критика чинквеченто; маньеризм и барокко,
возрожденческие утопии; философия любви: Леон Эбрео и Франческо Патриции;
натурфилософия, магия и оккультизм; Возрождение и политика: Н. Макиавелли;
демономания и ведовские процессы; географические открытия и их влияние на
Италию; Тридентский собор и политика Контрреформации, ее влияние на
художественную жизнь и искусство.
Институт философии СПбГУ
Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
«Культура Италии», бакалавриат, очная форма,
3 курс, 6 семестр
2015-2016 уч. г.
(12 ч. лекц., 18 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
Основной целью в ходе освоения дисциплины
«Русские в Италии» является формирование у студентов теоретических основ и
практических навыков анализа историко-культурных механизмов и традиций
взаимодействия и взаимовлияния русской и итальянской культур в контексте вклада
духовного опыта русского зарубежья в культуру Италии, систематизация знаний о
местах культурной памяти о пребывании русских в Италии.
Задачи курса:
сформировать корпус знаний в области
закономерностей процессов миграции, эмиграции, репатриации в четырех аспектах:
историческом, социально-психологическом, религиозно-философском,
экономико-политическом и демографическом;
показать влияние этих аспектов на мотивы и
мотивацию российских «переселений» за пределы своей страны, а также
формирование специфических когорт эмигрантов, нацеленных на различные виды и
способы адаптации к иной культуре;
выявить специфику миграционных процессов
русских в Италию на протяжении истории «великих русских переселений»; этих
процессов, хозяйственной деятельности, природной среды, этнических традиций,
форм социальной организации, религиозных верований и обрядов;
продемонстрировать вклад духовного опыта
русского зарубежья в итальянскую культуру;
обучить студентов основным подходам к анализу
и систематизации исторических знаний о
различных видах и стратегиях адаптации русских к культуре Италии;
сформировать и развить у студентов навыки
самостоятельного научного поиска биобиблиографических данных о
малоизвестных фактах пребывания русских
граждан Италии с помощью периодики,
электронных библиотек, иностранных поисковых систем;
ознакомить студентов с творческим наследием,
характеризующим места памяти пребывания русских в Италии;
выработать у обучающихся умение излагать
частные вопросы культурологических
исследований на материале дисциплины «Русские в Италии» в устной и письменной,
руководствуясь критериями логической верности и аргументированности, а также
умение анализировать социокультурные феномены и процессы с помощью методов,
используемых современной наукой о культуре.
Институт философии СПбГУ
Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
«Культура Италии», бакалавриат, очная форма,
3 курс, 6 семестр
2015-2016 уч. г.
(12 ч. лекц., 18 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
В ходе освоения студентами курса будут
рассмотрены такие вопросы как: семиотика культуры: концептуальные и
методологические предпосылки; семиотический подход в культурологии;
Тартусско-Московская семиотическая школа: представители, идеи; рецепция идей
тартусской-московской школы в семиологии Италии; работа: «Отсутствующая
структура. Введение в семиологию»: основные идеи; семиология рекламы У.Эко;
семиотика невербальной коммуникации У.Эко; невербально-культурная типология
У.Эко; работа «История уродства»: основные идеи и значение; работа «История
красоты»: основные идеи и значение; эстетическая семиология в Италии;
семиология художественной культуры: работа П.Пазолини «Семиология кино»;
семиотика визуальной коммуникации С.Мориарт.
Институт философии СПбГУ
Кафедра «Культурологии,
философии культуры и эстетики»
Магистратура, «Культура медиа»,
очная форма, 1 курс, 2 семестр 2015-2016 уч. г.
(32 ч. лекц., 8 ч. практ. зан., 12 самост. р-та. Форма отчетности: зачет)
Дисциплина «PR-технологии в культуре»
- спецкурс, корреспондирующий с основными дисциплинами подготовки магистров по
программам «Культурология».
Входные компетенции – базовые знания по истории и теории
культуры, готовность к восприятию актуальных проблем развития связей с
общественностью в современном мире, а также знакомство с их инструментарием и
технологиями.
В курсе рассматривается широкий круг исторических и
теоретических вопросов. Особое внимание уделяется овладению прикладными
знаниями и навыкам, концептуальному процессу планирования связей с
общественностью, подготовке программ по связям с общественностью, а также
мероприятиям, направленным на установление и поддержание отношений со
средствами массовой информации.
Изучаются PR-модульные технологии, технологии
создания бренда и другие современные коммуникационные модели, регулирующие
общественные отношения.
Цель учебной дисциплины. Дать представление об
основных технологиях PR, MR,
а также интегрированных коммуникативных кампаний применяемых (применимых) в
современной культуре.
Задачи:
познакомить
с историей и теорией PR технологий.
дать
представление о формах и актуальных методах,
показать
перспективы использования PR технологий в культурно-просветительской,
оpганизационно-упpавленческой, а также пpоектно-аналитической деятельности
научить
использовать PR технологии в различных видах профессиональной
деятельности.
Форма итогового контроля: зачет
Учебный проект PR-кампании и разработка
концепции бренда (форма подачи – презентация). Выполнение этих заданий должно
продемонстрировать овладение навыками и определенный уровень знаний по
изучаемому курсу.
Институт философии СПбГУ
Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
«Культура медиа», магистратура, очная форма,
1курс, 2 семестр
2015-2016 уч. г.
(6 ч. лекц., 22 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
Основной целью курса
«Медиакультура и визуальная экология» является формирование у студентов
комплекса знаний по актуальным вопросам медиакультуры в фокусе дисциплины –
визуальной экологии, которая открывает новое проблемное поле исследований, включая аналитику визуального
загрязнения, деформацию режимов скорости восприятия, топологию
городского пространства и изменяющуюся эстетику урбанизированной среды. Исследовательский проект визуальной экологии нацелен на
выявления в городской культуре форм
сопротивления экологическому загрязнению, на формирование основ критического
мышления и адекватных новой
медиареальности ценностных ориентиров.
Курс знакомит с
теоретическим наследием в области визуальных исследований, а также с примерами
актуальных художественных практик в городском пространстве.
Задачи курса:
рассмотреть
основные научные направления в области исследования медиакультуры, базовые принципы функционирования медиа как
субъекта культурной деятельности, ориентироваться в исторических аспектах
развития медиа в обществе, обозначить специфику визуальных медиа.
ознакомить студентов с
основными особенностями визуальной экологии и применения ее методов и концептов
в анализе изменяющейся системы визуальных ландшафтов, кодов восприятия.
-сформировать компетенции в области разработки
новых методов визуальной коммуникации, процессов восприятия и дизайна
визуальной среды.
Основные темы занятий:
Модусы восприятия в
медиареальности
Медиакультура - новый
вектор информационной культуры
Исследовательские
стратегии визуального
Визуальная экология как
социальный проект
Визуальная политика и
коммуникация в городской среде
Определение критериев
качества визуальной среды
Город: политики
репрезентации
Публичные пространства и
город в эпоху новых медиа
Институт философии СПбГУ
Кафедра «Русской философии и культуры»
«Культура медиа», магистратура, очная форма,
1 курс, 2 семестр
2015-2016 уч. г.
(6 ч. лекц., 22 ч. сем., форма отчетности: зачет)
Целью изучения
дисциплины является ознакомить студентов с базовыми категориями, посредством
которых фиксируется, транслируется и анализируются медиакультура, а также
принципами организации и функционирования медиапространства. Соответственно
курс разделяется на три тематических блока.
Теории медиакультуры, где
предполагается изложить в исторической хронологии основные концепции, благодаря
которым феномен был идентифицирован в своей уникальности. Не смотря на то, что
об автономности медиакультуры стали говорить недавно, тем не менее среди
теоретиков, заложивших основы систематического и целенаправленного изучения
феномена, есть ряд имен, классических для философской и культурологической
рефлексии ХХ века, таких как Т.Адорно, Х.Арендт, С.Зонтаг, Л.Уайт, М. Маклюэнаи
др. Среди наиболее распространенных и наиболее обсуждаемых – Инъекционная
теория медиа, Теория "потребления и удовлетворения» и "Культивационная теория".
Медиа практики. Где предполагается дать
представление о том, из каких конкретных практик формируется совокупная
медиасреда, т.е. о тех сегментах повседневной реальности, где благодаря
вторжению информационно-коммуникативной технологий происходят существенные
трансформации.
Медиа-технологии.
В данном разделе предполагается обратить внимание на непосредственно
технологические операционные комплексы, благодаря которой формируется и
функционирует медиареальность.
Институт философии СПбГУ
Кафедра культурологии, философии культуры и эстетики
«Культура медиа» (ОП), магистратура, очная форма,
1 курс, 2-й семестр
2015-2016 уч. г.
(06 ч. лекц., 16 ч. сем. занят., форма отчетности: зачет)
[1] Что такое
дизайнерская реклама с
эстетической точки зрения? Какова
роль дизайна в истории новоевропейской эстетики? И что есть реклама как
риторика Образа, или «медийная» среда? На первый вопрос отвечает Философия
искусства современности; на второй должна отвечать История и теория
художественных стилей; наконец, третьим –
занимается Структуральная поэтика ХХ века. Из этих трех понятий анализ
второго («дизайн», итал. dissegno) самую древнюю
традицию, уходящую корнями в XVI столетие итальянского
Ренессанса, и включает в себя: [2] Генезис поля дизайна; его развертку в
пространстве культуры и перелом в традиции западноевропейского дискурса, как
собственно риторического – [3] Фигуры риторики и основы «общей риторики» (в
т.ч. знакомство с теорией тропов: эпитета, сравнения, метафоры, метонимии,
синекдохи etc.). [4] Особенности дизайнерского текста и его интерпретации
(художественный, ландшафтный, архитектурный и технический/производственный).
Место рекламы в истории художественных жанров исторического изучения искусства
[5]. [6] Эстетика современного художественного процесса и теория знаков в
рекламе: эстетика Баухауса; эстетика архитектуры конструктивизма (особенно в
традиции Отечества); эстетика отдельных персоналий, чей вклад в современный
образный язык уникален. [7] Наконец отечественные и зарубежные теории
дизайна и рекламы, дизайнерства в
рекламе, эстетизма и семиотизации жизненного пространства – от Ренессанса до
постсовременности, с критическим разбором и репрезентацией ведущих авторов и
историков искусства (Р.Барт о моде и кодах, У.Эко как аналитик масскульта и
круг А.Варбурга о символе в иконологии).
Институт философии СПбГУ
Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
(8 ч. лекц., 22 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
В
лекционной части курса будут рассматриваться следующие темы:
Предмет дисциплины «Мифодизайн и
политтехнологи». Основные понятия.
(Политические сознание. Политические мифы. Политический мифодизайн.
Субъект и объект политического мифотворчества. Социальные и политические
предпосылки политического мифа. Основные сюжеты, темы и герои политических
мифов.)
Идеология, политика и политтехнологи: идеология партий как системообразующий
фактор; идеология как продукт мифологического проектирования; язык новостных
жанров и технологии продвижения СМИ установок, взглядов и принципов восприятия
и оценок политических событий; политическая элита; политтехнологи; основные
понятия политических технологий; области применения политтехнологий; эволюция
политических технологий (в России и других странах); политика: элитарная и
публичная; медиатехнологии на службе политических технологий: прямое и
косвенное продвижение идеологических штампов, формирование положительного
образа и антиобраза, реклама явная и скрытая, скандал как информационный повод.
Стратегии проектирования и проведения избирательных кампаний. Технологии
политических кампаний: моделирование электората: подходы и стратегии
формирования качеств; моделирование кандидата: способы создания положительного
образа и стратегии продвижения; антиобраз и негативные кампании; организация и проведение
референдумов, опросов; проектирования, организация и проведение протестных
кампаний («оранжевые революции»); «грязные» политические технологии: типология
вариантов и способы противостояния им.
В
семинарской части занятий будут затронуты такие вопросы: аналитика политических
мифов: структурный анализ и формы репрезентации в современной культуре;
политтехнологии и политтехнологи: политическая элита и политический мифодизайн.
Идеология; медиатехнологии и политика: дискурс-анализ текстов СМИ; технологии
политических кампаний и массовых событий.
Институт философии СПбГУ
Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
(8 ч. лекц., 22 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
Дисциплина
построена на рассмотрении фундаментальных оснований социокультурной реальности
в качестве «гибких» феноменов. Включенные в целостную систему культуры, такие
феномены одновременно и зависимы от неё, и оказывают на неё влияние. Через
рассмотрение истории пространственных, временных представлений в европейской
культуре, ключевых вех в истории определения понятия человека, ценностной иерархии
различных эпох, обучающиеся получат представление о механизмах этого влияния.
Задачей дисциплины является попытка преставить культуру как систему
инструментов, формирующих картину мира человека. Целью создание такой модели
является анализ средств мифологизации и идеологизации социокультурной
действительности. Будет поставлен вопрос о возможности существования мифологии
и идеологии в современном информационном обществе, о новых способах и средствах
их формирования. Также важным предметом анализа станут кластерные сообщества и
перспектива их рассмотрения в качестве социокультурных систем с новыми
принципами функционирования. В рамках семинарских занятий студентам предстоит
познакомиться с широким кругом классических и современных трудов, освещающих
проблематику курса.
Институт философии СПбГУ
Кафедра культурологии, философии культуры и эстетики
(8 ч. лекц., 22 ч. сем., форма отчетности: экзамен)
Курс посвящен основным
теоретическим моделям осмысления мифодизайна. За основу курса берется ряд
концептов и демонстрируются возможности их анализа на примере философии и
искусства. Является ли ложь социальным мифом? Как связана идеология и
мифология? Возможен ли анализ сантиметра шелкового чулка? Имеет ли Магкаффин
устойчивые признаки? Как работает парадокс «пассажира без места» в социальной
мифологии? Что такое кластерный подход к искусству и социальному мифу?
Преподаватель в ходе курса поднимает эти и иные вопросы, используя текстовый и
визуальный материал (главным образом – кинематограф). Также в курсе уделено
внимание концепции мифодизайна А.Ульяновского. Курс подразумевает активное
участие студентов на занятиях, а также значительный объем самостоятельной
работы. В ходе курса студенты должны освоить текстовый материал примерным
объемом 500 стр. Кроме того, одной из форм активной работы по курсу является
самостоятельная подготовка творческих заданий (по согласованию с преподавателем)
и их защита. Студент получает положительную отметку по курсу при условии
успешной защиты творческой работы и усвоения основных модулей курса.
Институт философии СПбГУ
Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
(8 ч. лекц., 22 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачет)
Дисциплина ставит своей целью всестороннее
исследование феномена рекламы в современной культурной действительности.
Реклама является на сегодняшний день не просто инструментом маркетинга и
продаж. Данный феномен сформировал особый тип информационного и символического
обмена, прочно уклепившийся в медиа сфере. Дисциплина решает задачи освещения
основных этапов возникновения и становления рекламы, анализа психологических
механизмов, которые эксплуатирует реклама, и набора её выразительных средств.
Главный упор будет сделан на особенности восприятия рекламы, будет проведен их
анализ с позиции эстетики. Процесс производства рекламы будет представлен в
качестве раздела дизайна. Будет раскрыты взаимосвязи и взаимовлияния дизайна и
рекламы в сферах производства предметов массового потребления и информации, её
роль в формировании картины мира представителя информационного общества.
Институт философии СПбГУ
Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
«Религиоведение», бакалавриат, очная форма,
3 курс, 6 семестр
2015-2016 уч. г.
(12 ч. лекц., 10 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: зачёт)
Основной
целью освоения дисциплины «Культурно-историческая психология» является
формирование у студентов теоретических основ и практических навыков анализа
традиций развития психологических и психоаналитических подходов в интерпретации
культуры, ввести в курс психолого-культурологических исследований в
исторической перспективе, а также дать представление об истории становления
психологической методологии.
Задачи
курса:
выявление на материале первоисточников психологического компонента в развитии
культурологических идей и концепций, осуществление компаративистского анализа в
комплексе истории идей с целью уяснения в нем места и значения психологического знания;
освоение знаний истории развития и становления основных психологических и
психоаналитических теорий и подходов в понимании культуры; теоретических основ
(истории, идей, направлений) классических и современных
психолого-культурологических исследований;
формирование ясного представления о месте и значении психологического
компонента в системе социогуманитарного знания;
выработка навыков психологического подхода как необходимого методологического
приема для освоения историко-культурного наследия и понимания культуры;
сформировать и развить у студентов навыки самостоятельного научного поиска и
систематизации биобиблиографических данных с помощью периодики, электронных
библиотек, иностранных поисковых систем;
ознакомить студентов с корпусом источников отечественной психологической и
психоаналитической традиций;
выработать у обучающихся умение излагать частные вопросы культурологических исследований на материале
дисциплины «Культурно-историческая психология» в устной и письменной,
руководствуясь критериями логической верности и аргументированности, а также
умение анализировать социокультурные феномены и процессы с помощью методов,
используемых современной наукой о культуре.
Институт философии СПбГУ
Кафедра «Культурологии, философии культуры и эстетики»
«Прикладная этика», магистратура, очная форма,
1 курс, 2 семестр
2015-2016 уч. г.
(10 ч. лекц., 12 ч. сем., 0 ч. практ. занят., форма отчетности: экзамен)
Основной
целью освоения дисциплины «Культура повседневности» является формирование у
студентов теоретических основ и практических навыков анализа в
культуфилософском контексте материально объективированных явлений повседневной
жизни в сфере производства и потребления, а также связанных с ними культурных
форм.
Задачи
курса:
сформировать корпус знаний в области закономерностей развития и
функционирования материально объективированных явлений повседневной жизни в
сфере производства и потребления, а также связанных с ними культурных форм;
показать взаимосвязь форм повседневной жизни с формами хозяйственной
деятельности, природной среды, этнических традиций, форм социальной
организации, религиозных верований и обрядов;
продемонстрировать, как материальные объекты опосредуют социальные отношения;
обучить студентов основным культурфилософским подходам к изучению феноменов
повседневной жизни;
сформировать и развить у студентов навыки самостоятельного анализа элементов и
систем культуры повседневности;
ознакомить студентов с ключевыми для понимания современных методов изучения
культуры повседневности текстами;
выработать в обучающихся умение излагать частные вопросы наук о человеке в
письменной, прежде всего, форме, руководствуясь критериями логической верности
и аргументированности, а также умение анализировать социокультурные феномены и
процессы с помощью методов, используемых современной гуманитаристике.