Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.:
(812)
324-12-66

Пахомов Сергей Владимирович

доцент, к.филос.н., доцент.

Родился 23.12.1968 в г. Бологое Калининской обл. Учился на философском факультете СПбГУ в 1993–1998 гг. Закончил с отличием отделение культурологии философского факультета СПбГУ в 1998 г., получив диплом преподавателя культурологии. В 1998–2001 гг. – аспирант кафедры философии и культурологии Востока философского факультета СПбГУ. В 2001 г. защитил диссертацию на соискание степени кандидата философских наук на тему «Индуистская тантрическая философия». В 2001 г. принят на должность ассистента кафедры философии и культурологии Востока философского факультета СПбГУ и с тех пор работает в структуре этого факультета и кафедры. В настоящее время (2016 г.) является доцентом на той же кафедре, преподает студентам дисциплины по истории, культуре, религиям и философским системам традиционной и современной Индии.

Кандидатская диссертация:
«Индуистская тантрическая философия».
Год защиты – 2001.
Специальность – 09.00.13 («Религиоведение, философская антропология, философия культуры»).
Научный руководитель – д. ф. н. Е. А. Торчинов.
Оппоненты – д. ф. н. М. Е. Ермаков (Санкт-Петербург), к. филол. н. С. Д. Серебряный (Москва).
Ведущая организация – Государственный музей истории религий (Санкт-Петербург)

Научные интересы: индуизм, буддизм, джайнизм, йога, тантра, веданта, неоиндуизм, эзотеризм и мистицизм, история религий, новые религиозные движения, парапсихология, восточные психотехники, измененные состояния сознания

Основные научные труды:

  • [Пер. с санскр., вступит. статья и прим.] Кшемараджа. Пратьябхиджняхридая («Сущность Узнавания») // Восток, 2001, №3. С. 102 – 112.
  • Герменевтика Кшемараджи. На примере одной шлоки из «Спанда-нирнаи» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2001, вып. 2 (№14). С. 41 – 47.
  • Индуизм (йога, тантризм, кришнаизм) (карманный словарь). СПб.: Амфора, 2002. 172 с., с илл.
  • [Пер. с англ., прим., указатель, предисловие «Дзэн как основа японской культуры» (с. 488–506)] Судзуки Д. Т. Дзэн и японская культура. СПб.: Наука, 2003. 522 с.
  • Представление о тождестве в индуистской тантрической философии // Религиоведение, 2004, №1. С. 134–149.
  • Становление тантрологии // Религиоведение. 2004. №3. С. 48 – 57.
  • Индуистская тантрическая литература // Восток, №2 (2005), март-апрель. С. 16–27.
  • Тантрическая трибхава // Вестник РХГА. №6, 2005 (Санкт-Петербург). С. 208–216.
  • Антропология тантры: психосоматические аспекты // Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Выпуск 1. К 50-летию со дня рождения профессора Е. А. Торчинова. Отв. ред. С. В. Пахомов. СПб.: СПбГУ, 2005. С. 87 – 103.
  • Представление о высшей реальности в философии индуистского тантризма // Вопросы философии. №5, 2006. С. 149 – 159.
  • Шевалье Рамсей и новое масонство // Религиоведение, №4, 2006. С. 12 – 24.
  • Тантра и веда // Письменные памятники Востока. №1 (6). Весна-лето 2007. СПб.: Наука, Главная редакция восточных литератур, 2007. С. 151 – 164.
  • Индуистские тантрические мантры: значение, разновидности, практическое применение // Вестник Русской христианской гуманитарной академии (2008). Т. 9. Вып. 1. СПб.: РХГА, 2008. С. 225 – 241.
  • Учение об «узнавании» в школе пратьябхиджня и платоновский анамнесис // Пятые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока. Материалы научной конференции. С.-Петербург, 6 – 9 февраля 2008 г./ Сост. и отв. ред. С.В. Пахомов. СПб., 2009. С. 207 – 214.
  • Теоретические аспекты учения школы кула (согласно «Куларнава-тантре») // Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Отв. ред. С.В.Пахомов. Выпуск 3. СПб.: СПбГУ, 2009. С. 119 – 142.
  • Специфика эзотерического знания // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. Проблемы интерпретации эзотеризма и мистицизма: Сб. материалов Третьей международной научной конференции / Под ред. С.В. Пахомова. СПб.: РХГА, 2010. С. 73–85.
  • Проблема соотношения этики и знания в йоге и индуистской тантре // Шабдапракаша. Зографский сборник. Выпуск 1 / Отв. ред. Я.В. Васильков, С.В. Пахомов. СПб., 2011. С. 126 – 137.
  • Контуры эзотериологии: эскиз научной дисциплины об эзотеризме // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. «Тайное и явное»: многообразие репрезентаций эзотеризма и мистицизма / Отв. ред. С. В. Пахомов. СПб.: РХГА, 2011. С. 76–91.
  • Семантика глагольного корня muc- и проблематика духовного освобождения в ведийских упанишадах // Зографский сборник. Выпуск 2 / Отв. ред. Я. В. Васильков. СПб., 2011. С. 5–19.
  • Элиаде и йога (предисловие переводчика) // Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода / Пер., вступит. статья, научная редактура, примечания и указатели С.В. Пахомова. М.: Академический проект, 2011. 3-е изд., испр. и доп. С. 5–44.
  • Мистическая трансформация времени и пространства в художественных произведениях Мирчи Элиаде // Arbor mundi. 2011. Вып. 18. С. 25–37.
  • Историко-мифологический дискурс западных эзотерических традиций // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. «История и дискурс»: историко-философские аспекты исследований мистицизма и эзотеризма / Отв. ред. С. В. Пахомов. СПб.: РХГА, 2012. С. 213–223.
  • Мистика (в соавт.) // Большая российская энциклопедия. М., 2012. Т. 20. С. 457–460.
  • [Пер. с санскр., предисловие и примечания]. Абхинавагупта. Парамартхасара («Суть высшей истины») // Вестник РХГА. 2013. Т. 14. Вып. 1. С. 227–240.
  • Образ Востока в творчестве Рене Генона // Седьмая международная востоковедная конференция (Торчиновские чтения): Метаморфозы. С.-Петербург, 22-25 июня 2011 г. Часть вторая / Сост. и отв. ред. С. В. Пахомов. СПб., 2013. С. 228 – 238.
  • [Пер. с санскр. предисл. переводчика, примечания]. Патанджали. Йога-сутры. Вьяса. Йога-бхашья // Свет дхармы: антология традиционной индийской философии / Сост., вступит. статья к тому, общ. ред. С. В. Пахомова. СПб.: Амфора, 2013. С. 327 – 363.
  • [в соавторстве с А. Ю. Рахманиным и Р. В. Светловым]. Творческое наследие Евгения Торчинова и особенности его типологии религии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. № 3 (31). С. 110–129.
  • Сотериологические аспекты высшей реальности в индуистском тантризме // Религиоведение. 2013. №3. С. 43–51.
  • Специфика современной российской эзотериологии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 2013. № 4 (31). С. 36–65.
  • Философско-методологические проблемы исследований измененных состояний сознания // Психотехники и измененные состояния сознания в истории религий. Сб. материалов Первой международной научной конференции (Санкт-Петербург, 14-15 декабря 2012 г.). СПб.: РХГА, 2013. С. 75–88.
  • Контекстуальность эзотеризма: насколько эзотеричны эзотерические традиции? // Пути гнозиса: мистико-эзотерические традиции и гностическое мировоззрение от древности до наших дней: Международный научный симпозиум / Отв. ред. С. В. Пахомов. СПб.: РХГА, 2014. С. 218–230.
  • Сотериологические аспекты наставничества в индуистском тантризме // Вестник РХГА. 2014. Т. 15. Вып. 3. С. 130–143.
  • Тантрическое посвящение как сотериологический феномен // Религиоведение. 2014. № 4. С. 67–77.
  • Сотериологическое знание в индуистском тантризме // Вопросы философии. 2015. №2. С. 141–150.
  • Знание-состояние и источник сотериологического знания в индуистском тантризме // Вопросы философии. 2015. №8. С. 159–171.
  • Мифо-символическая метафизика Генриха Циммера // Циммер Г. Мифы и символы в индийской культуре / Пер. с англ. М. В. Воробьевой, С. В. Пахомова. М.: Академический проект, 2015. С. 5–22.
  • Гл. 4.1 (Религиозное умозрение: Индия). Гл. 5.6 (Мистический опыт). Гл. 7.5 (Религия и Интернет, соавторство). Гл. 8.2 (Современные эзотерические учения) // Религиоведение. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. А. Ю. Рахманина. М.: Юрайт, 2016. С. 115–140, 200–202, 244–246, 262–268.
  • Специфика современного эзотеризма и его изучение // Мистико-эзотерические движения в теории и практике: мистико-эзотерические аспекты современных религий. Сб. материалов Седьмой международной научной конференции (5–7 ноября 2014 г., Екатеринбург) / Отв. ред. С. В. Пахомов. Екатеринбург, 2016. С. 23–31.

Читаемые курсы:

  • «Введение в индийскую культуру»,
  • «Индийская культура»,
  • «История Индии»,
  • «Веданта и кашмирский шиваизм»,
  • «Йога, санкхья и веданта»,
  • «Философская этика Индии»,
  • «Философия джайнизма»,
  • «Малые религиозно-философские учения Индии»,
  • «Традиция бхакти»,
  • «Тантризм»,
  • «Современные религии Индии»,
  • «Современная индийская философия».

 

Руководство выпускными квалификационными работами, выполненными на кафедре:

  • Зиндер К. М. Гневные формы Шивы в индуизме. Защита диплома в 2011 г., специалитет.
  • Ильиных А. Систематика типов саморефлексии тамильских шиваитов. Защита диплома в 2011 г., специалитет.
  • Дудин А. В. Эволюция религиозно-философской мысли в упанишадах. Защита диплома в 2013 г., специалитет.
  • Томсинский В. С. Феномен религиозно-политического терроризма в Индии. Защита диплома в 2013 г., специалитет.
  • Золотарев Е. Феномены глобализации и вестернизации в современной Индии. Защита диплома в 2013 г., специалитет.
  • Бражникова Ю. А. Философия духовного пути в ранней и классической индуистской йоге. Защита диплома в 2015 г., специалитет.
  • Шадов А. А. Натурфилософские концепты индийской традиции в сравнительном освещении. Защита 2015 г. Магистерская ВКР.
  • Солодухин И. С. Этические воззрения Свами Вивекананды. Защита 2016 г. Магистерская ВКР.

Участие в проектах, другие личные научные достижения:
Член правления Общества культурных связей с Индией при Ассоциации международного сотрудничества (Санкт-Петербург). Председатель российской академической Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма (АИЭМ). Ответственный редактор научно-теоретического онлайн-журнала «Aliter». Работает над докторской диссертацией на тему «Сотериология индуистского тантризма».

Организатор и участник различных научных мероприятий общероссийского и международного характера. В 2003–2011 гг. инициировал и провел в СПбГУ 7 международных востоковедных конференций «Торчиновские чтения». В 2007–2016 гг. при его активном участии в различных городах России и Украины были проведены 8 международных конференций «Мистико-эзотерические движения в теории и практике». В 2012–2015 гг. организовал и провел 3 международные научные конференции «Психотехники и измененные состояния сознания» (РХГА).

Ведет активную редакторско-издательскую деятельность, сотрудничая с издательствами «Наука», «СПбГУ», «Академический проект», «Амфора», «РХГА» и др., научными журналами «Восток», «Вестник СПбГУ», «Религиоведение», «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» и др. За период с 1999 по 2016 гг. выпустил свыше 30 сборников научных статей и научных журналов, выступил научным или ответственным редактором при издании ок. 30 книг. Перевел и опубликовал 6 научных и научно-популярных произведений.

Автор свыше 120 (вместе со статьями в словарных и энциклопедических изданиях – свыше 370) публикаций.

English

 


Электронная почта

Просмотров: 3185

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2016