Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.:
(812)
328-97-28
эл.почта:

Вспоминая о Таиланде (В.М. Литвинский)

С 22 по 26 мая в этом году  в Таиланде прошла конференция, посвященная празднованию Дня рождения, Просветления и Ухода из жизни Будды Гаутамы. Это событие было признано  резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных наций в 1999 году, а с 2001 года празднуется как международный праздник. С 2004 года главные празднования проходят в Таиланде, исключая 2008 год, когда они проходили в Ханое. Основным организатором конференции выступает Махачулалонгкорнраджавидьялайя Университет / Mahachulalongkornrajavidyalaya  University(МСU), хотя основным хозяином и гарантом празднования международного  Дня рождения Будды является Королевское Правительство Таиланда  при поддержке, руководстве и с благословения Высшего Совета Сангхи.  И в этом году Mahachula University вновь стал местом проведения международной конференции при поддержке Trip Reiyukai International (ITRI) Японии.

В качестве темы конференции 2010 года была  избрана – «Глобальное Возрождение – Буддийская Перспектива» / «Global Recovery – A Buddist Perspective».  Проходившая конференция была не только академическим событием, но встречей буддийских лидеров всего мира перед лицом того, что принято называть «вызовами современности». Именно поэтому для всех своих участников эта конференция запомнилась как яркий, незабываемый праздник

В работе конференции в качестве делегата принимал участие и я - В.М. Литвинский,  доцент кафедры философской антропологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.  Своими наблюдениями, фотографиями и комментариями, связанными с конференцией, пребыванием в Таиланде  мне хотелось бы поделиться с посетителями нашего сайта.

Мой интерес к проходившим празднованиям того, что в традиции Тхеравады принято называть Vesak- празднованием Дня рождения, Просветления и Ухода  Будды,  был связан не только с академическим содержанием происходящего. Материалы конференции, изданные огромным томом,  будут доступны всем посетителям читального зала библиотеки философского факультета с начала нового учебного года. Вот их выходные данные:

      Global Recovery: The Buddhist Perspective. The 7 th International Buddhist Conference on the United Nations Day of Vesak Celebrations 23 -25 may 2553/2010 Thailand // Mahachulalongkornrajavidyalaya University, Wang Noi, Ayutthaya, 2010, 719 p.

Конференция проходила в древней столице Таиланда – Аюттайя, в 70 км. на север от Бангкока в зданиях одного из наиболее передовых Буддийских Университетов мира. Это было, несомненно, незабываемое зрелище, чему способствовало не только смешение представителей рас, разноцветных буддийских одеяний, церемонии открытия и закрытия конференции в Международном Центре Культуры ООН в Бангкоке, церемониальная и культурная часть конференции, сама ее работа по основным секциям:

  • Глобальное Возрождение с помощью Буддийской Экологии;
  • Глобальное Возрождение через Буддийское Образование;
  • Глобальное Возрождение благодаря Вовлеченному Буддизму;
  • Глобальное Возрождение  посредством Гармоничного Со – существования;
  • Глобальное Возрождение  путем Ментального Благополучия;
  • Интернациональная секция Международной Ассоциации Буддистских Университетов и Основных Буддистских Текстов.
Одно из зданий Махачулалонгкорнраджавидьялайя Университета /
Mahachulalongkornrajavidyalaya  University в Аюттайя.

Фото 1. Одно из зданий Махачулалонгкорнраджавидьялайя Университета / Mahachulalongkornrajavidyalaya University в Аюттайя.

Конференц-зал еще пуст

Фото 2. Конференц-зал еще пуст

Начинается...

 Фото 3.Начинается….

 

Участие в работе конференции позволило после ее окончания вместе с несколькими активистами Санкт –Петербургской буддавихары во главе с Аджаном Чатри Хемапандха, докторантом факультета международных отношений СПбГУ,  ознакомиться  с жизнью буддийских монастырей Таиланда -  удивительной страны, которая никогда, в отличие от многих других стран азиатского континента не была колонией и, следовательно, сохранила традиционную интеллектуально – психологическую  культуру. Эта поездка по стране и стала источником самых первых, но наиболее ярких впечатлений, которые при всей их фрагментарности, несистематичности, незавершенности, позволяют увидеть что, по словам М. Хайдеггера,  бытие «не дано, но открывается», давая пищу многим последующим размышлениям. Разумеется, меня, прежде всего, интересовали те аспекты буддизма, которые относятся не к его теории, а уж тем более – не к буддийскому мета – языку, а к его «технологической части», его «know-how», продолжающему жить и действовать в антропологических практиках повседневной жизни тайцев, многообразии культурно – исторической психологии народов Юго-Восточной Азии. 

Корни культурно – исторической психологии Таиланда уходят в глубь истории страны, сохранились, быть может, и благодаря истории   социальных институтов, одним из которых является буддийский монастырь. Наша поездка после конференции включала ряд буддийских монастырей,  как на юге, так и на севере страны, первое сильное впечатление от которых связано, прежде всего,  с ощущением пространства и света.

Прилетев в Таиланд, мы были приняты в  Wat Puttapan’ya / Ват Путтапанья -  монастыре, расположенном в самом Бангкоке.

Внутреннее
пространство монастыря


Внутреннее
пространство монастыря

(Фото 4 и 5 – Внутреннее пространство монастыря. На фотографии 5: обязательные для королевства Таиланд изображения королевской четы и изображение выдающегося реформатора современной Тхеравады – Буддадаса)

Как и в большинстве монастырей в Таиланде количество монахов невелико 15 – 20 человек. Среди них нет или почти нет мужчин среднего возраста. Они молодые ( до 25-30 лет) или  пожилые и старые ( от 50 и более лет), что по-видимому, связано с уникальной ролью монастырей в качестве социальной и интеллектуально – психологической инфраструктуры всего  тайского общества: во время сезона дождей количество монахов обычно удваивается: на это время, т. е. на 3 месяца буддийского поста, продолжающегося до середины октября, в монастырь приходят государственные служащие (в Таиланде буддизм – государственная религия), бизнесмены, люди свободных профессий.

Трехмесячное пребывание в монастыре  можно сравнить с курсами повышения квалификации, основное содержание которых связано как с идейной составляющей – с Дхармой, так и с составляющей психологической: ранний подъем (4 -5 утра), хождение за «даной», участие в церемониях, интенсивная медитация.

Основное смысловое содержание происходящего между монахом и подающим мирянином во время «даны» выражается не столько  словом «подаяние», сколько  «подношение», что  наиболее явно обнаруживается во время буддийских праздников, прежде всего трех, наиболее важных для буддиста: Весак (день Будды), Асалха (день Дхармы) и Катхина (день Сангхи).

Содержание поста заключается не во  временных ограничениях в питании: монах традиции Тхеравада и так может есть только до полудня, до 12 часов дня, после чего следующий прием пищи возможен только с 6 часов утра. Пост, воздержание, сдержанность во время поста  относятся прежде всего к области мысли и речи, что практикуется во время интенсивной медитации.

Понятен интерес европейской философии к медитативной составляющей буддизма. Сама философия как «усилие, чтобы случилась мысль» включает в себя аспекты медитации как со стороны усилия, так и со стороны мысли., идет ли речь о Dasein  М. Хайдеггера, или о «видении языка» Л. Витгенштейна. Проблема в том, что медитация – практическое действие, а не только абстрактное знание. Ее можно и нужно постигать, только практикуя.

Иногда поводом для медитативного погружения становится сама красота места, приглашающая к спокойной радости, будь то красота беседки для медитации, или красота пейзажа.

Беседка для медитативной ходьбы при монастыре Wat Palilai в Патталунге

Фото 6. Беседка для медитативной ходьбы при монастыре Wat Palilai в Патталунге

Подчас сама красота пейзажа создает настолько мощный курковый эффект, что совместная медитация становится его естественным продолжением, как это было в пещерном монастыре, в монастыре Суан – Мок, особенно посреди восхитительного горного пейзажа «филиала» монастыря и в некоторых других местах.

Этого достаточно…

Фото 7. Этого достаточно…

Пребывание в монастыре Суан Мок – одно из самых ярких впечатлений нашей поездки по монастырям. Во-первых, основателем этого монастыря является Буддадаса, выдающийся современный реформатор Тхеравады. Именно он  в 1932 поставил  лесную хижину отшельника на территории заброшенного храма. С этого начинается  история монастыря - «парка освобождения», как можно перевести с тайского название Суан Мок, данное его основателем.  

Истоки  учения Буддадаса восходят к древней, относящейся к йоге, практике того способа дыхания, который получил название  Анапанасати,  с одной стороны, а с другой -  связаны с его исследованием, переводом и интерпретацией буддийских текстов на раннем Пали.   Едва ли   замысел Буддадаса, можно выразить лаконичнее и глубже, нежели это сделано в пояснении к одному из  планов монастыря:

Фрагмент
плана монастыря Суан Мок

Фото 8. Фрагмент плана монастыря Суан Мок

«Изогнутый Каменный Сад отражает идею Буддадаса, что посетители Суан Мок  должны иметь  шанс "разговаривать" с деревьями и камнями,  научиться явной и скрытой дхамме. Он используется для церемонии подношений, ежедневных чтений мантр,  проповедей дхаммы и практики медитаций. Его работа начинается с 4:30 A.M. каждый день».

Каменный Сад в Суан Мок

Фото 9. Каменный Сад в Суан Мок

Каменный Сад в Суан Мок

Фото 10. Каменный Сад в Суан Мок

Каменный Сад в Суан Мок

Фото 11. Каменный Сад в Суан Мок

     Тот аспект медитативной практики, о котором сказано как о возможности  «"разговаривать" с деревьями и камнями, научиться явной и скрытой дхамме» вовсе не является только сильной метафорой. Когда-то я набрел на рекомендацию З. Фрейда при интерпретации сновидения делать то же самое, что мы делаем, когда хотим понять значение разговора, содержание которого для нас важно, но которого мы не слышим. Не стоит спешить с признанием фонологизма как родового свидетельства ограниченности европейского мышления, потому что прислушиваться к происходящему значит идти гораздо глубже понимания лексически выверенного слова, уходя к уровню прикосновения к происходящему. И, следовательно, чтобы «разговаривать» с кем бы и чем бы то ни было, нужно научиться молчать, прислушиваясь к тонким аспектам происходящего, «прикасаясь» к ним определенным образом. Этому стоит учиться.

Учиться молчать, чтобы прикоснуться к реальности.

Фото 12. Учиться молчать, чтобы прикоснуться к реальности.

Во-вторых, в Суан Мок нам удалось посетить лесной филиал, в восхитительно красивом месте в 57 км. от монастыря, куда мы отправились вместе с настоятелем монастыря Аджаном По ( на англ. –Pod, но d не произносится), бодрым, подвижным, жизнерадостным человеком, несмотря на возраст, приближающийся к 80 годам. Он любезно пригласил нас с собой,  потому что ему необходимо было доставить туда молодого монаха, которому поручалось посвятить 3 месяца пребывания медитативной практике. Подчеркну, - не медитациям в дополнение к другим, например, хозяйственным обязанностям, а медитации исключительно. Следует отметить, что тайцы весьма практичные люди и, по-видимому, поручение, полученное монахом от монастыря,  имеет несомненный практический эффект. Остается только догадываться и предполагать, каково практическое применение тех способностей или состояний, которые культивируются в продолжительной медитативной практике.

По «дороге» в лесной «филиал» монастыря Суан Мок

Фото 13. По «дороге» в лесной «филиал» монастыря Суан Мок

Вперед за настоятелем Аджаном По

Фото 14. Вперед за настоятелем Аджаном По
(Примечание: к сожалению «случилось так», что на территории «филиала» аккумуляторная батарея моего фотоаппарата села)

Мы долго ехали на внедорожнике настоятеля по шоссе, потом свернули на горную грунтовую дорогу, пока, наконец,  не вышли из машины, чтобы пройти оставшуюся часть пути пешком. Настоятелю 78 лет. По монастырским меркам это и мало  и много – мало, чтобы чувствовать себя физической развалиной, ограниченной в передвижении; Аджан По худощав, как это характерно для людей выще среднего роста с тонкой костью, обладающих явно выраженной силовой выносливостью. Два раза в год он приходит сюда пешком, а это не мало -  все-таки 57 км в 78 лет! Но это и много, чтобы думать о смерти, скорее о своей готовности к ней.  Как и многие тайцы, особенно монахи с огромным опытом медитации, Аджан По не боится смерти, он готов к ней. В своем завещании он просит развеять свой прах в трех местах: одну – в океане, другую – в монастыре Суан Мок, а третью здесь, в горах. Действительно, это место, где только – только начинается строительство самых простейших домиков, поражает своей красотой. Для нас, русских, так бездумно свыкшихся с формулой, что красота спасет мир, здесь поразительно явно и очевидно, что сам мир и есть красота. Мир прекрасен той красотой, ценность которой определяется  не абстрактностью духа, противостоящего плоти, служение которому подчас губит, уродует, корежит плоть. Здесь мир дышит теплом, струящимся от нагретого камня, от растений, густая зеленая плоть которых пробивается буквально везде и со всех сторон – снизу, под ногами, свисает сверху; омывает теплом стопы ног, опущенных в воду струящегося по дну ущелья ручья, кишащего рыбой…  . Здесь монастырская земля и ловить рыбу запрещено. Эта красота горного пейзажа явно прибавляет сил.

Настоятель беседует с нами на полу маленького домика, пронизанного светом и теплом, где живет всего один монах, посвятивший свое пребывание здесь медитации. Аджан По рассказывает о причинах, побудивших его остановить свой выбор на этом месте. Эта земля – около 150 га. куплена для монастыря одним из его учеников, что связано не только с красотой этих мест, но и с тем, что в самом монастыре становится все более и более шумно, рядом проходит большая шоссейная дорога; количество посетителей, приезжающих в монастырь, принять участие в ритритах, увеличивается. Сам монастырь – большое, хлопотное хозяйство, занимающее все больше и больше времени…

Аджан По предлагает  провести совместную 15 минутную  медитацию. Из предварительных слов, посвященных медитации, мне больше всего памятны слова о медитации над струящейся водой… (известно, что в буддизме вода –  символ взаимосвязи миров, прежде всего нашего мира с теми, где пребывают в перерождениях предки человека по карме.)

Наконец, пребывание в Суан Мок для меня связано с возникшим там и продолжавшим оставаться длительное время состоянием, которое правильнее обозначить как «расширение сознания»: в какой-то момент  возникло  острое ощущение пространственной огромности мира, с которой наполняющие его предметы и  вещи оказываются совершенно несопоставимы. Это чувство «уравновешивалось»  в свою очередь  переживанием «опасения», не страха, а чего-то очень близкого к «спокойному знанию», «созерцанию», что по возвращении домой окружающие вещи станут сдавливать и мешать, сужая «мой мир» даже при дыхании, … если им придавать излишнее значение.

Нечто похожее охватило меня совсем недавно, когда совершенно неожиданно я открыл для себя Николая Глазкова, замечательного русского поэта, о котором никогда и ничего до этого не знал. Это было «так неожиданно и по-настоящему».

Мне нужен мир второй,
Огромный, как нелепость,
А первый мир маячит, не маня.
Долой его, долой:
В нем люди ждут троллейбус,
А во втором - меня.

Тайная магия Суан Мок и состоит в том освобождении от рутины повседневной жизни, которое переживается как «неожиданное и настоящее», чувство, по-видимому, подавленное и почти утраченное в эпоху господства «системы вещей». (Может быть поэтому, Медитативный Центр, который открыт при Суан Мок, принимает гостей изо всех стран мира.) Эта тайная магия подтверждает убеждение, что самым главным культурно –историческим достижением буддизма является имплицитно предполагаемая теория сознания, нуждающаяся в экспликации, переводе, развитии и обосновании в системе философского и научно - экспериментального знания.

Размышления о значении буддийских монастырей в жизни тайского общества подкрепляются неожиданными наблюдениями, связанными с участием школьников в праздновании дня Будды в монастыре Ват Бан Суань в Патталунге. Как известно, в Таиланде школьное образование  – бесплатное. Среди школ есть буддийские школы, расположенные на территории монастыря, особенно в сельской местности. Таким образом, монастырь является не только религиозным, но и культурным, управленческим и образовательным центром.

Перед входом в здание школы как перед храмом

Фото 15 Перед входом в здание школы как перед храмом

Событие явно имеет религиозно–воспитательный характер

Фото 16. Событие явно имеет религиозно – воспитательный характер

Неожиданность наблюдений связана на первый взгляд с незатейливым обстоятельством: наставник, обращавшийся к школьникам и читавший мантры, периодически делал три хлопка в ладоши, после чего - то же проделывали сами школьники, иногда вместо хлопка в ладоши, хлопавшие себя по бедру. Налицо было активное совместное использование аудиальной и кинестетической сенсорики. Евгений Владимирович, один из участников нашей группы, тонкий знаток психологических методов воздействия на человека воскликнул

   - Да это как в НЛП!

На что я возразил

   - Нет, это в НЛП как в буддизме!

Участники церемонии

Фото 17. Участники церемонии

Церемония трехкратного обхода храма

Фото 18 Церемония трехкратного обхода храма

Еще раз с системой школьного образования мне пришлось столкнуться в Чай Мае, в монастыре на севере страны, где мы пробыли несколько дней. Здесь в отличие от Ват Бан Суань разместилась  не только буддийская школа, учащиеся которой посещают ее на территории монастыря, но живут дома. Помимо школы при монастыре существует еще и интернат для детей, родители которых принадлежат к элите так называемых «горных людей», говорящих на приблизительно 15 диалектах, существенно отличающихся от тайского языка. Но на письме они  пользуются китайскими иероглифами.  На приводимых фотографиях стоит обратить внимание на высоту потолков помещения, в котором проводится собрание с воспитанниками интерната, едва ли она чуть больше 3-х метров.

Собрание учащихся интерната

Фото 19. Собрание учащихся интерната

Собрание учащихся интерната

Фото 20. Собрание учащихся интерната

У некоторых – подстрочник, по которому они вслух произносят вместе со всеми  буддийские мантры. Его раздают перед собранием,  а после него – собирают. Мне пришлось столкнуться со своеобразным эффектом, о котором стоит упомянуть. Дело в том, что собрание проходит в помещении не только с низким потолком, но и вытянутым вперед так, что при относительно небольшой ширине оно вмещает много народу. А теперь представьте себе, что этого народу - от 80 до 100 человек и все они одновременно скандируют одно и тоже, так что звучащие голоса резонируют от потолка, создавая для самого говорящего ощущение, что голос звучит в его собственной голове.  Это не политические лозунги. Это мантры. Разумеется, тогда «голос» даже свой вовсе не мягкая и беззвучная «внутренняя речь», он ощущается почти физически. Я попробовал, поверьте, может быть, не очень приятно, но наверно весьма эффективно, если что-то надо как следует запомнить, или как у нас говорят, «вбить себе в голову».

Встречавшиеся нам монахи – дружелюбные и открытые люди, что проявляется и  в юморе, несколькими  примерами которого я и хочу закончить свой краткий рассказ о поездке в Таиланд.

Буддийский юмор

Фото 236 (-06-13) Буддийский юмор
На футболке написано: «3 × 4 = 12 . Этого достаточно!»

Член делегации обращается к молодой женщине, сопровождающей группу:

    - Я буду ждать Вас в Петербурге!

На лице женщины вспыхивает радостная улыбка, и она радостно восклицает:

   - Да, да! Я обязательно приеду!

Потом, задумавшись и уже тише, добавляет:

    - Не в этой жизни.

Просмотров: 1328

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2020