В СПбГУ на традиционном научно-практическом семинаре кафедры культурологии, философии культуры и эстетики «Актуальная эстетика» участники семинара заслушали и обсудили доклад «Игра как искусство», подготовленный ассистентом, кандидатом философских наук Санкт-Петербургского госуниверситета Марией Могилевич.

Помимо того, что сфера научных интересов лектора философская антропология, культура и искусство XX века, данная тема выбрана докладчиком неслучайно. По её словам, в современном мире все довольно сильно взаимосвязано, и любое изменение в одной какой-либо сфере влечет за собой последующие модификации. Так происходит и с превращением статуса игры в искусство, которое влияет на понимание искусства в целом.

В начале своего выступления Мария Могилевич привела в пример популярного персонажа из фильма «Пила», который заставлял людей играть на выживание и попыталась определить сущность игры, обращаясь к тезисам известного философа Йохана Хёйзинга, который написал трактат «Человек играющий». Кроме того, интересным положением, вынесенным кандидатом философских наук на обсуждение стало различие между играми для детей - «Play», и «Game», сознательно проводимыми взрослыми. Это довольно важное разделение для понимания современной игры как искусства, так как в таком ракурсе всегда подразумевается второй вариант, имеющий конечную цель, с четкими правилами и с полным вовлечением участников в процесс.

При непосредственном рассмотрении игры как искусства, докладчик обращаась к пониманию этого явления другим известным мыслителем Хансом-Георгом Гадамером, который считал, что у игры есть способность стать некоей другой действительностью. Данный тезис подходит для современной жизни, так как видеоигры, формирующие сознание человека с детства, теперь признаются современными формами искусства. «В игре есть сюжет, графика и опыт, который человек получает от этого комплексного продукта. Этот опыт существенно влияет на мировоззрение, поэтому для того, чтобы с ним работать, недостаточно относиться к данному объекту просто как к игре», - высказала проблему докладчик.

 Для подтверждения своего высказывания Мария Могилевич проанализировала популярную видеоигру «To the Moon», которая по сюжету и графике претендует на роль искусства, но по части заданий все-таки больше игра. Также в пример был приведен иммерсивный театр, который очень неоднозначно воспринимается общественностью. С одной стороны, есть критики, считающие появление такой практики кризисом театра, с другой стороны, есть люди, которые не воспринимают это как театр вообще, а есть третьи, кто, наоборот, причисляет данный вид к произведению искусства. По мнению, Марии Могилевич, данные примеры подтверждают её вывод о том, что соприкасаясь друг с другом в подобных проектах, игра и искусство разрушают друг друга, ведь полностью назвать ту, или иную из приведенных практик, только искусством или только игрой нельзя. «Именно поэтому, это не игра, не искусство, а игра как искусство. Сейчас очень высока потребность в определении двойственного статуса продукта, но точные причины и последствия нам еще только предстоит выяснить», - закончила на этом свое выступление докладчик. 

Неподдельный интерес к докладу вызвал бурное обсуждение, что свидетельствует об актуальности темы и действительной важности игры в современной жизни и её принадлежности к каждому.

Могилевич Мария Николаевна

Могилевич Мария Николаевна

Просмотров: 46