В стенах СПбГУ в рамках традиционного научно-практического семинара «Актуальная эстетика», рассматривали «Предельный опыт в эстетике «Новой прозы».

О сущности «Новой прозы» и предельном опыте в этом удивительном направлении докладывала доцент кафедры культурологии, философии культуры и эстетики, доктор философских наук Артамошкина Людмила Егоровна. Эстетический опыт – её давний интерес, именно поэтому сюжет доклада строился вокруг этого вопроса.

Для начала Людмила Артамошкина обосновала важность рассмотрения «Новой прозы» для современного мира, в котором все явления уже давно не мыслятся без приставки «пост». Интересно то, что именно в такой прозе проявляется предельный опыт, которого так долго не хватало в литературе.  Словосочетание «предельный опыт» как движение сознания «вне себя» впервые появляется в работах Жоржа Батая и позже проходит тонкой нитью в творчестве многих других авторов, являясь развитием на границе языка и безмолвия, экстазом, прорывом к подлинности. «В таком опыте передается невозможность высказывания, поэтому впервые его можно было увидеть в поэзии, которая вырывается из обыденного мира» - рассказала доктор философских наук. Однако, со временем в прозе тоже появляется интерес к данной теме – возникает задача написать книгу, которая была бы поступком. У людей творчества такое желание актуализируется после Первой Мировой войны, которая впервые показала весь страх и ужас человечества, после которых уже нельзя было писать как раньше. Кроме того, как выделила докладчик, еще больше нужно было искать новые пути для прозы после Второй Мировой войны, ведь даже Теодор Адорно в свое время задавался вопросом: «Как можно писать стихи после Освенцима?». К этим трагедиям, навсегда изменившим отношение людей к творчеству, Людмила Артамошника прибавила и «Колыму».

Именно поэтому, гости «Актуальной эстетики» узнали, что сущность предельного опыта «новой прозы» наиболее верно передается через жизнь и творчество Варлама Шаламова. Писатель, испытавший ужасы XX века на себе, как нельзя лучше осознавал потребность в создании нового слова, через которое можно было бы передать опыт невыразимого. В работах этого мастера присутствует биографичность, но не в привычном русле. Автор выступает летописцем нового, ведь в анти-мире или мире «пост» уже не годятся никакие привычные категории. «Шаламов превратил текст в то, что удерживает память культуры» - подчеркнула Людмила Егоровна.

После выступления завязалась дискуссия, подтвердившая актуальность темы предельного опыта для изучающих эстетику.


Анонс доклада

Просмотров: 22