В СПбГУ состоялась международная конференция на актуальную тему
философского восприятия проблем современной культуры. Это – вторая конференция,
организаторами которой являются Санкт-Петербургский государственный университет
(Россия) и Университет Вроцлава (Польша). Первая состоялась в Польше в 2019
году. Рабочие языки – английский, русский. Конференция прошла в режиме on-line.
Цель конференции – обсуждение актуальных вопросов трансформации
культуры в условиях развивающихся способов коммуникации, которые являются
продуктом современного информационного общества. Целевой аудиторией являются исследователи тенденций развития различных аспектов культуры
современного социума, преподаватели вузов, сотрудники исследовательских
организаций, аспиранты, студенты.
В 2020
году основной темой конференции является «Биография и память культуры».
Социальная значимость и востребованность данной тематики обусловлена
необходимостью осмысления процессов глобализации, кризиса исторического
сознания и потребностью в выработке новых прогностических подходов к
исследованию форм культурной идентичности. К обсуждению принимаются
результаты исследований культурной памяти, идентичности, биографии как формы
выражения культурной памяти в целостном коммуникативном пространстве современной
культуры. Предлагаемая тема позволяет выявить особенности процессов
идентификации и самоидентификации в современной культуре, их связь с
сохранением и трансляцией культурной памяти, а также роли в этих процессах
современных форм коммуникации.
По мнению одного из организаторов конференции профессора СПбГУ Бориса
Соколова (кафедра культурологии, философии культуры и эстетики), весьма
символично, что конференция происходит в условиях
современной модели коммуникации – в он-лайн режиме: организаторы находятся в
Санкт-Петербурге, а участники — в виртуальном пространстве. Это дает новый опыт
и придает новый импульс дискуссиям, т.к. участники и слушатели конференции
фактически живут в разных уголках мира, но общаются в режиме реального времени
фактически с глазу на глаз.
На пленарном заседании было заслушано три основных доклада и один – из
заседания первой секции, что дало возможность ознакомиться с направлением
дискуссий.
Первый докладчик – академический сотрудник Института Философии
Словацкой Академии наук Ричард Стахел (Richard Stahel) посвятил свой доклад теме «К возможности трансформации
потребительской культуры в экологическую цивилизацию». Он рассмотрел проблему с
разных сторон: определил понятие Homo oeconomicus
(неолиберальный идеал человека, действующий для получения максимальной личной
выгоды); затронул проблемы культуры, как идеологии потребительства; рассмотрел
вопросы социального и экологического неравенства; особо остановился на
проблемах консюмеризма как основы политической культуры; рассказал о своем
восприятии ряда терминов как идеология личной свободы, гипермодернизм,
эко-цивилизация и некоторых других аспектов. В завершении Ричард Стахел выразил
уверенность в том, что о зрелости цивилизации следует судить по ее способности
пережить период кризиса и упадка, а не по шедеврам и продуктам периода
расцвета.
«Сопряжение личности и культуры чрезвычайно важно для нас
сейчас… Будущее экологической цивилизации и возможность рождения новой
экологической цивилизации, о которой говорил Ричард Стахел, во многом зависит
от того, каким образом будет осуществлять свое поступающее мышление личность в
культуре (я пользуюсь выражением русского философа Михаила Бахтина)», — считает
модератор пленарного заседания доцент СПбГУ Людмила Артамошкина. — Мне кажется,
что это – одно из основных условий включения в решение проблем, поставленных
перед нами современным миром. И мне больше по душе слово «диалог»: когда мы
имеем возможность говорить друг с другом, слышать друг друга».
Представляя два следующих доклада в связке, Людмила
Артамошкина обратила внимание участников конференции на важность затронутых в
докладах тем исходя из рода деятельности докладчиков. Борис Пружинин –
известный в России философ, который занимается эпистемологическими проблемами,
редактор главного философского журнала России «Вопросы философии». Его доклад
на тему «Культурно-историческая эпистемология как фундамент
экзистенциально-биографических исследований» важен для соединения конкретных сюжетов, связанных с
современной ситуацией и с биографическими историями в наших размышлениях.
Второй доклад также имеет прежде всего биографическую
составляющую. Татьяна Щедрина (историк по первому образованию) представила
доклад «Фотография как элемент экзистенциально-биографических исследований: по
материалам архивов русских философов первой половины ХХ века (Россия)». Она
рассказала об особенностях работы с архивными данными и изысканиями при
изучении биографии того или иного философа, на примере работы над книгой о
философе Густаве Шпете.
Оба исследователя поделились своим личным опытом при
работе над серией книг о философах ХХ века. Своими работами ученые вводят в
исследовательское пространство новые имена, новые документы. Эти имена,
введенные в пространство наших размышлений, показывают, как много изменяется в
культуре от присутствия очевидного, а подчас подспудного, замалчиваемого
присутствия личности.
Борис Пружинин уверен, что для философии обязательно
обращение к личности. Он рассказал кратко об истории журнала «Вопросы
философии» (работает в журнале с 1989 года), главным редактором которого
является в течение долгого времени. Редакция журнала выпускает многотомное
издание о философах советской эпохи. В процессе работы они поняли, что нужно
вникнуть, понять ту эпоху, в которую творили те или иные философы. «Историзм
связан не с тем, что мы регистрировали историю, а с тем, что мы возвращались к
пониманию преемственности связи. Философ чувствует себя продолжателем философской
мировой традиции, традиции национальной, традиции культурной, традиции
школы…обращение к этому очень важно».
Татьяна Щедрина уверена, что «для историка важно найти
путь к прошлому, путь к человеку в истории. Именно фотография дает этот путь…
Как возможная реальность в историческом ключе. Мы пытаемся вернуть историческую
реальность, понять ее и визуализировать…» Нужно посмотреть в глаза тому
человеку, о котором пишется история, чтобы понять, как складывалась его жизнь,
как влияла среда обитания и общество и т.д. Таким образом у исследователя появляется
бережное отношение к идеям того или иного человека. В процессе работы над
изданием – идет колоссальный прирост связей в культурном аспекте. «Фотография –
это способ памяти, который шире, чем просто хранение образа. Это – факт,
который выступает как повод к определенной деятельности. Цель найти фото и
побуждает к различным контактам в современном мире при рассказе о прошлом.»
В дополнение к основному докладу Татьяна Щедрина
рассказала о другой своей работе – книге, вышедшей в 2007 году «Архив эпохи», в
которой она постаралась сформулировать концепт понимания что такое архив: «Архив
– это не только склад документов. Это – некий динамический коллектив. Густав
Шпет в конце 1920х гг. говорил, что мы создаем коллективность не по
принадлежности к какой-то материи. Сквозь время можем создавать коллективность.
Мы можем входить в архив эпохи через сегодняшний день, через какие-то единичные
архивы. Это очень важно, когда мы, например, входим в архив модераторов философских
обществ начала ХХ века. Личные архивы помогают понять какого рода сообщества
собирались вокруг той или иной личности. И часто бывает, что архив какого-то
одного человека, который участвовал в работе различных обществ, сам
представляет собой некий архив эпохи. Архив эпохи – это архив любого человека,
который ведет коммуникативную деятельность… Мы тем самым актуализируем их
разговоры и втягиваем их в наш разговор… Мы возвращаем свою память и очень
важно заново научиться общению между собой».
Заданный вектор на пленарном заседании был продолжен в
работе по секциям:
- Биография и нарративы культурной памяти
- Биографические
ландшафты и места памяти
- Коммуникация и
идентификация в эпоху постреальности
- Биографический метод
как механизм передачи культурного кода. (Авто) биография VS история
- Проблемы развития
культуры в философском осмыслении. Новые формы репрезентации идентичности
- Эстетика новых меди.
Культура в современном мире
Подробнее
о конференции
Программа
конференции: скачать в формате PDF
Просмотров: 276