В СПбГУ состоялась международная конференция на актуальную тему философского восприятия проблем современной культуры. Это – вторая конференция, организаторами которой являются Санкт-Петербургский государственный университет (Россия) и Университет Вроцлава (Польша). Первая состоялась в Польше в 2019 году. Рабочие языки – английский, русский. Конференция прошла в режиме on-line.

Цель конференции – обсуждение актуальных вопросов трансформации культуры в условиях развивающихся способов коммуникации, которые являются продуктом современного информационного общества. Целевой аудиторией являются исследователи тенденций развития различных аспектов культуры современного социума, преподаватели вузов, сотрудники исследовательских организаций, аспиранты, студенты.

В 2020 году основной темой конференции является «Биография и память культуры». Социальная значимость и востребованность данной тематики обусловлена необходимостью осмысления процессов глобализации, кризиса исторического сознания и потребностью в выработке новых прогностических подходов к исследованию форм культурной идентичности. К обсуждению принимаются результаты исследований культурной памяти, идентичности, биографии как формы выражения культурной памяти в целостном коммуникативном пространстве современной культуры. Предлагаемая тема позволяет выявить особенности процессов идентификации и самоидентификации в современной культуре, их связь с сохранением и трансляцией культурной памяти, а также роли в этих процессах современных форм коммуникации.

По мнению одного из организаторов конференции профессора СПбГУ Бориса Соколова (кафедра культурологии, философии культуры и эстетики), весьма символично, что конференция происходит в условиях современной модели коммуникации – в он-лайн режиме: организаторы находятся в Санкт-Петербурге, а участники — в виртуальном пространстве. Это дает новый опыт и придает новый импульс дискуссиям, т.к. участники и слушатели конференции фактически живут в разных уголках мира, но общаются в режиме реального времени фактически с глазу на глаз.

На пленарном заседании было заслушано три основных доклада и один – из заседания первой секции, что дало возможность ознакомиться с направлением дискуссий.

Первый докладчик – академический сотрудник Института Философии Словацкой Академии наук Ричард Стахел (Richard Stahel) посвятил свой доклад теме «К возможности трансформации потребительской культуры в экологическую цивилизацию». Он рассмотрел проблему с разных сторон: определил понятие Homo oeconomicus (неолиберальный идеал человека, действующий для получения максимальной личной выгоды); затронул проблемы культуры, как идеологии потребительства; рассмотрел вопросы социального и экологического неравенства; особо остановился на проблемах консюмеризма как основы политической культуры; рассказал о своем восприятии ряда терминов как идеология личной свободы, гипермодернизм, эко-цивилизация и некоторых других аспектов. В завершении Ричард Стахел выразил уверенность в том, что о зрелости цивилизации следует судить по ее способности пережить период кризиса и упадка, а не по шедеврам и продуктам периода расцвета.

«Сопряжение личности и культуры чрезвычайно важно для нас сейчас… Будущее экологической цивилизации и возможность рождения новой экологической цивилизации, о которой говорил Ричард Стахел, во многом зависит от того, каким образом будет осуществлять свое поступающее мышление личность в культуре (я пользуюсь выражением русского философа Михаила Бахтина)», — считает модератор пленарного заседания доцент СПбГУ Людмила Артамошкина. — Мне кажется, что это – одно из основных условий включения в решение проблем, поставленных перед нами современным миром. И мне больше по душе слово «диалог»: когда мы имеем возможность говорить друг с другом, слышать друг друга».

Представляя два следующих доклада в связке, Людмила Артамошкина обратила внимание участников конференции на важность затронутых в докладах тем исходя из рода деятельности докладчиков. Борис Пружинин – известный в России философ, который занимается эпистемологическими проблемами, редактор главного философского журнала России «Вопросы философии». Его доклад на тему «Культурно-историческая эпистемология как фундамент экзистенциально-биографических исследований» важен для соединения конкретных сюжетов, связанных с современной ситуацией и с биографическими историями в наших размышлениях.

Второй доклад также имеет прежде всего биографическую составляющую. Татьяна Щедрина (историк по первому образованию) представила доклад «Фотография как элемент экзистенциально-биографических исследований: по материалам архивов русских философов первой половины ХХ века (Россия)». Она рассказала об особенностях работы с архивными данными и изысканиями при изучении биографии того или иного философа, на примере работы над книгой о философе Густаве Шпете.

Оба исследователя поделились своим личным опытом при работе над серией книг о философах ХХ века. Своими работами ученые вводят в исследовательское пространство новые имена, новые документы. Эти имена, введенные в пространство наших размышлений, показывают, как много изменяется в культуре от присутствия очевидного, а подчас подспудного, замалчиваемого присутствия личности.

Борис Пружинин уверен, что для философии обязательно обращение к личности. Он рассказал кратко об истории журнала «Вопросы философии» (работает в журнале с 1989 года), главным редактором которого является в течение долгого времени. Редакция журнала выпускает многотомное издание о философах советской эпохи. В процессе работы они поняли, что нужно вникнуть, понять ту эпоху, в которую творили те или иные философы. «Историзм связан не с тем, что мы регистрировали историю, а с тем, что мы возвращались к пониманию преемственности связи. Философ чувствует себя продолжателем философской мировой традиции, традиции национальной, традиции культурной, традиции школы…обращение к этому очень важно».

Татьяна Щедрина уверена, что «для историка важно найти путь к прошлому, путь к человеку в истории. Именно фотография дает этот путь… Как возможная реальность в историческом ключе. Мы пытаемся вернуть историческую реальность, понять ее и визуализировать…» Нужно посмотреть в глаза тому человеку, о котором пишется история, чтобы понять, как складывалась его жизнь, как влияла среда обитания и общество и т.д. Таким образом у исследователя появляется бережное отношение к идеям того или иного человека. В процессе работы над изданием – идет колоссальный прирост связей в культурном аспекте. «Фотография – это способ памяти, который шире, чем просто хранение образа. Это – факт, который выступает как повод к определенной деятельности. Цель найти фото и побуждает к различным контактам в современном мире при рассказе о прошлом.»

В дополнение к основному докладу Татьяна Щедрина рассказала о другой своей работе – книге, вышедшей в 2007 году «Архив эпохи», в которой она постаралась сформулировать концепт понимания что такое архив: «Архив – это не только склад документов. Это – некий динамический коллектив. Густав Шпет в конце 1920х гг. говорил, что мы создаем коллективность не по принадлежности к какой-то материи. Сквозь время можем создавать коллективность. Мы можем входить в архив эпохи через сегодняшний день, через какие-то единичные архивы. Это очень важно, когда мы, например, входим в архив модераторов философских обществ начала ХХ века. Личные архивы помогают понять какого рода сообщества собирались вокруг той или иной личности. И часто бывает, что архив какого-то одного человека, который участвовал в работе различных обществ, сам представляет собой некий архив эпохи. Архив эпохи – это архив любого человека, который ведет коммуникативную деятельность… Мы тем самым актуализируем их разговоры и втягиваем их в наш разговор… Мы возвращаем свою память и очень важно заново научиться общению между собой».

Заданный вектор на пленарном заседании был продолжен в работе по секциям:

Подробнее о конференции

Программа конференции: скачать в формате PDF

Просмотров: 6