Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.:
(812)
324-12-66

Аннотации к курсам

Индийская философская эстетика.

Знакомство с индийскими эстетическими теориями вводит в проблематику эстетического восприятия в индийской культуре и способствует более углубленному и адекватному восприятию индийского искусства во всех его жанрах и видах.

Эстетика как самостоятельная философская дисциплина сложилась в Индии сравнительно поздно: в середине I – начале II т.л. н.э. Однако самые ранние эстетические концепции можно обнаружить в гимнах Вед (конец II – начало I т.л. до н.э.). Поэтому курс начинается с изучения основ индоевропейской и древнеиндийской поэтики, чтения и анализа гимнов из «Ригведы» в переводе на русский язык. Дальнейшее развитие древнеиндийских эстетических теорий связано с двумя традиционными дисциплинами: поэтикой (аланкара-шастрой) и драматургией (натья-шастрой). Студенты знакомятся с основными этапами развития этих дисциплин, философской проблематикой и терминологическим аппаратом. Особенный интерес представляет учение Бхараты (V в. н.э.) о 8 видах эстетического переживания (8 расах). Впоследствии эта классификация была дополнена 9-ой расой. Кашмирский тантрик и философ Абхинавагупта (XI в. н.э.) сформулировал учение о природе эстетического переживания, связав эстетику с сотериологией. Преподаватель – Е.А. Десницкая.

Образная система индийской культуры.

Дисциплина по выбору «образная система индийской культуры» предназначена для студентов 2 курса магистратуры, программы «Художественная культура Востока». В продолжение изучавшейся в предшествующем семестре дисциплины по выбору «Индийская санскритская литература» данный курс рассматривает развитие образной системы индийской культуры в санскритской литературе классического периода (вторая половина I т.л. н.э.). Студенты знакомятся с историей классической санскритской драмы, поэзии и прозы. Особенное внимание уделяется изучению жанра «кавья»: в рамках курса рассматривается эволюция выразительных средств и образной системы от «адикавьи» Вальмики и поэм «махакавья» Калидасы до поздних прозаических произведений в жанре «кавья» («Кадамбари» Баны).

Студенты знакомятся с отрывками из изучаемых произведений – «Глиняная повозочка» Шудраки, «Облако-вестник» Калидасы, «Три шатаки» Бхартрихари – в переводах на русский язык. Преподаватель – Е.А. Десницкая.

Философия языка в Индии.

Дисциплина по выбору "Философия языка в Индии" предназначена для студентов 4 курса бакалавриата, обучающихся по профилю "Индийская культура". Повышенный интерес к языку, его грамматическому устройству и связи с познанием был характерен для индийской культуры, начиная с эпохи Вед. В IV в. до н.э. фонетика, морфология и синтаксис санскрита с непревзойденной точностью были описаны в «Аштадхьяи» Панини, благодаря чему грамматика в Древней Индии стала считаться эталонной дисциплиной, наподобие геометрии в Древней Греции. В последующие столетия индийские грамматисты активно изучали философские аспекты языка и его связь с познанием. В V в. н.э. Бхатрихари написал трактат «Вакьяпадия», в котором рассматривал различные лингво-философские теории и формулировал концепцию лингвистического монизма, в соответствии с которой Абсолют (Брахман) обладает лингвистической природой и репрезентируется на всех уровнях реальности, вплоть до феноменального. В VIII-XI вв. н.э. монистические идеи Бхартрихари были восприняты и переосмыслены в рамках учений Кашмирского шиваизма.

В рамках данного курса студенты знакомятся с историей индийской грамматики и лингвистической философии, основными теориями и базовой терминологией. В рамках семинарских занятий предполагается чтение отрывков из «Махабхашьи» Патанджали и «Вакьяпадии» Бхартрихари. Преподаватель – Е.А. Десницкая.

Философия языка в Индии.

Дисциплина по выбору "Философия языка в Индии" предназначена для студентов 1 курса магистратуры, обучающихся по специальности «Философские традиции Востока». Курс читает Десницкая Е.А., к.ф.н., старший преподаватель кафедры философии и культурологии Востока.

Повышенный интерес к языку, его грамматическому устройству и связи с познанием был характерен для индийской культуры, начиная с эпохи Вед. В IV в. до н.э. фонетика, морфология и синтаксис санскрита с непревзойденной точностью были описаны в «Аштадхьяи» Панини, благодаря чему грамматика в Древней Индии стала считаться эталонной дисциплиной, наподобие геометрии в Древней Греции. В последующие столетия индийские грамматисты активно изучали философские аспекты языка и его связь с познанием. В V в. н.э. Бхатрихари написал трактат «Вакьяпадия», в котором рассматривал различные лингво-философские теории и формулировал концепцию лингвистического монизма, в соответствии с которой Абсолют (Брахман) обладает лингвистической природой и репрезентируется на всех уровнях реальности, вплоть до феноменального. В VIII-XI вв. н.э. монистические идеи Бхартрихари были восприняты и переосмыслены в рамках учений Кашмирского шиваизма.

В рамках данного курса студенты знакомятся с историей индийской грамматики и лингвистической философии, основными теориями и базовой терминологией. Преподаватель – Е. Десницкая.

Философский текст на санскрите.

Дисциплина по выбору "Философский текст на санскрите" предназначена для студентов 4 курса бакалавриата, обучающихся по профилю "Индийская культура". Научная и философская литература на санскрите выделялась в отдельный жанр – шастры. Для текстов данного жанра характерен сложный синтаксис: с использованием многокомпонентных композит и распространенных номинативных предложений; финитные глагольные формы практически отсутствуют. Отдельную сложность представляет философская терминология, содержание которой трудно уяснить без углубленного знакомство с учениями различных школ. Большое значение для понимание шастр имеют традиционные комментарии, для чтения которых также необходимы особые навыки.

В рамках данного курса студенты знакомятся с основными жанрами санскритской философской литературы, изучают типичные методы построения текстов, осваивают базовую философскую и вспомогательную терминологию. Также предусмотрено чтение отрывков из философских произведений с традиционными комментариями: «Йога-сутр» Патанджали, «Вакьяпадии» Бхартрихари, «Ньяя-бинду» Дхармакирти и «Пратьябхиджняхридаям» Кшемараджи. Преподаватель – Е.А. Десницкая. 

Просмотров: 416

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2018