Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.:
(812)
324-12-66

Программа специального курса
"Эволюция культуры: информационный подход"

1. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля

Изучение дисциплины по семестрам:
семестр: лекции - 32 ч., практические занятия – 30 ч.
контрольные работы , зачеты ,

2. 1. Содержание дисциплины.

Раздел 1. Общая картина исторической динамики культуры. (2 часа)

Темы:
1. Рациональное знание и прогресс: позитив и негатив.
2. Циклические картины мира и периодичность в природе и культуре.

Раздел 2. История культуры: многообразие представлений. (6 часов)

Темы:
1. Модели: метафизическая (Гегель, Ригль), материалистическая (Маркс), органическая (Данилевский, Шпенглер), социологическая (П. Сорокин), диалектическая (Шмит), психологическая (Вебер, Тойнби), формальная (Мартиндейл, Маслов).
2. Проблема синтезирующего подхода.

Раздел 3. Место кибернетики в системе естественнонаучного и гуманитарного знания (2 часа).

Темы:
1. Возвращение целостного взгляда: культура как множество взаимодействий.
2. От мира Ньютона к миру Бергсона: от однозначности детерминизма к вероятностному многообразию.
3. Понятие об информации и ее мере.
4. Подобие процессов управления и связи в машинах, живых организмах, сообществах.
5. Универсальность информационного подхода: научный путь к метафизическим проблемам.
6. Синергетический взгляд.
7. Сократ как праотец кибернетики: красота – это мера.

Раздел 4. Информационная модель эволюции культуры. (4 часа)

1. Эволюция культуры как интегральный результат взаимодействий "личность – культурная среда": филогенез и онтогенез. Обратная связь как основа развития.
2. Гипотеза информационного отбора. Информационный канал связи.

Раздел 5. Информационный ключ к истории. (6 часов)

1. Стадии социального прогресса и плотность населения.
2. Использование аналогии между информационным каналом общественной системы и электромагнитным каналом связи.
3. Значимая информация, уровень жизни как универсальная оценка социальной стадии.
4. Принцип информационного ускорения в историческом движении: от первобытного братства к неравенству, от кастового мира к индустриальному.
6. Принцип дополнительности для моральных и экономических процессов.
7. Измерение и система мировоззрений: идеологическое, религиозное, рациональное общества – возможности и ограничения.

Раздел 6. Информационный отбор в художественной культуре. (6 часов)

1. Канал «художник – зритель», эстетическая информация.
2. Смена стилей как чередование доминирующих способов повышения плотности информации. Коротковолновый ритм эволюции художественной культуры в смене стилей.
3. Виды искусства как индикаторы культурных эпох.
4. Материальные носители информации, порождающие алгоритмы, способы кодирования.
5. "Классический" и "демократический" типы искусства: информационные характеристики. Длинные информационные волны в художественной культуре.
6. Двоичный код и информационные тенденции искусства.

Раздел 7. Глобальный цикл эволюции культуры. (4 часа)

1. Информационное ускорение культуры и демография. Индивид как носитель «генетического» кода культуры.
2. Избыточность носителей как основное средство обеспечить надежность трансляции. Культурная революция и демографический взрыв.
3. Эффективность трансляции культуры. Особенности динамики культуры в условиях демографического спада.
4. Глобальный культурно-демографический цикл.
5. Информационный прогноз.

3.2. Примерные темы семинарских занятий

1. Возвращение целостного взгляда: культура как множество взаимодействий.
2. Понятие об информации и ее мере.
3. Подобие процессов управления и связи в машинах, живых организмах, сообществах.
5. Универсальность информационного подхода: научный путь к метафизическим проблемам.

3.3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Изучение текстов источников

3.4. Примерные темы рефератов

  • Прогрессизм и традиционализм.
  • Многообразие картин истории культуры.
  • Теории культурных циклов.
  • Кибернетика, информация и гуманитарное знание.
  • Модели социальной эволюции.
  • Эволюция художественной культуры.
  • Экономика, религия и картина мира.
  • Художественная культура и мировосприятие.

3.5. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу

Данный перечень содержит вопросы, раскрываемые в лекционных темах (пункты 3.1 и 3.2)

4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино и видно- фильмов

В основе обучения лежит настоящая программа. При изложении части тем лектором используются диапозитивы, видеофильмы.

4.2. Активные методы обучения

Курс строится на прослушивании теоретических лекций в аудитории и кабинете ТСО. При этом приветствуется обсуждение вопросов и студенческие сообщения по темам программы на семинарах.

4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля

Стандартно оборудованная лекционная аудитория и кабинет ТСО.

4.4. Форма итогового и промежуточного контроля

Итоговый контроль – зачет. Зачет выставляется на основании собеседования по темам или результатам ответов на вопросы. Промежуточный контроль – по активности на лекциях и по собеседованию по теме реферата.

4.5. Литература

4.5.1. Основная
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Москва, 1999.
2. Бриллюэн Л. Наука и теория информации. - М.: Физматгиз, 1969.
3. Вельфлин Г. Основные понятия теории искусств. - М.-Л.: Academia,1927.
4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988.
5. Винер Н. Кибернетика и общество. - М.: Наука, 1958.
6. Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Искусство, 1968.
7. Гегель Г. Философия истории. // Сочинения. т.8, М.: Соц-экономическое. издательство., 1935.
8. Геодокян В.А. Эволюция асимметрии, сексуальности, культуры.// Труды международного научного симпозиума «Информационное мировоззрение и эстетика», Таганрог, 1998.
9. Голицин Г.А., Петров В.М. Информация - поведение - творчество. - М.: Наука, 1991.
10. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. - М.: Искусство, 1978, т.2.
11. Докинз Р. Эгоистичный ген. - М.: Мир, 1993.
12. Дриккер А.С. Эволюция культуры: информационный отбор, С-Пб, Академический проект, 2000.
13. Каган М.С. Морфология искусства. - Л.: Искусство, 1972.
14. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. С-Пб.: Петрополис, 2003.
15. Кармин А.С. Культурология, С-Пб.: Лань, 1998.
16. Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. - .Л.: Изогиз, 1936.
17. Кондратьев И.Д. Болшие циклы экономической конъюнктуры.// Проблемы экономической динамики, М., 1989.
18. Лотман Ю.М. Вступление.// Семиотика и искусствометрие. - М.: Мир, 1972,
19. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. - Петрозаводск: Петроком, 1993.
20. Маслов С.Ю. Ассиметрия познавательных механизмов и ее следствия.// Семиотика и информатика, 1983, вып.20.
21. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. - М.: Мир, 1966.
22. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант, М., Прогресс, 1994.
23. Седов Е.Я. Эволюция и информация. - М.: Наука,1976.
24. Сорокин П. Человек, Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.
25. Толстой Л.Н. Что такое искусство? - М.: Современник, 1985.
26. Тоффлер Э. Третья волна. -- М.: 1999.
27. Тынянов Ю. Архаисты и новаторы. - Л.: Наука, 1929.
28. Тэн И. Философия искусства. - Л.: Наука,1933 ,.
29. Чижевский Д. Барокко в русской литературе. // Ceskoslovenska rusistika, 1968, 1. - с. 57-85.
30. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. - М.: ИЛ, 1963..
31. Шмальгаузен И.И. Кибернетические вопросы биологии. - Новосибирск: Наука, 1968.
32. Шпенглер О. Закат Европы. - М.: Искусство, 1993..
33. Эйген М. Гиперцикл. Принципы самоорганизации макромолекул. - М.: Мир, 1962
34. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления, Киев, AirLand, 1994.

4.5.2. Дополнительная
1. Бир Ст. Кибернетика и управление производством. - М.: Физматгиз, 1965.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Избр. произведения. - М.: Прогресс, 1990.
3. Веккер Л.М. Психические процессы. - Л.: ЛГУ. 1981,т.3.
4. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. - СПб.: Грядущий день, 1913.
5. Иноземцев В. Расколотая цивилизация. М.: Академия, 1999.
6. История мировой культуры (под редакцией Драча Г.В.). Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
7. Кравченко А.И. Культурология. М.: Академический проект, 2003.
8. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994.
9. Леонтьев К.И. Византизм и славянство. // Россия глазами русского. - СПб.: Наука, 1991.
10. Симонов П.В. Что такое эмоция. - М.: Наука, 1966.
11. Филипьев Ю.А. Что и как познает искусство. - М.: Наука, 1976.
12. Франкфорт Г. и др. В преддверии философии. - М.: Наука, 1984.
13. Яглом А.М., Яглом И.М. Вероятность и информация. - М.: Наука, 1973.
14. Drucker P. Post-Capitalist Society. N.-Y., 1993 (Сокращенный русский перевод:
http://scd.centro.ru/rass.htm).
15. Martindale C. The Clockwork Muse. The Predictability of Artistic Change. - NY: Basic Books, 1990.

Просмотров: 856

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2017