Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.:
(812)
324-12-66

Конференция
"Естественно-научные методы экспонирования и хранения культурных ценностей"

18  - 19 апреля 2008

 

Доклады

М.Д.Бальмаков
О возможности использования методов лазерной химии для реставрации и консервации памятников истории и культуры.

О.В.Щедрова
Теоретические основы реставрации скульптуры в России во второй половине XVIII - начале XIX века.

Л.Г. Левашова
Пыль как экотоксикат в музейном пространстве.

М.Г. Малкин
О корректности реставрационных вмешательств.

Е.А. Севастьянова
Теоретические проблемы реставрации памятников декоративно-прикладного искусства.

А.А. Маньшина
Технология локализованного нанесения металлических слоев и её использование в реставрации.

А.В.Юрьев
Разработка тест-систем для хранения фотографического наследия

Д.В.Соколенко
Альбуминовая фотография. История изобретения. Особенности хранения.

Практические работы

А.В.Асеева
Реставрация альбуминовой фотографии

Д.В.Соколенко
Идентификация альбуминовой фотографии оптическими методами

Обзор

Необходимость обращения к естественным наукам при изучении произведений искусства сегодня становится все очевидней. В мировой практике естественнонаучные методы исследования все шире используются при решении задач, до недавнего времени целиком остававшихся компетенцией историков искусства.

Консервация и реставрация произведений искусства, изучение техники живописи и технологии фотографических процессов, технологическая экспертиза памятников искусства приобретают новые качества благодаря использованию современных физических, химических, биологических и физико-химических методах исследования.

Санкт-Петербург, место проведения конференции «Естественно-научные методы экспонирования и хранения культурных ценностей», является городом–музеем с мировой известностью и богатым культурным наследием. Сроки хранения и эксплуатации исторических ценностей исчисляются сотнями лет. Деструкция памятников архитектуры и искусства, экспонатов музеев, библиотек и архивов вызывается не только химическими и физическими воздействиями, ускоряющими процесс старения материалов, но и различными микроорганизмами. Повреждения биологическими объектами стоит рассматривать как высоко динамическую реакцию биосферы на заполнение среды объектами антропогенного происхождения, в нашем случае фотографии.

Хранилища культурных ценностей можно рассматривать как антропогенную экосисистему открытого типа, составными элементами которой являются:

1) объекты хранения органического и неорганического происхождения,

2) живые организмы-микромицеты, бактерии, насекомые и даже животные- мыши, крысы и др., для которых объекты хранения стали субстратом и средой обитания, данной проблематикой занимается непосредственно группа исследователей из Ботанического Института РАН и Государственного центра фотографии.

3) человек, осуществляющий свою производственную деятельность.

Основной задачей персонала является создание условий для сохранения ценностей, поэтому созданы различные регламентирующие материалы( ГОСТ, ведомственные методические инструкции и т.п. Как система открытого типа хранилище обменивается веществом и энергией с окружающей средой, из которой могут поступать загрязнители различной природы , в том числе неблагоприятно влияющие на человека и ускоряющие старение объектов хранения). В отличие от природных экосистем существование живых организмов в хранилищах является нежелательным, позтому предусмотрены различные истребительные меры с применением токсических веществ. Данной теме был посвящен доклад «Пыль как экотоксикат в музейном пространстве» ( Л.Г. Левашова).

Очень важная работы проводится сотрудниками Библиотеки академии наук, лабораторией консервации и реставрации Академии наук по созданию и разработке тест-систем для хранения фотографического наследия.

Климатические условия хранения музейных предметов, архивных и библиотечных материалов, такие как температура, влажность, химический состав воздушной среды, а также световое воздействие являются факторами, влияющими на долговечность материалов, меняя их физико-механические и физико-химические свойства.

Одним из основных факторов, вызывающих деструкцию документов на бумажной основе, является световое излучение, поскольку органические материалы наиболее чувствительны к световой деградации. Особую опасность для экспонируемых предметов представляет естественный свет, т.к. даже диффузный свет от сплошного облачного небосвода в 10 раз разрушительнее, чем свет от лампы накаливания.

Результатом воздействия света на органические материалы являются фотохимические реакции, протекающие в результате преобразования энергии света в химическую энергию и нагрев, являющиеся следствием преобразования энергии света в тепловую энергию. Разрушительным является свет любой длины волны. Невидимое ИК-излучение (770-1400 нм) способно значительно повышать температуру поверхности облучаемых объектов. Известно, что нагрев на 10°С для большого спектра материалов в среднем ускоряет фотохимические реакции в 2 раза, для бумаги же эти процессы наблюдаются при нагреве на каждые 5°С. Видимый свет может спровоцировать химические и фотохимические реакции, особенно свет с длинами волн в диапазоне от 400 до 500 нм. Наиболее опасно для музейных экспонатов органического происхождения УФ-излучение. Ультрафиолет в диапазоне длин волн 200 – 400 нм вызывает фотохимические реакции, приводящие к разрыву химических связей во многих органических соединениях.

Бумага – один из важнейших материалов музейного хранения – наиболее чувствительна к УФ-излучению. Фотохимическая деструкция документов и экспонатов на бумаге проявляется в их пожелтении и снижении механической прочности листов. Усиливает разрушающее действие на бумагу наличие в ее составе различных компонентов (отбеливающие и красящие вещества, смоляные продукты, пигменты, металлические включения, остаточный лигнин…), которые при поглощении световой энергии становятся катализаторами фотохимической деструкции бумаги.

Поскольку культурные ценности представляют собой различные по своей природе материалы, то многолетняя практика экспонирования привела к необходимости деления данных материалов по светостойкости и нормам их освещенности на 3 группы:

Материалы, имеющие высокую светостойкость – мрамор, керамика, металл;

Материалы, имеющие среднюю светостойкость – масляная живопись, кожа, дерево, слоновая кость;

Материалы, имеющие низкую светостойкость – фотография, акварели, гобелены, текстильные изделия, памятники на бумаге.

К сожалению, современные оптические приборы контроля являются дорогостоящими, и не каждая заинтересованная организация может приобрести их в необходимом количестве. Поэтому, поиск альтернативных методов контроля освещенности экспонатов, являющихся доступными для музеев и выставочных залов различных рангов, весьма актуален. Из литературы известно, что одним из таких методов является метод “Blue-wool test”, в котором специальные образцы из текстиля, окрашенные чувствительным к свету голубым красителем, размещаются в выставочных витринах и через определенное время их окраска сравнивается с контрольной шкалой, градуированной на дозу облучения в люкс·часах. Это дает возможность контролировать суммарную дозу светового облучения, полученную экспонатами.

Целью данной работы является разработка тест-бумаги, изменяющей цвет (или его насыщенность) в результате светового воздействия на нее и создания шкалы цветности в зависимости от количества световой энергии, полученного тест-образцом.

Решение конференции

Рекомендованы практические работы в музеях, библиотеках и архивах :

1. Проведение мониторинга музейных помещений

2. Технологическая и искусствоведческая экспертиза подлинности музейных предметов

3. Разработка и адаптация методов превентивной консервации

4. Проведение реставрационных работ.

5. Разработка и адаптация международных стандартов в области хранения и реставрации памятников и предметов искусства

6. Проведение совместных работ по выявлению хронических заболеваний музейных и архивных работников

7. Поиск альтернативных методов дезинфекции предметов искусства

Развитие программ по консервации в музеях и архивах России в современных условиях поднимает целый ряд вопросов, связанных с созданием подготовленных лабораторий и в первую очередь наличием в лабораториях необходимого и достаточного комплекта оборудования.

Д.В. Соколенко


 

Просмотров: 1208

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2017