Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.:
(812)
324-12-66

Итоги международной научной конференции
"Музей и образование: история и современность"

С 17 по 19 апреля 2008 г. в Санкт-Петербурге состоялась конференция, посвященная проблематике "музей и образование"

Конференция была организована факультетом философии и политологии Санкт-Петербургского Государственного университета (кафедрой музейного дела и охраны памятников) и Государственным Эрмитажем при участии Российский Этнографический Музей, РОСФОТО и Администрация Санкт-Петербурга.

Тема конференции с очевидностью актуальна в условиях музейного бума, продолжающегося и нарастающего в течение уже более чем полувека. За последние годы в столичных и региональных высших учебных заведениях открылся целый ряд кафедр по подготовке специалистов музейного дела (музеологии), что подтверждает общественный запрос и отмеченную выше актуальность темы.

Основные вопросы, на которые участники конференции пытались найти ответ: в каких специалистах заинтересованы музей и общество сегодня, каковы базисные знания, коими университеты должны снабдить своих выпускников, как построить систему подготовки, обеспечивающую максимальную эффективность образования (для работодателя – музея и для молодого специалиста)?

Конференция началась с пленарного заседания в Эрмитажном театре. Директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский (заведующий кафедрой музейного дела С-Петербургского Государственного университета) пожелал участникам конференции успехов в их деятельности и открыл конференцию, предоставив слово генеральному консулу США в С-Петербурге. После приветствия консула, отметившего позитивную тенденцию в развитии культурных связей между нашими странами, выступили приглашенные гости – почетные участники конференции.

Сотрудник Метрополитен музея (Нью-Йорк) Макси Карп рассказала об почти вековом опыте Метрополитен музея в организации грантовой поддержки при подготовке музейных специалистов широкого профиля. Программы поддержки существуют по сей день и открыты для молодых специалистов (студентов, аспирантов, муузейных работников) всего мира.

Профессор Хольгер Хеге (директор института психологии Ольденбургского университета и генеральный секретарь Международной ассоциации эмпирической эстетики) в своем выступлении рассказал о статистическом анализе музейной аудитории, социально-психологических исследованиях ее состава, динамике, о способах расширения аудитории и привлечения посетителей, об опасностях, подстерегающих музеи на этом пути.

Профессор университета «Св. Климент Охридски» (София, Болгария) осветил процесс зарождения музейной педагогики в Болгарии и рассказал о живых связях болгарской и русской культуры, о деятельности музеев – памятников возрождения Болгарии и ее культуры при участии России.

После окончания пленарного заседания участники получили возможность во время экскурсии ознакомиться с новейшим фондохранилищем Государственного Эрмитажа и побывать на презентации образовательных программ, реализуемых кафедрой музейного дела факультета философии СПбГУ на уникальной базе фондохранилища.

В последующие два дня протекала работа по секциям. Двух дней едва хватило, чтобы заслушать все доклады, авторы которых освещали различные аспекты музейной активности и взаимодействия музея и общества в исторической ретроспекции на заседаниях секции «Музей в историческом процессе (ведущий – к.и.н., доц. Самарина Н.Г.).

Не меньше докладчиков выступило и на двухдневном заседании секции «Музейное образование: за и против» (ведущие – к.ф.н., доц. Никонова А.А., д.ф.н., проф. Соколов Е.Г.), обсуждая центральную тему конференции – образовательная функция музея и проблемы «музейного» образования. Родственная тема, собравшая столь же большое количество желающих поделиться своим мнением, – просветительская миссия, образовательный потенциал и педагогическая деятельность музея – была в фокусе секции «Воспитание и просвещение в музее» (ведущий – канд. культурологии, засл. работник культуры РФ Зязева Л.К.). Причем интерес участников вызывала как активность школьного музея, так и выдающегося специалиста по культуре Востока Н.Д. Флиттнер. На секции «Музей в культуре информационной эпохи» было заслушано немного докладов, но дебаты по поводу взаимоотношений музея, информационных технологий, новейших веяний рыночной культуре оказались весьма полезными, интересными и продуктивными. Наконец, студенты и аспиранты собрались для выступлений на секции «Музей в эпоху «post» (ведущие – канд. культ., ст. преп. Ляшко А.В., к.ф.н., ст. преп. Маковецкий Е.А.). Обмен мнениями по поводу актуальных проблем современной культуры музейного пространства прошел, как того и следовало ожидать, крайне активно и эмоционально.

Помимо основных заседаний участники конференции смогли принять участие в двух мастер-классах. Первый из них в «Молодежном образовательном центре» Государственного Эрмитажа «Актуальное искусство в эрмитажной среде. опыт молодежного центра» провела заведующая сектором центра; канд. искусствоведения С.В. Кудрявцева. Желающие прослушали лекцию Марси Дж. Карп, после которой во время обсуждения смогли задать докладчику конкретные вопросы по поводу американских образовательных программ. Второй мастер-класс в Российском этнографическом музее провела канд. культурологии О.А. Ботякова.

В конференции приняло участие 150 человек. Судя по отзывам гостей, организация конференции (ведущую роль в которой сыграли М.Б. Пиотровский и А.А. Никонова) может быть признана достаточно успешной, состоялся плодотворный обмен мнениями, программа оказалась интересной, разнообразной, насыщенной и полезной для всех, кто нашел время и силы, чтобы принять в ней участие.

 

А.С. Дриккер

 

Программа конференции

Просмотров: 1097

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2017