Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.:
(812)
324-12-66

Скука и смысл

Е.В.Золотухина-Аболина
доктор философских наук, профессор кафедры истории философии Южного федерального университета,
г. Ростов-на-Дону

Скука как негативное эмоциональное состояние может в равной степени противопоставляться двум другим позитивным состояниям — веселью и интересу, хотя противопоставление интересу будет наиболее точным. Оппозицией веселья может быть не только скука, но и тоска, грусть, в то время как «интерес—скука» составляют ярко выраженную бинарную оппозицию.

Когда возникает скука? На мой взгляд проблема скуки это прежде всего проблема посттрадиционных обществ, где наблюдается, с одной стороны, образование у «массового человека» свободного времени, а с другой — происходит утрата смыслов, одушевлявших жизнь традиционных культур. В традиционных культурах (которые отнюдь не надо идеализировать!) жизненное время человека была достаточно четко структурировано, и каждый временной отрезок наполнялся традиционными занятиями, несущими помимо прагматических смыслов смыслы сакральные. Массе населения в средневековой Европе или крестьянской России некогда было скучать: ритмы природы и смена ее сезонов, требующая разной деятельности, церковный календарь, необходимость отработать и на себя, да еще и на барина делали жизненный график достаточно насыщенным, а существующие религиозно-символические представления наполняли душевную жизнь теми архетипическими смыслонаполненными переживаниями, о которых так хорошо писал К.-Г.Юнг. Непосредственный интерес выживания, точное знание, чем заняться в данный период времени ( сеять или пахать, сажать или полоть) наполняли существование тем непосредственным эмоциональным смыслом, который несовместим со скукой — пустым, душевно незаполненным времяпровождением, маятой от ничегонеделанья.

Люди прошлого испытывали в своей жизни много страха, гнева, боли, усталости, возможно, тоски, но не скуки. Скорей всего, скука была уделом узкого элитарного круга — тех, чье богатство позволяло праздно проводить свои дни, в тягостном раздумье, чем бы таким себя занять, как бы потешить и развеселить? А поскольку в сословных обществах круг видов деятельности ограничен для каждого сословия и, к примеру, женщинам многие формы активности были недоступны, то, надо думать, самая свирепая скука настигала именно аристократических представительниц прекрасного пола. Свободное время давало простор творчеству, но не всякий способен при его помощи избавляться от скуки!

Посттрадиционные общества делают скуку достоянием масс ( что является весьма сомнительным приобретением!) Западная цивилизация дала «среднему человеку» достаточно высокий уровень материального благополучия, так, что ему не надо все время «биться за жизнь». Обилие товаров вызывает кризис желаний, а гонка в рамках символического потребления никогда не завершается окончательной победой. В то же время индустриальное, да и нынешнее постиндустриальное производство отъединяют человека от природы с ее ритмами и живой изменчивостью, подчиняют жизнь механическим ритмам станка и поточной линии, сугубо расчетным задачам, не связанным с потребностями одушевленного существа. Повторяемость, мертвая цикличность компьютерной машинерии, частичность участия в деятельности и отсутствие реального контакта с ее плодами лишает труд осмысленности и эмоциональной наполненности. А свободная от работы часть дня, отданная быту и развлечениям, оказывается подчинена весьма однообразным, механически воздействующим средствам массовой информации — пошлым, повторяющим одни и те же расхожие сюжеты, напряженно пытающимся развеять тотальную скуку фальшивой сенсационностью и нагнетанием отвратительного. И все это происходит на фоне тотальной десакрализации сознания, когда мир предстает плоским, однозначным, наполненным лишь актуальной напряженной конкуренцией и маячащим впереди финальным образом смерти как абсолютного ничто. В мире без глубины, без священного, без тайны жить неинтересно, в нем все исчерпывается видимой поверхностью. Приобретенная современным работником свобода, которая на самом деле не так велика, ибо отпуска в постиндустриальном мире коротки, оставляет его в пустоте скуки, предлагая узкий спектр возможностей для выбора — уже не в силу сословных предрассудков, а в силу того, что «высокая культура» с ее смыслосозидающими «сложностями» оттеснена в жизни «массового общества» на третий план, и человеку предъявлен лишь набор не затрудняющих душу хорошо обкатанных развлечений-штампов.

Вот почему в современных западных странах проблема скуки является одной из острых, к решению которой подключены психологи и философы, социологи и психиатры. Задача вернуть людям смысл и сделать жизнь интересной рассматривается как важнейшая, но эффективного и быстрого решения ее пока нет. Экстремальные виды спорта, фильмы-страшилки, экстравагантные развлечения не дают должного эффекта. Западному обывателю невыносимо скучно.

Мне представляется, что в России проблема скуки не стоит так остро ( опять таки, если не путать скуку с депрессией, от которой множество наших соотечественников кончают свою жизнь самоубийством ). Хаос и непредсказуемость нашей жизни, постоянные перемены в ней делают ее трудной, изматывающей, но не скучной. Правда, десакрализация и упрощение интересов масс людей, а также «штампование мозгов» электронными СМИ произошло и у нас. Поэтому миссия интеллектуала в нынешней России состоит в том, чтобы по возможности вернуть современникам способность обращаться к высокой культуре, которая всегда проникнута эмоционально насыщенным смыслом, огромным интересом к жизни, которая, если с ней встретился, никогда не позволит скучать.

Просмотров: 1179

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2017