Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.:
(812)
324-12-66

Пустота жизни и смыслы семейной фотографии

Чирва Д. В.
студентка V курса кафедры онтологии и теории познания СПбГУ
Санкт-Петербург

В современной России, как и в обществе современного типа, развивается кризис идентичности личности, проявляющийся в утрате человеком чувства целостности и связности его жизни, переживаемый как пустота, нарастающее одиночество, непонимание другими людьми и в иных психологических феноменах. Жизнь человека нуждается в возвращении ей значения и смысла.

Жизнь проявляется и как искусство входить в соприкосновение с людьми, оставаясь при этом самим собой. Однако личины, которые человек принимает в различных коммуникационных ситуациях, приводят к забвению того, что на самом деле скрывается за ними, к забвению своей подлинной реальности.

Среди тонких механизмов настройки переживания человеком собственной жизни, собственной идентичности важное место принадлежит социальной памяти, уходящей своими корнями в историю своей семьи и воплощенной в многочисленных артефактах, среди которых важное место принадлежит семейному альбому.

Семейный альбом — малоизученный феномен социальной памяти — может выступать в качестве средства как для анализа идентификационных процессов в рамках семьи, так и для формирования основ реконструкции идентичности.

Характерные особенности внешнего облика и характера члена семьи в их генезисе и развитии можно увидеть, привлекая к работе с фотографией из семейного альбома идею «семейных сходств» Л. Витгенштейна и дополняя ее психоаналитической методологией стадии зеркала (Ж. Лакан), зеркальной функцией матери (Д. Винникотт), зеркальным трансфером (Х. Кохут). В этом контексте многообещающим выглядит так же использование метода активной работы сознания с воспоминаниями, так называемой memory work. Memory work— это метод активной работы сознания с воспоминаниями. Он направлен на выявление тех отношений, которые участвуют в формировании личности, подразумевает обращение не только к визуальной ткани изображения, но и к семейному дискурсу по поводу этой фотографии. Встреча с собственным образом для человека изначально опосредована словами. Метод memory work применяется для анализа дискурсов по поводу фотографии.

Обращение к языковым клише и анализ их значения позволяет увидеть, что скрывается за общепринятыми выражениями, о смысле которых, по многим причинам, обычно не принято спрашивать. Тем самым становится видно, почему стереотипы функционируют как невротические структуры. В определении направления идентификационных процессов личности с помощью фотографии выявляется, что зеркальное Я включает в себя не только визуальный образ, но и аудиальное Я.

Рефлексия, обращение человека на самого себя, с помощью слов (например, рассказ о себе) препятствует признанию индивидуальности образа, потому что дискурс, используемый при этом, диалогичен по своей природе и отсылает к чужим словам. Семейная фотография возвращает человека к своему источнику и, тем самым, к самому себе, потому что визуальная ткань такого изображения пока еще не подвластна обесценивающей силе общепринятого дискурса.

Работая с фотографией, можно увидеть индивидуальную историю во всей ее неповторимости, непередаваемой с помощью всегда оказывающихся «чужими» словами.

Эта работа опирается на базовые механизмы человеческой идентификации и поэтому может продолжаться всю жизнь независимо от возраста человека, помогая ему сознавать и артикулировать изменения, происходящие с ним. Потеря смысла жизни, так называемая пустота жизни, может быть преодолена, если у человека есть представление о том, кто он такой и каково его место в сменяющих друг друга временах.

Просмотров: 715

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2017