Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.: 
(812)
914-64-23
(812) 363-66-35
эл.почта:

Международная конференция "Коммуникативная революция"? Медиа и социальные трансформации в Восточной Европе после 1989"

Пройдёт 21-23 мая 2009 года в Европейском гуманитарном университете
Заявки принимаются до 15 марта.

Европейский гуманитарный университет
(Вильнюс)

Центр CASE,

Программа "Социальные трансформации в Пограничье"
(Беларусь, Украина, Молдова)

и

Лаборатория визуальных и культурных исследований ЕГУ

проводят

21 -- 23 мая 2009 года

международную конференцию

"Коммуникативная революция"? Медиа и социальные трансформации в Восточной Европе после 1989 г."

"Communicative revolution? Media and Social Change in Eastern Europe After 1989"


 

В рамках конференции мы предполагаем обсудить комплекс проблем, связанных со стремительным развитием новых медиа и телекоммуникационных технологий, которые за последние двадцать лет радикальным образом изменили не только нашу повседневность, но также способы политической коммуникации, формы культурного производства и потребления, сферу экономических отношений и модели образования. Для стран бывшего социалистического блока формирование нового медийного ландшафта и приход новых технологий коммуникации происходили одновременно с преобразованиями во всех других сферах,и, более того, в известном смысле они стали движущей силой и основой этих процессов. При этом в одних странах новые медиа эффективно использовались в целях демократизации общества и либерализации экономики, а в других (таких, как Беларусь), напротив, те же средства и инструменты коммуникации не менее эффективно применялись для поддержания и усиления авторитарных политических режимов. К этому стоило бы добавить, что новейшая история Восточной Европы создавалась, архивировалась и обретала интеллигибельный характер благодаря той картине мира, которую создавали визуальные медиа.

Разделение информационных пространств в странах бывшего советского Союза и передел медийного рынка, начавшиеся после 1991 года, привели к тому, что на руинах некогда достаточно гомогенного медийного поля сложились национальные медиа системы, появились новые экономические и политические акторы, сформировались новые формы взаимодействия между локальными и глобальными средствами массовой информации. Вступление в Евросоюз целого ряда бывших социалистических стран (2004 - 2007 гг.) было следующим, после падения Берлинской стены и коллапса Советского Союза, значительным событием, которое сыграло принципиально важную роль в трансформации медийного ландшафта в регионе. Несмотря на то, что далеко не все из бывших социалистических стран получили "прописку" в Евросоюзе, благодаря развитию спутникового телевидения и Интернета жители стран Восточной Европы, некогда отделенные от остального мира непроницаемым "железным занавесом" и получавшие строго дозированную информацию о внутренних и внешних событиях, смогли ощутить себя жителями единой "глобальной деревни", и значение этого фактора имеет решающее значение для анализа политических и культурных процессов в регионе.

Особое внимание мы хотели бы уделить взаимодействию, "старых" (бумажная пресса, телевидение, Веб 1.0) и "новых" (электронная пресса, цифровое видео, Веб 2.0) медиа, зачастую приобретающему характер идеологического противостояния, поскольку, с одной стороны, телевидение было и остается решающим инструментом политического влияния на широкие массы (именно телевидение создало целое поколение новых политических лидеров - "телепрезидентов", чья "харизма" является в первую очередь эффектом медийного воздействия) и сыграло главную роль в утверждении неопопулистской модели политики), а с другой, - формирование альтернативной или контр-публичной сферы становится возможным в первую очередь благодаря Интернету и связанным с ним формами медиа активизма.

Соответственно, перед нами стоит задача исследования и оценки эффектов и последствий своеобразной "коммуникативной революции", произошедшей после 1989 года в бывших социалистических странах. Однако цель конференции состоит не только в том, чтобы произвести картографирование нового медийного и медиализированного пространства, сформировавшегося в странах Восточной Европы за последние двадцать лет, но и в том, чтобы осуществить критическую рефлексию в отношении исследовательских стратегий и методов, применяемых к анализу новых культурных практик и форм взаимодействия медиа, политики и культуры. Иначе говоря, мы надеемся, что в рамках совместного обсуждения данных проблем удастся ответить на вопрос о том, с помощью каких аналитических моделей и концептуального инструментария данная проблематика исследуется в гуманитарных и социальных науках в странах Восточной Европы.

Для обсуждения на конференции мы предлагаем примерный список тем и вопросов, который может быть расширен и дополнен:

  • Медиатизация политики и деполитизация публичной сферы
  • Медиа, неопопулизм и восточно-европейские демократии
  • Региональные и национальные медиа системы в условиях глобализации
  • "Политическая экономия" восточно-европейских масс медиа
  • Пассивные/ /граждане VS активные потребители? Постсоветское телевидение и маркетизация культуры и политики
  • Разрушение приватности и техники наблюдения в эпоху телекоммуникационных технологий и компьютерных сетей
  • Социальные, этические и юридические аспекты соотношения приватного и публичного в современных масс медиа
  • Креативность как товар: создание и распространение медиа форматов
  • Дигитальная культура и проблема интеллектуальной собственности
  • Медиализированная повседневность постсоветского города
  • Национальные киноиндустрии в условиях конвергенции медиа: производство, распространение и рецепция кино в Восточной Европе
  • ТВ и Интернет: визуальная стилистика, информационные функции, практики потребления
  • Интернет-сообщества и социальные сети на постсоветском пространстве (Livejournal, odnoklassniki, vkontakte, etc. .)
  • Кибер-протест: медиа активизм, публичная сфера и гражданское общество
  • Новые медиа - новая академия?
  • Статус и функции "экспертного знания" в масс медиа
  • Визуальные исследования, феминистская теория, антропология медиа, критическая политэкономия и другие методологии исследования медиа как социального института и как средства коммуникации
  • Социология массовых коммуникаций: между маркетинговыми исследованиями и обслуживанием власти?


Языки конференции - белорусский, русский, украинский, английский.

Заявки на доклады или панели (три-четыре участника, объединенных общей темой) принимаются до 15 марта 2009 по адресу: case@ehu.lt  с пометкой "конференция". В заявку просим включить: краткое CV, контактную информацию и резюме доклада (объемом до 300 слов). О решении отборочного комитета будет сообщено до 10 апреля 2009 года. Комитет конференции: Владимир Дунаев, Светлана Наумова, Павел Терешкович, Альмира Усманова, Елена Матусевич (координатор), Дмитрий Коренко (координатор).

Участникам конференции высылается приглашение для получения литовской визы; оплачивается проживание в гостинице (с завтраками). Оргкомитет обладает небольшими средствами для оплаты проезда. Участников, нуждающихся в финансировании проезда, просим сообщить об этом в заявке с указанием пункта отправления и стоимости (минимальной) проезда до Вильнюса. Для участников, прошедших первый тур отбора заявок и запросивших финансирование от организаторов конференции, будет организован дополнительный конкурс дорожных грантов. В случае отказа в финансировании, участники, прошедшие первый тур отбора, по-прежнему могут участвовать в конференции.

Просмотров: 495

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2020