Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.:
(812)
324-12-66

Научная школа "Целостный подход в философии и науке"

Руководитель: Солонин Юрий Никифорович, декан философского факультета СПбГУ (1989-2010 гг.), доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки, Почетный работник высшего профессионального образования.
 
Коллектив научной школы:  Аркан Юрий Леонидович, профессор, доктор философских наук; Багандов Назим Набибулаевич, аспирант; Дудник Сергей Иванович, зам. декана, доктор философских наук; Забулионите Аудра-Кристина, доцент, кандидат философских наук; философских наук; Матросова Надежда Константиновна, доцент, кандидат философских наук; Морина Лариса Павловна, старший преподаватель, кандидат философских наук; Немировский Михаил Анатольевич, аспирант; Смирнов Алексей Викторович, старший преподаватель, кандидат философских наук; Спирина Полина Юрьевна, аспирант; Тишкина Анна Григорьевна, доцент, кандидат философских наук; Харисова Александра Вениаминовна, аспирант и др.
 
Область научных интересов: Научно-философское определение школы – развитие целостной картины мира (холизма) и соответствующих ей воззрений на науку. Этот подход в онтологическом отношении противоположен системному, но в гносеологическом воспринимает идеи системологии как эвристический принцип построения знания. Целостный подход имеет глубокие исторические основания и достижения в областях знания, где существенен принцип органичности единства объекта, его жизненной автономности и уникальности. Это наука о живых структурах, социокультурных предметах, человеке. Категориальные конструкты: тип, гештальт, образ, организм, морфология, генотип, эйдос, целостность, часть и др. – содержат смысловые аспекты, теряющиеся в координатной схеме элементы системы. Кризис знания, невозможность новой научной картины миры обусловлены исчерпанностью квантитативной (количественной) установки. Квалитативная (качественная) модель мира и знания вводит новую онтологическую базу, сохраняя и преобразуя все результаты альтернативной программы. Главная задача школы – создание концептуально-терминологического репертуара целостного подхода и его теоретическо-методологическая апробация. Дополнительные: реконструкция созданных целостных подходов в математике, биологии, экономической теории, географии, психологии, культурологии и проч.; изучение достижений зарубежных холистических научных школ Германии, Австрии, Польши, Испании.
 
Число публикаций за последние 5 лет: 21 публикация.
 
Исследовательские проекты научной школы:  Исследовательский грант РГНФ: Дни Петербургской Философии; Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России (от истоков к современности) (2004 - 2006); Культурно-праксеологические основания образовательной стратегии в контексте глобализации и формирования гражданского общества (2005 - 2009). Философия в структуре духовной жизни России (2000 - 2004); Стратегия формирования ценностных ориентаций: традиции, опыт и инновации. Дудник С. И. Минобр. (2003 г.); Программа «Научно-методическое обеспечение непрерывного гуманитарного образования как фактор воспитания обучающихся» (2004 г.); Коммуникативные практики в образовании как фактор воспитания обучающихся (2004 г.).
 
Основные научные достижения: Защищены две докторские диссертации: Дудник С. И., Аркан Ю.Л. с постановкой вопроса о значении целостного подхода в социокультурной сфере (история, экономические отношения, культура, личность). Переведен ряд работ представителей европейской мысли целостно-органистического направления: Э. Юнгер, О. Шпанн, Г. Кайзерлинг.  Дан теоретико-методологический анализ понятия типа и определена его эвристическая возможность (Солонин Ю. Н., Матросова Н. К., Забулионите А. К.); проведен опыт типологического изучения культуры (Солонин Ю. Н., Тишкина А. Г., Забулионите А. К.); намечена линия построения экономической модели общества (Аркан Ю. Л.), историко-культурного процесса (Дудник С. И.).
Просмотров: 1100

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2018