Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.:
(812)
328-97-28
эл.почта:

 

О задачах, проблемах и перспективах практики студентов отделения конфликтологии СПбГУ

(Крюкова Т.В., кандидат технических наук, доцент кафедры Конфликтологии)

За годы учебы студенты должны освоить как теоретические дисциплины, так и приобрести некоторый практический опыт. Теоретическая составляющая подготовки по данной образовательной программе воплощается в жизнь с помощью лекций и семинаров профессорско-преподавательского состава философского и других факультетов университета. А практическая составляющая реализуется посредством проведения различного вида практик. Реализация практической компоненты включает ряд проблем, о которых пойдет речь в   статье.
В соответствии со стандартами практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. В программе бакалавриата предусмотрены два вида практик – конфликтологическая (учебно-ознакомительная) и профессиональная, в программе магистратуры – научно-исследовательская практика.
Если основными задачами конфликтологической практики является получение сведений о специфике профессии «конфликтолога» и овладение первичными профессиональными навыками, то цель профессиональной практики это уже не знакомство со спецификой данной профессии, а конкретная проба сил в данной области деятельности.
Задачами практики являются:
  • формирование и развитие профессиональных знаний в области конфликтологии;
  • закрепление и углубление полученных теоретических знаний по основным и специальным дисциплинам;
  • овладение необходимыми методами, навыками и методиками решения конкретных задач по управлению конфликтами в различных сферах деятельности;
  • более детализированное осмысление отдельных дисциплин направления;
  • использование опыта, полученного при прохождении практики для подготовки дипломной работы.
По итогам профессиональной практики студенты обязаны подготовить отчет о прохождении практики и представить его на заседании кафедры в течение месяца со дня окончания. Сформулированные задачи фактически представляют собой выдержки из положения о практиках, касающихся требований по содержанию и процедуре ее проведения. В действительности, вопрос организации проведения практики - это серьезная задача, стоящая перед заведующим и всем профессорско-преподавательским составом кафедры.
Всем понятно, что основная функция образования состоит в передаче накопленной информации   новому поколению по конкретному профессиональному направлению. В Древней Индии говорили, что есть три источника информации: опыт, слово мудреца и озарение. С тех пор изменилось многое, но источники информации остались те же. Наши студенты должны приобрести опыт, работая по данному профилю, слово мудреца – это теоретическая подготовка. Ну, а озарение к ним может придти только, если реализованы первые две компоненты.
Важную роль при проведении практики мы придаем сотрудничеству с организациями, профиль деятельности которых непосредственно связан с конфликтологическими проблемами. Поэтому для кафедры стало принципиально важным заключение договора о содействии в проведении практики Северо-западного территориального органа Министерства труда России по урегулированию коллективных трудовых споров, возглавляемого В.И. Котлобаевым. Фактическая информация и опыт, переданные студентам сотрудниками Территориального органа, а также, навыки и знания, полученные при участии в процедурах урегулирования трудовых споров на реальных предприятиях, могут стать серьезной основой в освоении профессии конфликтолога. 
Участие в проведении социологических опросов, проводящихся в период учебы студентов, обработка результатов опросов, также является этапом в приобретении навыков и освоении методов исследования конфликтов. Одно из исследований, проведенных вместе с представителями общественной организации «Юнтоловский диалог», базировалось на опросе представителей разнообразных возрастных, профессиональных и социальных категорий жителей муниципального округа «Юнтолово». Обработка результатов и полученные при этом выводы позволили представить картину отношения жителей данного округа к местной власти и к окружающей жизни[1].
Уже не первый год студенты нашей кафедры знакомятся с работой и функционированием такой структуры власти, какой является Государственная Дума РФ. Большое содействие в посещении этого самого важного законодательного органа нашей страны принадлежит депутату ГД Шелищу Петру Борисовичу, который неоднократно принимал наших студентов и содействовал их встречам с другими   депутатами. Студенты могли беседовать и задать вопросы таким известным политическим деятелям, как Явлинский Г.А. , Жириновский В.В., Селезнев Г.Н. и др. Они почувствовали реальную атмосферу политических дебатов.
Ведущие специалисты Центра конфликтологии при институте социологии РАН, возглавляемого Е.И. Степановым,[2] неоднократно принимали наших студентов. Беседы о задачах центра, об исследованиях, прочитанные лекции и проведенные тренинги сотрудниками Центра, оставили неизгладимый след в умах студентов.
На базе философского факультета функционирует Центр развития переговорного процесса и мирных стратегий в разрешении конфликтов, возглавляемый А.Д. Карпенко. В этом центе могут повышать квалификацию люди с высшим образованием, желающие глубже познакомиться с особенностями и методиками ведения переговоров и посредничества (медиации). В центре готовят по российско-американской программе, поэтому сертификаты, выдаваемые выпускникам центра, являются международными. У начала создания этого центра стоял широко известный американский конфликтолог-практик В.У. Линкольн[3], который неоднократно приезжал и выступал перед студентами Центра и кафедры. На базе Центра проводятся тренинги по медиации, на которых студенты могут попробовать себя и поучаствовать и в роли медиатора, и в роли одной из конфликтующих сторон, попытаться самостоятельно урегулировать конфликт или даже разрешить его.
 Сеть Агентств конфликтологического консультирования[4], целью которых является не только посредничество между конфликтующими сторонами, но и практическая работа, распространилась уже в нескольких районах Санкт-Петербурга. Также существуют Службы разрешения проблем и конфликтов, которые дополнены и посредническими функциями. Выпускниками Центра и Межрегиональным движением «Конфликтологический форум» осуществляется реализация проекта «Муниципальный староста», о котором сообщалось в первом номере настоящего издания. В реализации этого проекта задействованы многие студенты – конфликтологи.
 
 

 


[1] Крюкова Т.В.В.Н. Догунов «И верим, и не верим. Но очень хотим верить!». Петербургский район. Газета Приморского района, 30 июня 2002года.
[2] Современная конфликтология в контексте культуры мира (материалы I Международного конгресса конфликтологов)/ под редакцией Е.И. Степанова. – М.: Эдиториал УРСС, 2001
[3] Линкольн У.Ф. и другие «Переговоры», Педагогический центр «Эксперимент» СПб – Рига, 1998.
[4] Карпенко А.Д., Фролова – Буканова Е.Н. Проект «Агентства конфликтологического консультирования». Конфликтология. Теория и практика. 1, 2003, с.72

 

 

Просмотров: 1431

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2020