Адрес: |
г. Санкт-Петербург, 199034, Менделеевская линия д. 5 |
Приёмная директора института: |
тел.:
|
(812)
|
328-44-08
|
факс: |
(812) |
328-94-21 |
Учебный отдел по направлению философия: |
тел/факс:
|
(812)
|
328-94-39
|
Приёмная комиссия: |
тел.:
|
(812)
|
324-12-66
|
|
|
 |
Образовательная программа «Культура Италии» Института Философии СПбГУ приглашает всех интересующихся итальянской культурой на семинары и лекции «Итальянские исследования – ITALIAN STUDIES» в СПбГУ.
|
https://www.facebook.com/italianstudiesspb/
Лекция №1
30 марта
«Посол Костантино Нигра и предприниматель Риккардо Гуалино»
Лектор:
Энцо Форнаро.
Представитель
EF
International Service Art, координатор по Восточной Европе.
Аннотация:
Костантино Нигра – крупный
политический деятель эпохи воссоединения Италии. В 1866 году становится послом
в Санкт-Петербурге. Помимо дипломатической деятельности Нигра занимается
переводами и сбором итальянского фольклора. Известен как первый переводчик
стихов А.С.Пушкина на итальянский язык.
Риккардо Гуалино – промышленник, меценат, предприниматель, успешный
финансист, прибывший в Санкт-Петербург с целью воплотить свою мечту о
строительстве «Нового Петербурга» - благородного квартала на пустынном о-ве Голодай.
Лекция посвящена деятельности итальянца в России и тщетным попыткам создать
«Русский Манхэттен», сокрушенным событиями 1914 года.
|

Костантино
Нигра 1828-1907
|

Риккардо
Гуалино 1879 -
1964
|
Лекция №2
5 апреля
«История,
искусство, культура в регионе Пьемонт»
(на примере
карнавала в г. Иврея)
Лектор: Энцо
Форнаро Представитель EF International Service Art, координатор по
Восточной Европе.
Аннотация: Город
Иврея расположен в провинции Турин, области Пьемонт. Сейчас Иврея наиболее
знаменита своим традиционным карнавалом. Подоплекой карнавала является
старейшая легенда, повествующая об
отваге и решительности молодой девушки, дочери мельника. Отказав герцогу в праве
первой ночи, она обезглавила его. С тех пор, в рамках карнавала ежегодно
проходит «Битва апельсинами», где
апельсины символизируют голову герцога, а оранжевый цвет является символом
мятежников, спасших девушку от стражников герцога. |
Приветствие
Дочери мельника и Герцога

|

«Битва
апельсинами»
|
Лекция №3
6 апреля (продолж.22
апреля)
«Постников П.В. –
выпускник Падуанского университета»
Лектор: Солонин Ю.Н. - доктор философских наук,
профессор, заведующий кафедрой Культурологии.
Аннотация: Постников Петр Васильевич – доктор медицины и
философии, выпускник Падуанского университета, столкнувшийся с проблемой
«ненужности» европейского образования в России. Лекция посвящена непростой
судьбе «русского маргинала» начала XVIII века, талантливейшей личности,
неоправданно «вытолкнутой из русского мира». |

Постников
П.В. (ок.
1670 – ок. 1730)
|
Лекция №4
14 апреля
«Белые ночи»
Филиппо Томмазо Маринетти»
Лектор:
Энцо Форнаро
Представитель EF International Service Art, координатор по
Восточной Европе.
Аннотация:
В 1914 году в Санкт-Петербург,
пропитанный атмосферой стремительных поисков новизны и оживленный брожением
культурной жизни, прибывает автор манифеста футуризма, итальянский писатель и
поэт Филиппо Томмазо Маринетти.
Русские похождения основателя движения,
сопровождающиеся вдохновенными ночами,
проведенными в «Бродячей Собаке» запомнились, как Маринетти, так и
Петербургской богеме. |

Филиппо
Томмазо Маринетти
1876 -
1944
|

|
Лекция №5
3 мая
«Европейская дива Екатерина Габриелли в Петербурге»
Лектор: Лейла
Тави Преподаватель Университета Рома III (г. Рим)
Аннотация: Екатерина Габриелли (1730-1796) – абсолютная и
неоспоримая примадонна Европы, первая женщина, получившая право исполнять партии в опере. Помимо выдающихся музыкальных способностей,
публику привлекала личность капризной
дивы, отнюдь не лишенной остроумия, и ее частная жизнь полная загадок. Популярность
Габриелли пробудила интерес к опере со стороны императрицы Екатерины II, которая лично
пригласила ее в Петербург. Во многом благодаря Екатерине Габриелли итальянская опера заняла свое достойное место
в Петербурге. |

слева направо: В.
Мафолли, Е.Габриелли , Д.Момбелли и К.Бабби
|
5 мая
Федерико Фаньяни «Письма из Петербурга 1810-1811»
Лектор: Лейла Тави Преподаватель
Университета Рома III (г. Рим)
Аннотация: Федерико
Фаньяни - граф, государственный советник и камергер короля Италии Наполеона Бонапарта
в 1810 году отправляется в Санкт-Петербург. Находясь в России, Фаньяни пишет
книгу «Письма из Петербурга 1810-1811.», которая представляет собой
интереснейшую картину жизни российской столицы начала XIX в., увиденную
глазами европейца.
В «Письмах» детально описаны «странные
привычки» русских людей, забавы простого народа и причуды придворных.
Именно в этой книге Фаньяни впервые предупреждает Наполеона о вероятности неудачного
Русского похода для Франции. |

|
Лекция №7
10 мая (продолжение
13 мая)
«Дж.
Гарибальди – Че Гевара XIX века»
Лектор: Марио Павези Проф. Мантуанского
университета
Аннотация: Джузеппе
Гарибальди - центральная фигура Итальянского Рисорджименто, полководец и
литератор. Национальный герой Италии,
лигуриец (генуэзец) по происхождению, профессиональный революционер, обеспокоенный судьбой своей родины, посвятил
свою жизнь объединению страны.
Патриотическая деятельность Гарибальди может
быть сравнима с деятельностью другого крупного революционера, жившего веком
позже - Эрнесто Че Гевары. Но кем был
Гарибальди на самом деле? Что двигало им
– интересы народа или разбойничая сущность?
Занимательная история жизни знаменитого революционера, изложенная
как история любви в духе эпохи
романтизма. |

|

|
Джузеппе Гарибальди 1807
– 1882
|
Лекция №8
11 мая
Фердинандо Бибиена
при Барселонском дворе и создание декораций к «Празднику у водоема»
Лектор: Лаура Бернардини Преподаватель
Universitat
Autònoma de Barcelona
Аннотация: В
1708 году известный итальянский архитектор и сценограф Фердинандо Бибиена был
приглашен королем Испании Карлом III для обустройства многочисленных
официальных праздников и театральных постановок, среди которых знаменитый «Праздник у водоема». Главнейшей
заслугой Фердинандо Бибиены стало воссоздание в Европе исконно итальянской традиции
использования водоема как декоративного и функционального элемента театральной
постановки. «Оживленная» инновациями XVIII века итальянская традиция повлияла
на формирование удивительного облика Барселоны и подчеркнула величие испанского двора. |

|
Фердинандо Бибиена (1657 -
1743). Эскизы декораций.

|
Лекция
№ 9
28
октября
«Итальянская эмиграция в Россию 1861 – 1939»
Лектор: Марко Клементи Исследователь истории нового времени департамента политических, экономических
и социальных наук Университета области Калабрия, д.и.н.
Аннотация:
Не культурная, а массовая итальянская эмиграция – факт, имевший место в
истории итало-русских взаимоотношений. После продажи всего имущества на родине, иногда заплатив большие суммы
посредникам, итальянцы отправлялись в Россию, в надежде
найти достойный заработок.
Различные судьбы, возможности, быстрая ассимиляция, а также трагичная
судьба итальянских эмигрантов в сталинское время (отдельная и печальная
страница в истории итальянской политической эмиграции) – ключевые аспекты, которые
были затронуты в данной лекции.
|

|

|

|
Лекция
№ 10
1
ноября
«Научная реконструкция барочного танца»
Лектор: Глория Джордано Исследовательница
ренессансного и барочного танца в Италии и за рубежом, глава Лаборатории старинного танца
"Corti in Festa" в Риме.
Аннотация:
На основе изучения различных источников по
реконструкции хореографии эпохи Возрождения и барокко, музыкальных иллюстрированных
сборников и архивных документов, Глория
Джордано проводит реконструкцию
хореографического репертуара, максимально приближаясь к технике и
стилю.
Лекция посвящена эволюции танца, и его
значимости при дворе, шагов, рисунку композиции, движений и костюмов,
выявленных на основе интерпретации хореографического наследия XVI века. Глория
Джордано профессионально расскажет о 4-х базовых па, загадочной роли шляпы, а также о значении
итальянской традиции танца для общеевропейской культуры. |

|

|

|
Лекция № 11
11 ноября
«Итальянское сообщество в России
конца XIX
- начала XX вв.»
Лектор: Николаева Ж.В. Ст. пр. кафедры Культурологии СПбГУ,
к.ф.н.
Аннотация:
В конце XIX - начале XX
века итальянцы, эмигрировавшие в Россию или приехавшие по специальному
приглашению, не представляли собой единого сообщества, ни сколько-нибудь
значимой диаспоры, однако их присутствие
оставило глубокий след в культуре новых мегаполисов страны Санкт-Петербурга,
Москвы, Одессы. Выходцы из Италии, среди которых преобладали музыканты, прославившие
итальянскую оперу, танцовщики и хореографы,
актеры, ювелиры, специалисты в области архитектуры и живописи, мастера
циркового искусства, оказали влияние на формирование этих направлений
художественной культуры и способствовали
развитию соответствующего профессионального образования. |

Риккардо
Дриго
1846-1930
Дирижёр Итальянской оперы в Санкт-Петербурге (с 1879г.)
|

Маттиа
Баттистини
1856-1928
«Король баритонов и баритон королей» |

Памятник
М.Шемякина «Первостроителям Петербурга»
(1995)
|

Цирк
Чинизелли в
Санкт-Петербурге
(1895)
|
Лекция №12
12декабря
«Итальянские праздники:
классификация, типология, история возникновения»
Лектор: Ястребова Анна Студентка 5 курса, специализации
«Теория Культуры» Факультета Философии
Аннотация:
Обзорная
лекция представляет собой краткий экскурс в праздничную культуру Италии, ее
историю и особенности. Рассматриваются такие традиционные ритуалы как
празднование Рождества, Феррагосто (Успения Богородицы), Пасхи, Епифании, их
отличительные особенности, характерные именно для Италии. Особое место в
культуре страны занимают местные праздники, такие как «Люминара» в Пизе или «День
святого Доменика» в Кокулло, и конечно, Венецианский карнавал.
Лекция
сопровождается видео-сюжетами, демонстрирующими массовый характер и сценарий
праздничных действий. Праздничная культура является специфической и
национальной частью культуры Италии, а ее изучение помогает разобраться в
аспектах многообразной итальянской культуры в целом. |

«Люминара» в Пизе
|

Венецианский
карнавал
|

«День св. Доменика» в Кокулло
|
Просмотров: 1576
|
наверх
|
|
|