Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.:
(812)
324-12-66

Образовательная программа «Культура Италии» Института Философии СПбГУ приглашает всех интересующихся итальянской культурой на семинары и лекции «Итальянские исследования – ITALIAN STUDIES» в СПбГУ.

https://www.facebook.com/italianstudiesspb/

in italiano

Лекция №1

30 марта

«Посол Костантино Нигра и предприниматель Риккардо Гуалино»

Лектор:
Энцо Форнаро.
Представитель EF International Service Art, координатор по Восточной Европе.

Аннотация:
Костантино Нигра – крупный политический деятель эпохи воссоединения Италии. В 1866 году становится послом в Санкт-Петербурге. Помимо дипломатической деятельности Нигра занимается переводами и сбором итальянского фольклора. Известен как первый переводчик стихов А.С.Пушкина на итальянский язык.

Риккардо Гуалино – промышленник, меценат, предприниматель, успешный финансист, прибывший в Санкт-Петербург с целью воплотить свою мечту о строительстве «Нового Петербурга» - благородного квартала на пустынном о-ве Голодай. Лекция посвящена деятельности итальянца в России и тщетным попыткам создать «Русский Манхэттен», сокрушенным событиями 1914 года.

Костантино Нигра
1828-1907

Риккардо Гуалино
1879 - 1964

Лекция №2

5 апреля

«История, искусство, культура в регионе Пьемонт»
(на примере карнавала в г. Иврея)

Лектор:
Энцо Форнаро
Представитель EF International Service Art, координатор по Восточной Европе.

Аннотация:
Город Иврея расположен в провинции Турин, области Пьемонт. Сейчас Иврея наиболее знаменита своим традиционным карнавалом. Подоплекой карнавала является старейшая легенда,  повествующая об отваге и решительности молодой девушки, дочери мельника. Отказав герцогу в праве первой ночи, она обезглавила его. С тех пор, в рамках карнавала ежегодно проходит  «Битва апельсинами», где апельсины символизируют голову герцога, а оранжевый цвет является символом мятежников, спасших девушку от стражников герцога.

Приветствие Дочери мельника и Герцога

«Битва апельсинами»

Лекция №3

6 апреля (продолж.22 апреля)

«Постников П.В. – выпускник Падуанского университета»

Лектор:
Солонин Ю.Н. - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой Культурологии.

Аннотация:
Постников Петр Васильевич – доктор медицины и философии, выпускник Падуанского университета, столкнувшийся с проблемой «ненужности» европейского образования в России. Лекция посвящена непростой судьбе «русского маргинала» начала XVIII века, талантливейшей личности, неоправданно «вытолкнутой из русского мира».

Постников П.В.
(ок. 1670 – ок. 1730)

Лекция №4

14 апреля

«Белые ночи» Филиппо Томмазо Маринетти»

Лектор:
Энцо Форнаро

Представитель EF International Service Art, координатор по Восточной Европе.

Аннотация:
В 1914 году в Санкт-Петербург, пропитанный атмосферой стремительных поисков новизны и оживленный брожением культурной жизни, прибывает автор манифеста футуризма, итальянский писатель и поэт Филиппо Томмазо Маринетти.

Русские похождения основателя движения, сопровождающиеся вдохновенными ночами, проведенными в «Бродячей Собаке» запомнились, как Маринетти, так и Петербургской богеме.

Филиппо Томмазо Маринетти
1876 - 1944

Лекция №5

3 мая

«Европейская дива Екатерина Габриелли в Петербурге»

Лектор:
Лейла Тави
Преподаватель Университета Рома III (г. Рим)

Аннотация:
Екатерина Габриелли (1730-1796) – абсолютная и неоспоримая примадонна Европы, первая женщина, получившая  право исполнять партии в опере.  Помимо выдающихся музыкальных способностей, публику привлекала  личность капризной дивы, отнюдь не лишенной остроумия, и ее частная жизнь полная загадок. Популярность Габриелли пробудила интерес к опере со стороны императрицы Екатерины II, которая лично пригласила ее в Петербург. Во многом благодаря Екатерине Габриелли итальянская опера заняла свое достойное место в Петербурге.

слева направо:
В. Мафолли, Е.Габриелли , Д.Момбелли и К.Бабби

5 мая

Федерико Фаньяни
«Письма из Петербурга 1810-1811»

Лектор:
Лейла Тави
Преподаватель Университета Рома III (г. Рим)

Аннотация:
Федерико Фаньяни - граф, государственный советник и камергер короля Италии Наполеона Бонапарта в 1810 году отправляется в Санкт-Петербург. Находясь в России, Фаньяни пишет книгу «Письма из Петербурга 1810-1811.», которая представляет собой интереснейшую картину жизни российской столицы начала XIX в., увиденную глазами европейца.

В «Письмах» детально описаны «странные привычки» русских людей, забавы простого народа и причуды  придворных.

Именно в этой книге Фаньяни впервые предупреждает Наполеона о вероятности неудачного Русского похода для Франции.

Лекция №7

10 мая (продолжение 13 мая)

«Дж. Гарибальди  – Че Гевара XIX века»

Лектор:
Марио Павези
Проф. Мантуанского университета

Аннотация:
Джузеппе Гарибальди - центральная фигура Итальянского Рисорджименто, полководец и литератор.  Национальный герой Италии, лигуриец (генуэзец) по происхождению, профессиональный революционер,  обеспокоенный судьбой своей родины, посвятил свою жизнь объединению страны.

Патриотическая деятельность Гарибальди может быть сравнима с деятельностью другого крупного революционера, жившего веком позже  - Эрнесто Че Гевары. Но кем был Гарибальди на самом деле?  Что двигало им – интересы народа или разбойничая сущность?  Занимательная история жизни знаменитого революционера, изложенная как  история любви в духе эпохи романтизма.

Джузеппе Гарибальди
1807 – 1882

Лекция №8

11 мая

Фердинандо Бибиена при Барселонском дворе и создание декораций к «Празднику у водоема»

Лектор:
Лаура Бернардини
Преподаватель Universitat Autònoma de Barcelona

Аннотация:
В 1708 году известный итальянский архитектор и сценограф Фердинандо Бибиена был приглашен королем Испании Карлом III для обустройства многочисленных официальных праздников и театральных постановок, среди которых  знаменитый «Праздник у водоема». Главнейшей заслугой Фердинандо Бибиены стало воссоздание в Европе исконно итальянской традиции использования водоема как декоративного и функционального элемента театральной постановки. «Оживленная» инновациями XVIII века итальянская традиция повлияла на формирование удивительного облика Барселоны и подчеркнула величие  испанского двора.

Фердинандо Бибиена (1657 - 1743).
Эскизы декораций.

Лекция № 9

28 октября

«Итальянская эмиграция в Россию 1861 – 1939»

Лектор:
Марко Клементи
Исследователь истории нового времени департамента политических, экономических и социальных наук Университета области Калабрия, д.и.н.

Аннотация: 

Не культурная, а массовая итальянская эмиграция – факт, имевший место в истории итало-русских взаимоотношений. После продажи всего имущества на  родине, иногда заплатив большие суммы посредникам,   итальянцы отправлялись в Россию, в надежде найти достойный заработок.

Различные судьбы, возможности, быстрая ассимиляция, а также трагичная судьба итальянских эмигрантов в сталинское время (отдельная и печальная страница в истории итальянской политической эмиграции) – ключевые аспекты, которые были затронуты в данной лекции.

Лекция № 10

1 ноября

«Научная реконструкция барочного танца»

Лектор:
Глория Джордано
Исследовательница ренессансного и барочного танца в Италии и за рубежом, глава Лаборатории старинного танца "Corti in Festa" в Риме.

Аннотация:

На основе изучения различных источников по реконструкции хореографии эпохи Возрождения и барокко, музыкальных иллюстрированных сборников и архивных документов,  Глория Джордано проводит реконструкцию  хореографического репертуара, максимально приближаясь к технике и стилю.   
Лекция посвящена  эволюции танца, и его значимости при дворе, шагов, рисунку композиции, движений и костюмов, выявленных на основе интерпретации хореографического наследия XVI века.  Глория Джордано профессионально расскажет о 4-х базовых па,  загадочной роли шляпы, а также о значении итальянской традиции танца для общеевропейской культуры.

Лекция № 11

11 ноября

«Итальянское сообщество в России конца XIX  - начала  XX вв.»

Лектор:
Николаева Ж.В.
Ст. пр. кафедры  Культурологии СПбГУ, к.ф.н.

Аннотация:

В конце XIX - начале XX века итальянцы, эмигрировавшие в Россию или приехавшие по специальному приглашению, не представляли собой единого сообщества, ни сколько-нибудь значимой диаспоры, однако  их присутствие оставило глубокий след в культуре новых мегаполисов страны Санкт-Петербурга, Москвы, Одессы. Выходцы из Италии, среди которых преобладали музыканты, прославившие итальянскую оперу, танцовщики и хореографы,  актеры, ювелиры, специалисты в области архитектуры и живописи, мастера циркового искусства, оказали влияние на формирование этих направлений художественной культуры и  способствовали развитию соответствующего профессионального образования.

Риккардо Дриго (1846-1930) Дирижёр Итальянской оперы в Санкт-Петербурге (с 1879г.)

Риккардо Дриго

1846-1930
Дирижёр Итальянской оперы
в Санкт-Петербурге (с 1879г.)

Маттиа Баттистини (1856-1928) «Король баритонов и баритон королей»

Маттиа Баттистини 

1856-1928

«Король баритонов и баритон королей»

Памятник М.Шемякина «Первостроителям Петербурга» (1995)

Памятник М.Шемякина
«Первостроителям Петербурга»

(1995)

Цирк Чинизелли в Санкт-Петербурге (1895)

Цирк Чинизелли
в Санкт-Петербурге
(1895)

Лекция №12

12декабря

«Итальянские праздники: классификация, типология, история возникновения»

Лектор:
Ястребова Анна
Студентка 5 курса, специализации «Теория Культуры» Факультета Философии

Аннотация:

Обзорная лекция представляет собой краткий экскурс в праздничную культуру Италии, ее историю и особенности. Рассматриваются такие традиционные ритуалы   как празднование Рождества, Феррагосто (Успения Богородицы), Пасхи, Епифании, их отличительные особенности, характерные именно для Италии. Особое место в культуре страны занимают местные праздники, такие как «Люминара» в Пизе или «День святого Доменика» в Кокулло, и конечно, Венецианский карнавал.

Лекция сопровождается видео-сюжетами, демонстрирующими массовый характер и сценарий праздничных действий. Праздничная культура является специфической и национальной частью культуры Италии, а ее изучение помогает разобраться в аспектах многообразной итальянской культуры в целом.

«Люминара» в Пизе

«Люминара» в Пизе

Венецианский карнавал

Венецианский карнавал

«День св. Доменика» в Кокулло

«День св. Доменика»
в Кокулло

Просмотров: 1295

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2017