Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.:
(812)
324-12-66

История кафедры истории философии СПбГУ

В 70-летней судьбе философского факультета кафедра истории философии всегда занимала особенно место. Вот, что писал о ней в 2006 г. профессор Перов Юрий Валерианович, заведовавший нашей кафедрой с 1982 по 2008 г.:

«Кафедра истории философии - старейшая и самая многочисленная из кафедр философского факультета. Созданная на историческом факультете в 1939 году, она вместе с кафедрой диалектического и исторического материализма стала ядром возникшего год спустя философского факультета Ленинградского университета. В процессе более чем шестидесятилетнего существования кафедры истории философии из нее "методом отпочкования" выделилось еще несколько: истории русской философии, современной зарубежной философии, философии религии и религиоведения, философии и культурологии Востока. Наша кафедра занята преподаванием и исследованием истории западной философии от эпохи ее становления в Древней Греции до рубежа XIX - ХХ веков.

Отношение философии к ее собственной истории существенно отличается от аналогичной ситуации в других областях научного знания. Считается (хотя это и не бесспорно), что можно стать, к примеру, квалифицированным физиком или биологом без основательного знания истории своей науки. В философии явно не так. Всякое "современное" и даже "постмодернистское" философствование осуществляется всегда только в непосредственной взаимосвязи с предшествующей, в том числе и с отдаленной во времени философией. При этом философские учения прошлого отнюдь не становятся объектом только лишь "исторического интереса" как якобы давно прошедшие и преодоленные последующем развитием философии. В истории философии философская мысль постигает саму себя в своих исторических формах и потому история философии - не только историческая наука, но и "философия философии". Речь идет о теоретической реконструкции историко-философского процесса с соответствующим понятийным аппаратом и осмысленной философской методологией. В той мере, в какой историко-философское знание является компонентом современной философии, оно неизбежно актуализируется и становится средством разработки сегодняшних проблем, тем самым открывая перспективы постижения новых смысловых горизонтов действительности. В мировой философии ХХ в. история философии обрела столь большое значение, что многие ведущие философы создавали и создают собственные оригинальные учения непосредственно в историко-философском "материале" на путях его переосмысления. Тем самым история философии непосредственно входит в ткань современного философствования, становясь его неотъемлемой частью.

Даже в советские времена - при всем том, что философских факультетов в стране было немного (еще в конце 50-х гг. - всего два в Московском и Ленинградском университетах плюс отделение философии в Киевском и лишь позже их число увеличилось) - на нашем факультете истории философии уделялось времени и внимания намного больше, чем где либо еще. И все же в условиях, когда все историческое развитие философии рассматривалось как историческое движение к "единственно научной" теории марксизма, уже вобравшей, как предполагалось, в свое содержание все истинное и прогрессивное из учений предшественников, роль историко-философского образования неизбежно оказывалась подчиненной.

За последние годы следствием утраты монополии "единственно истинной" философии в нашей стране стал распад единства общезначимой философской терминологии ("языка философии"), а, в свою очередь, свобода публиковать любые тексты, ограниченная лишь финансовыми возможностями автора и издателя, грозит обернуться буйством субъективного произвола и философского "дилетантизма" в худшем смысле этого слова. В этих условиях, когда критерии философского профессионализма размываются и рискуют вовсе исчезнуть, освоение истории философии не только упрочило свою роль фундамента и главной составляющей философского образования, но и становится главным критерием профессиональной квалификации философа.

Но изучение истории мировой философии - это отнюдь не только "школа". Человек, занимающийся ею профессионально (да и не только профессионально), обретает исключительную возможность мысленного общения и творческого диалога с людьми, воплотившими в своем творчестве высшие достижения человечества в его многовековом искании истины. Нет никаких оснований думать, будто в истории философии все известно, - напротив, это интенсивно и творчески развивающаяся область знания, открытая для новых подходов, гипотез, интерпретаций. Предмет истории философии - историко-философский процесс. Но так как сам по себе этот процесс многомерен, то и осмысление его может осуществляться на разных уровнях и в разных исследовательских перспективах.

В разные годы кафедрой истории философии заведовали: бывший ректор Ленинградского университета проф. М.В.Серебряков, член-корреспондент АН СССИ   Б.А.Чагин, профессора А.А.Галактионов и С.С.Волк. Все это широко известные ученые, первопроходцы в своих областях, пользовавшиеся заслуженным научным авторитетом. На кафедре ранее работали профессора: М.А.Киссель, В.Я.Комарова, З.Н.Мелещенко, П.Ф.Никандров, З.М.Протасенко, В.П.Федотов, М.Р.Шахнович, а также большая группа квалифицированных доцентов и преподавателей.

За последние двадцать лет число преподавателей кафедры выросло в три раза, а аспирантов и докторантов увеличилось на порядок. Это привело и к качественным переменам. Удалось привлечь на кафедру молодых и перспективных преподавателей. В те времена, когда на кафедре было всего семь преподавателей (и она к тому же вела еще и преподавание истории русской философии), мы не могли иметь больше одного специалиста, углубленно занятого каждой из исторических форм (эпох) философии. Когда нас стало больше, появилась возможность сформировать внутри кафедры проблемно-тематические группы преподавателей и аспирантов, а отчасти и студентов, объединенных общими интересами. Две из таких групп оформились организационно в постоянно действующие "Универсум платоновской мысли" и "Центр по изучению средневековой культуры". Они привлекли к своей работе преподавателей других кафедр, факультетов, вузов (в том числе и иногородних) и научных работников, регулярно проводят заседания и конференции (в том числе и международные) по античной и средневековой философии, осуществляют и публикуют переводы текстов и свои труды, издают периодические альманахи "Академия" и "Verbum". Создан на философском факультете межкафедральный учебно-научный кабинет античной философии и культуры. Традиционно центральное место в исследовательской и учебной работе кафедры занимает также классическая философия Нового времени и философия XIX века.

Смею утверждать, что и в настоящее время уровень преподавания и исследовательской работы моих коллег по кафедре в основной своей части вполне соответствует самым строгим критериям. Коллектив кафедры обладает творческим потенциалом, достаточным для профессионального освоения (вместе со студентами и аспирантами) истории западной философии во всем многообразии ее этапов, основных тенденций, направлений и школ. В кратком обращении нет возможности рассказать персонально о коллегах по кафедре и об их трудах. Любой коллектив состоит из личностей, причем разных. Мы разные по возрасту, биографиям, характерам, образованности, опыту, способностям, теоретическим взглядам, интересам и предпочтениям, в том числе и в профессиональной области. Принято считать, что наиболее оптимальны и эффективны кафедры, составляющие коллектив единомышленников, единую "школу". В этом есть резон, особенно в отношении кафедр "теоретических". Мы же, напротив, стараемся культивировать "разность" и многообразие и не в частностях, а в существе отношения к предшествующим философским учениям, в способах и методах их осмысления. Ведь если сама история философия говорит с нами столь многими голосами, то и диалог с ней может и должен быть "полифоничным". Отсутствие "единомыслия" способно порождать некоторые "неудобства", но, как вопрошал по поводу свободы мысли Спиноза, что так установлено в мире, что не доставляет неудобств? Однако в понимании главных целей и задач истории философии, а также критериев профессионализма необходимая степень согласия у нас налицо. Но, смею надеяться, среди них нет таких, для кого занятия историей философией были бы чем-то внешним и безразличным.

Педагогическая работа нашей кафедры складывается из трех направлений. Во-первых, преподавание истории западной философии для философов. Все студенты отделения философии осваивают самостоятельные курсы по античной философии, по философии средневековья, философии Возрождения и Нового времени, по немецкой классической философии, по философии марксизма и по зарубежной философии XIX века. Каждый студент-философ изучает эти курсы на протяжении восьми семестров по четыре, а иногда и по шесть часов в неделю. Во-вторых, совместно с кафедрой современной зарубежной философии мы обеспечиваем специализацию "история зарубежной философии" для студентов отделения философии, пожелавших специализироваться в этой области. Для них читаются специальные курсы и проводятся спецсеминары, под руководством преподавателей кафедры они выполняют курсовые и дипломные работы. Студенты специализации "история зарубежной философии" - единственные из философов, обязательно изучающие на протяжении трех семестров латинский язык и факультативно - греческий. В-третьих, мы преподаем общие курсы и спецкурсы по истории философии на гуманитарных факультетах СПбГУ (филологическом. восточном, журналистики, историческом). Значительное место в работе кафедры занимает подготовка аспирантов, докторантов и соискателей по истории философии.»

 

Восьмидесятые и девяностые годы стали особым периодом в истории нашей кафедры. Перемены, происходившие в советском и постсоветском обществе, затронули и нас. Появились новые горизонты исследования, стало возможно обращение к доселе "табуированным" темам, сформировалось новое поколение преподавателей - интересных и влиятельных. Мы отметим только некоторых из многих достойных упоминания ученых, оставивших яркий след в истории нашей кафедры.

Вот как вспоминает лекции Константина Андреевича Сергеева (1941-2006), один из наших коллег, ныне профессор кафедры истории философии Душин Олег Эрнестович:

«В середине восьмидесятых мне выпала счастливая возможность прослушать несколько курсов лекций профессора К.А. Сергеева по истории западноевропейской философии - от Античности до немецкой классики. Он читал и общие, и специальные курсы. В аудитории он появлялся с неизменным академическим опозданием, одетый в демократические свитера, и начинал с краткого повторения основных положений прошлой лекции, что позволяло ввести слушателей в контекст его широких историко-философских построений. В рамках каждого занятия он стремился показать единую перспективу развития той или иной философской проблемы, удаляясь в терминологические нюансы становления понятий. Он учил быть внимательными к языку, к особенностям трансформации категорий. При этом тональность его выступлений никогда не была сухой и абстрактной, он живо отзывался на все события того времени, очень любил пошутить, его анекдоты были тщательно продуманы и вписаны в логику изложения лекционного материала. Он считал, что удачная и тонкая шутка порой лучше доводит до сознания студентов нюансы мысли, чем занудная и монотонно произнесенная цитата. И все же к текстам классиков он относился предельно бережно, не боялся зачитывать большие куски из их сочинений, и проводил подробный и скрупулезный анализ каждой цитаты. На его лекциях всегда царила атмосфера тишины, внимания и почтения, но одновременно привлекательной легкости при интерпретации сложнейших тем, за которой скрывалась многолетняя напряженная интеллектуальная работа, бессонные ночи, проведенные за чтением книг. Со стороны профессора Сергеева не было начетничества, напускной внешней формальности, для студентов он был в хорошем смысле «своим», «нашим Константином Андреевичем», что, по сути, являлось высокой степенью уважения к нему как к ученому. Его любили и ценили за неповторимую манеру чтения лекций в виде доброжелательной и сокровенной беседы, живого размышления, к которому он приглашал своих слушателей. Его залы всегда были наполнены, приходили не только студенты с разных курсов и факультетов, но и аспиранты, преподаватели, часто из других вузов, иногда появлялись и люди богемы, порой просто не хватало мест. Еще бы, ведь он читал лекции об алхимии и искусстве памяти, ренессансном антропоцентризме и новоевропейском Cogito. Все это было принципиально новым и неожиданно интересным. В каком-то смысле он опережал время, создавая и утверждая его в новом горизонте мысли, что, несомненно, позволяет нам лучше понимать сегодня себя.»

 

Можно добавить, что лекции Константина Андреевича были популярны среди студентов не только восьмидесятых и девяностых годов. До самых последних дней его жизни на занятия К.А, Сергеева собирались студенты нее только философского факультета. Аудитории, где читал Константин Андреевич всегда были заполнены, а после лекций он подолгу засиживался на кафедре, отвечая на многочисленные вопросы своих слушателей и учеников.

Работы К.А. Сергеева («Диалектика категориальных форм познания (Космос Аристотеля и наука Нового времени)», в соавторстве с Я.А. Слининым. Л., 1987; «Природа и разум: античная парадигма», так же в соавторстве с Я.А. Слининым, Л., 1991; «Ренессансные основания антропоцентризма», СПб., 1993) до настоящего момента пользуются авторитетом среди студентов и специалистов в области истории философии.

Своего рода соперником К.А. Сергеева в популярности среди студентов долгое время был Евгений Семенович Линьков (род. 1938 г., преподавал на философском факультете до начала 90-х годов). Необычайно одаренный, харизматичный лектор, обладающий тембром «позднего Высоцкого», он притягивал слушателей бескомпромиссностью тех вопросов, которые ставил перед ними и строгостью следования принципам, которые разделял. Немецкая классическая философия в изложении Евгения Семеновича представала перед студентами как необходимая форма мысли, уроки которой нужно усвоить всем, кто называет себя философом. «Нелинейность» изложения материала заключалась в том, что каждую из своих тем Е.И. Линьков демонстрировал не только на материале гегелевской диалектики, но и демонстрируя моменты развития природы и человеческой истории, которые свидетельствовали о «всеобщности» истинного философского метода.

Равнодушных на лекциях Е.С. Линькова не было. Одни принимали его стиль и содержание философствования, другие были радикально против. Но и в том, и в другом случае немецкая классика становилась своеобразным «оселком», о который испытывалась глубина философского интереса слушателя. Благодаря этим лекциям интерес к немецкой философии в целом и гегелевской диалектике в частности, пережил в философской среде Ленинграда-Петербурга самый настоящий ренессанс, который не завершен и к настоящему моменту.

К сожалению, число печатных работ Евгения Семеновича не столь велико, но все прекрасно помнят очередь, в которую записывались студенты, чтобы прочесть его книгу «Диалектика субъекта и объекта в философии Шеллинга» (Л., 1973).

Приуготовлением к высокой философии Ренессанса, Новой и Новейшей Европы в восьмидесятые годы были лекции по истории античной философии, которые читала профессор Вера Яковлевна Комарова (1919-2006). Это был уникальный человек, ветеран войны, прошедший всю Великую Отечественную: она была призвана в армию уже 8 сентября 1941, а демобилизована только в июле 1945, имела боевые ордена и медали. При этом нужно отметить, что Вера Яковлевна никогда не злоупотребляла ссылками на свой фронтовой авторитет, для студентов в первую очередь она была учителем и собеседницей в деле постижения античной мудрости, которой была искренне увлечена.

Философское творчество Веры Яковлевны было связано главным образом с досократическим периодом древнегреческой философии. Именно ему были посвящены основные ее монографические публикации: «К текстологическому анализу античной философии». Вып.1. Л., 1969; Вып.2. Л., 1974; «Становление философского материализма в Древней Греции». Л., 1975; «Учение Зенона Элейского». Л., 1988. Вера Якволевна подчеркивала апоретический характер античной философии и, с этой точки зрения, наиболее интересным для нее мыслителем выступал Зенон Элейский. Монография по Зенону стала заметным событием в отечественном антиковедении и значимым вкладом в изучение природы философской апории.

Лекции Веры Яковлевны требовали внимания и сосредоточенности. Тот широкий исторический материал, который она привлекала для демонстрации причин и контекста генезиса античной философской мысли, вызывал особенное уважение. А внимание к философии Аристотеля и подробный анализ его «Метафизики» стал бесценным опытом для всех слушателей и учеников В.Я. Комаровой.

Особенно хотелось бы отметить роль в новейшей истории кафедры Юрия Валериановича Перова, заведовавшего ею, как уже отмечалось выше, с 1982 по 2008 г., а начавшего работу работает на философском факультете еще в 1964 г. За заслуги перед Университетом в 1999 году он был награждён юбилейной грамотой и медалью, а в 2000 году присвоено почетное знание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

Все, кто работал с Юрием Валериановичем не могут не отметить удивительные деловые качества, порядочность и обаяние этого человека. Его слова о «разности» ученых, работавших на кафедре, полностью отвечают тем ценностям, которые Юрий Валерианович разделял. Он был уверен, что чем более разнообразен спектр наших доктрин и воззрений, тем более интересен и творчески привлекателен преподавательский коллектив. В известной мере все мы, нынешние работники кафедры истории философии, воспитаны в рамках данного подхода.

Вместе с тем Юрий Валерианович был замечательным мыслителем и педагогом. Под его руководством было подготовлено немало серьезнейших кандидатских и докторских проектов. Хотя он начинал свою научную деятельность как ученый, занимавшийся философией и социологией искусства (его первой монографией стала работа "Художественная жизнь общества как объект социологии искусства", Л., 1980), Юрий Валерианович продемонстрировал великолепный вкус в историко-философских исследованиях. Преподаватели, работающие на кафедре, хорошо помнят четкость и ясность его мысли при обсуждении кандидатских и докторских диссертаций, великолепную эрудицию и память. Областью основных интересов Юрия Валериановича стала немецкая классическая философия, а также тема философии как истории философии. Курс по истории немецкой классической философии, читавшийся Юрием Валериановичем, стал настоящим событием в жизни факультета. Он пользовался заслуженной популярностью среди студентов, а педагогический дар Юрия Валериановича позволял ему добиваться от обучающихся глубокого усвоения материала немецкой классики.

Научные и педагогические наработки Юрия Валериановича представлены в его публикациях в известной серии «Слово о сущем». Это и предисловия к работам Канта, Гегеля, Ясперса, и wxfcnbt в коллективной монографии «Очерки истории немецкого классического идеализма» (СПб, 2000), и особенно ярко они представлены в новейшей публикации лекций ЮВ. Перова по истории немецкой классической философии.

C 2008 г кафедрой истории философии . заведовал Сергей Иванович Дудник, специалист по социальной философии, истории философии XIX столетия и, особенно, истории философии марксизма. 15 ноября 2010 г. он избран деканом философского факультета, а затем и Директором института философии. С января 2014 г.по настоящее время кафедрой руководит профессор Осипов Игорь Дмитриевич специалист по истории русской философии и культуры, философии политики и права.

Просмотров: 819

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2017