Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.:
(812)
324-12-66

«Историческая эпистемология: теоретические основания и исследовательские перспективы»

historical epistemology
historical epistemology

historical epistemology

historical epistemology
historical epistemology

Проект № 18-011-00281. Реализуется при поддержке РФФИ.

Основные участники.

Современная историческая эпистемология (historical epistemology) – сравнительно новое направление социально-гуманитарных исследований научного познания, имеющее междисциплинарный характер. Историческая эпистемология вписывается в актуальные тенденции практического (practical turn) и онтологического поворота (ontological turn), а также поворота к материальному (materiality turn). Она наряду с другими «неклассическими эпистемологиями», находится на переднем крае дискуссий о влиянии науки и научно-технического способа производства знания на гуманитарную культуру и общественные практики. Вызов, который бросает историческая эпистемология традиционной эпистемологии и философии науки заключается в том, что она показывает значимость исторических процессов для формирования и разрешения актуальных современных проблем теории познания. При этом она обращается не к истории теории познания, но к истории научных практик, демонстрируя как эпистемические нормы, принципы, понятия и концепции происходят из этих практик и, в свою очередь, порождают новые способы производства знания и новые формы общественной жизни

Традиция исторической эпистемологии возникла в конце XIX - начале XX в. во Франции в качестве критики позитивистских подходов к анализу науки, не учитывавших историческую изменчивость познавательных практик, нормативных критериев и методов. В традиции исторической эпистемологии работали такие философски ориентированные историки науки, как Г. Башляр, А. Кромби, Э. Мецжер, А. Койре, Э. Мейерсон, Л. Флек. В середине-второй половине XX в. эта традиция была продолжена в работах, М. Вартофски, Ж. Кангилема, Т. Куна, М. Фуко, К. Хюбнера и др. Сегодня к этой традиции можно отнести работы Т. Арабациса, П. Диара, Т. Портера, Я. Хакинга, П. Галисона, Л. Дастон, А. Дэвидсона, Х.-Й. Райнбергера, С. Шэффера, Б. Латура, И. Стенгерс, Ю. Ренна, А.В. Ахутина, И.С. Дмитриева, П.П. Гайденко, И.Т. Касавина, Н.И. Кузнецовой, Л.А. Микешиной, Б.Н. Поруса, Б.И. Пружинина, В.С. Швырева, и др.

Историческая эпистемология сегодня развивается в основном в рамках программ «Исследования науки и технологии» (STS) и «История и философия науки» (HPS).

Современная историческая эпистемология – проект, открытый новым проблематизациям, включению новых предметов исследования, разработкам новых исследовательских стратегий и, конечно, ожидающий новых участников!

Аннотация проекта

Основные публикации по проекту и выступления на конференциях:

Просмотров: 79

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2018