Философский факультет
СПбГУСанкт-Петербургский государственный университет
  • Русский
  • St. Petersburg State University - Faculty of Philo
Образовательные программы Философского факультета СПбГУ Философия Конфликтология Прикладная этика Религиоведение Музейное дело и охрана памятников Культурный и музейный туризм Культура Германии Культура Италии Еврейская культура Арабо-мусульманская культура Индийская культура Китайская культура
Адрес:
г. Санкт-Петербург, 199034,
Менделеевская линия д. 5
Приёмная директора института:
тел.: 
(812)
328-44-08
факс: (812) 328-94-21
Учебный отдел по направлению философия:
тел/факс: 
(812)
328-94-39
Приёмная комиссия:
тел.:
(812)
324-12-66

Скороходова Светлана Игоревна

В 1994 г. окончила исторический факультет Московского педагогического государственного университета им. В.И. Ленина.

Диссертация на тему «Историософия И.В. Киреевского» на степень кандидата философских наук была подготовлена за время обучения в очной аспирантуре на кафедре философии факультета социологии, экономики и права МПГУ (1994–1997) и защищена 28 сентября 1997 г.

С. И. Скороходова активно разрабатывает философское наследие славянофилов в рамках научной школы и направлений исследований кафедры философии МПГУ по истории русской философии (специальность 09.00.03 – история философии). Результаты научных исследований нашли отражение в авторском спецкурсе по русской философии XIX–XX вв., который рассчитан на год.

В 2013 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Философия истории Ю. Ф. Самарина и славянофилов в контексте русской философской мысли XIX – первой четверти XX века» на кафедре философии МПГУ. Ведущую организацию представила кафедра русской философии МГУ им. М. В. Ломоносова.

В 2014 г. стала лауреатом конкурса им. А. Ф. Лосева на лучшую научную работу в области гуманитарных наук (1-е место) за монографию «Философия истории Ю. Ф. Самарина в контексте русской философской мысли XIX – первой четверти XX века». Принимала участие в работе над «Собранием сочинений Ю. Ф. Самарина» в 5 томах под общей редакцией А. Н. Николюкина (т. 3).

С 1994 г. работает на кафедре философии в Московском педагогическом государственном университете им. В. И. Ленина, ныне Московский педагогический государственный университет. С 2017 г. – профессор кафедры.

Участвовала в постоянно действующих научных семинарах по философии русского космизма. Принимает участие в работе семинара «Русская философия», организованного Библиотекой-фондом «Русское зарубежье», а также научного семинара «Философское наследие Владимира Соловьева и современный мир» (Иваново).

Была секретарём-координатором Международной конференции «XII Всеславянский собор», организовала, опираясь на помощь кафедры философии, секцию «Сербско-русский мост» в 2015 г.

Занимается изучением философии русской эмиграции в Королевстве Югославия, сербской философской мысли, а также азиатской темы в творчестве русских мыслителей.

Является руководителем научно-исследовательского проекта (гранта) № 15-03-00761, поддержанного РГНФ, «Русская философия ХIX – первой четверти XX века в антропологическом и историософском аспектах» (2015–2017).

I. Монографии

  1. Философия истории Ю. Ф. Самарина в контексте русской философской мысли XIX – первой четверти XX века. М.: Прометей, 2013. – 432 с. 

II. Разделы в учебных пособиях

  1. Философские искания в России в 30-е – 40-е гг. XIX в.: И. В. Киреевский, Н. В. Станкевич, Н. Т. Грановский // Хрестоматия по истории философии (русская философия): Учеб. пособие для вузов: В 3 ч. Ч. 3. М.: Владос, 1997. – 672 с. С. 140–153.
  2. Философия любомудров: Д. В. Веневитинов, В. Ф. Одоевский // Хрестоматия по истории философии (русская философия): Учеб. пособие для вузов: В 3 ч. Ч. 3. М.: Владос, 1997. – 672 с. С. 127–134.
  3. Доктрина «теории официальной народности»: М. П. Погодин, С. П. Шевырёв // Хрестоматия по истории философии (русская философия): Учеб. пособие для вузов: В 3 ч. Ч. 3. М.: Владос, 1997. – 672 с. С. 117–122.
  4. Общая методология науки: И. И. Лапшин // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных наук: Хрестоматия. Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для гуманитарных и негуманитарных направлений и специальностей вузов. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – 992 с. С. 322–325.
  5. Методология научного исследования: социальные и гуманитарные науки: А. С. Хомяков // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных наук: Хрестоматия. Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для гуманитарных и негуманитарных направлений и специальностей вузов. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – 992 с. С. 693–696. 

III. Избранные статьи

  1. «Живое» у И. Киреевского (от славянофилов до Н. Ф. Фёдорова) // Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Фёдоровских чтений. Вып. 1. М.: Наследие, 1996. С. 150–154.
  2. Гносеология И. В. Киреевского и П. А. Флоренского // П. А. Флоренский и наука ХХ века: Тезисы докладов и выступлений на международной конференции. М., Изд-во МАИ, 1996. С. 22–24.
  3. Теологическая составляющая творчества Ив. Киреевского (стилизованная теократия) // Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Депонированные рукописи. Раздел «Философия». 1997. № 7. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН № 52301 от 05.02.1997. (2,2 п. л.)
  4. Фёдоров и ранние славянофилы // Гуманитарные исследования: Альманах. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2004. С. 74–81.
  5. Философия творчества в работах ранних славянофилов и П. А. Флоренского // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. «Культурология: Энтелехия». 2004. № 8 (59). С. 105–109.
  6. «Старое» славянофильство И. Киреевского и «новое» Н. Фёдорова // Философия космизма и русская литература: Материалы международной научной конференции «Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Николая Фёдорова». Белград: Изд-во филологического факультета в Белграде, 2004. С. 127–138.
  7. И. В. Киреевский о христианской культуре // Православная церковь и культура: Материалы секции ХIII Международных Рождественских образовательных чтений. М.: Изд-во отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, 2005. С. 91–103.
  8. Проблема христианского единения: от ранних славянофилов до Н. Ф. Фёдорова // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т. 2. М.: Современные тетради, 2005. С. 316.
  9. Проблема разделения церквей у И. В. Киреевского // Православная Византия и латинский Запад (к 950-летию разделения церквей и 800-летию захвата Константинополя крестоносцами): Сб. материалов. М.: Издание Паломнического центра Московского Патриархата, 2005. С. 147–154.
  10. Проблема творчества в философии А. С. Хомякова и И. В. Киреевского // А. С. Хомяков – мыслитель, поэт, публицист: Сб. статей по материалам международной научной конференции. Т. I. М.: Языки славянских культур, 2007. С. 622–631.
  11. Философия музыки И. В. Киреевского в контексте русской мысли XIX–XX веков // «Служитель духа вечной памяти»: Н. Ф. Фёдоров: К 180-летию со дня рождения: Сб. научных статей: В 2 ч. М.: Пашков дом, 2010.
  12. Экзистенциальные и воскресительные мотивы в творчестве славянофилов // Преподаватель: ХХI век. 2010. № 2. Ч. 2. С. 241–251.
  13. «Православие – народность – самодержавие» в историософии ранних славянофилов // Преподаватель: ХХI век. 2011. № 1. Ч. 2. С. 240–250.
  14. «Письма из Риги» в историософии Ю. Ф. Самарина // Соловьёвские исследования. 2011. Вып. 4 (32). С. 101–113.
  15. Эстетическое начало в историософии И. В. Киреевского и его отражение в русской философской мысли // Наука и школа. 2011. № 4. С. 129–135.
  16. Проект идеального государства И. В. Киреевского в повести «Остров» // Наука и школа. 2011. № 5. С. 125–128.
  17. Экзистенциальные мотивы в творчестве славянофилов и «Философия общего дела» Н. Ф. Фёдорова // Литературоведческий журнал. 2011. № 29. С. 74– 89.
  18. Проблема «власти» в историософии Ю. Ф. Самарина и С. Н. Булгакова // Сб. научных чтений по материалам VI Всероссийской научной конференции с международным участием. Орёл: Картуш, 2012. С. 41–49.
  19. Два письма П. А. Флоренского к Ф. Д. Самарину (вступительная статья, комментарии С. И. Скороходовой, И. А. Едошиной) // Энтелехия. 2012. № 26. С. 49–51, 105–109.
  20. «Стефан Яворский и Феофан Прокопович» в контексте духовной эволюции Ю. Ф. Самарина // Энтелехия. 2012. № 26. С. 72–77, 105–109.
  21. Философские истоки мировоззрения И. В. Киреевского // Наука и школа. 2012. № 1. С. 134–139.
  22. Проблема власти и общества в работе Ю. Ф. Самарина «Князь» и её влияние на представителей «московского направления» // Преподаватель: ХХI век. 2012. № 1. С. 266–275.
  23. Воспитание Ю. Ф. Самарина как исток формирования его мировоззрения // Наука и школа. 2012. № 2. С. 168–172.
  24. Философский спор о вере К. Н. Леонтьева и Н. С. Лескова с Ф. М. Достоевским // Преподаватель: ХХI век. 2012. № 3. Ч. 2. С. 236–240.
  25. К вопросу о философии религии И. В. Киреевского и А. С. Хомякова в связи с особенностями их религиозности // Наука и школа. 2012. № 3. С. 160–166.
  26. Понятие «власть» в творчестве Ю. Ф. Самарина и С. Н. Булгакова // Вестник Орловского государственного университета. Сер. «Новые гуманитарные исследования». 2012. № 4 (24). С. 203–207.
  27. «Русская идея» в контексте мессианства славянофилов // Наука и школа. 2012. № 4. С. 176–181.
  28. Идея славянского братства в творчестве представителей «московской школы» // Преподаватель: ХХI век. 2012. № 4. Ч. 2. С. 250–261.
  29. Понятия «униатства» и «иезуитизма» в контексте историософии Ю. Ф. Самарина // Наука и школа. 2012. № 5. С. 174–179.
  30. «Письма из Риги» в историософии Ю. Ф. Самарина // Политеиа, научни часопис Факултета политичких наука у Бањој Луци за друштвена питања. Година II, број 3, Бања Лука, јун 2012. С. 209–220.
  31. Понятие «народ» в историософии Ю. Ф. Самарина и славянофилов // Наука и школа. 2013. № 3. С. 174–177.
  32. Философия истории Ю. Ф. Самарина в контексте русской философской мысли XIX – первой четверти XX века: автореф. дис. на соиск. учен. степ. доктора философских наук (09.00.03); Московский педагогический государственный университет. М., 2013. 40 с.
  33. И. В. Киреевский о христианской культуре // Русская мысль. Сб. 32.
  34. Философско-эстетические идеи Ю. Ф. Самарина и Н. В. Гоголя // Энтелехия. 2014. № 29. С. 49–55.
  35. Проблема единства славян в философии «московской школы» // Всеславянский Союз: Всемирное движение славянских народов за духовное единство и взаимность.
  36. Закон и милость в философии славянофилов // Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад – диалог мировоззрений: тезисы докладов VII Российского философского конгресса (г. Уфа, 6–10 октября 2015 г.). В 3 т. Т. 2. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. С. 59–60.
  37. Философский диалог «чистых славянофилов» и В. В. Розанова (некоторые аспекты) // Философия и культура. 2015. № 6. C. 875–882.
  38. Понимание воспитания в философии «московской школы» // Наука и школа. 2015. № 3. С. 138–144.
  39. Эстетические идеи Ю. Ф. Самарина и Н. В. Гоголя //  Философия и культура. 2016. № 2. С. 275–281.
  40. Азия в русской философии XIX в. // Соловьевские исследования. 2016. № 1 (49). С. 26–43.
  41. К вопросу о некоторых философско-исторических идеях А. С. Хомякова и Ю. Ф. Самарина // Проблемы современного образования. 2017. № 1. C. 15–23.  
  42. И. С. Аксаков о «сербском племени» и славянском вопросе // Философия и культура. 2017. № 7. C. 53–64.
  43. К вопросу о творчестве Д. С. Мережковского в свете сербско-русского содружества в период с 1920 по 1940 год // Проблемы современного образования. 2017. № 5. C. 16–25.
  44. Certain philosophical and historical ideas of A. S. Khomiakov and Yu. F. Samarin // Alexei Khomiakov: we are sobornost. Krakiv: Benedictine Abbey in Tyniec, 2017. С. 33–38.

IV. Научное редактирование 

  1. Славянский вопрос и сербско-русское содружество в 20–40-х годах ХХ века в Королевстве Югославия / С. И. Скороходова, О. Топалович, Т. Миленкович, М. Обрадович; под ред. С. И. Скороходовой. М.: ИД «ФОРУМ», 2017. – 272 с. 
Просмотров: 416

наверх

  @©тЁ­ё@Mail.ru
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ СПбГУ © 2018