В СПбГУ состоялась международная научная конференция «Феноменология нефти», в которой приняли участие философы, филологи, политологи, писатели, художники из России, Италии, Германии, Сербии.
Нефть известна в истории человечества с давних времен. Ее использовали в древнем Вавилоне и в Индии еще в 6–5 тысячелетиях до нашей эры. В XX–XXI веках нефть из одного из важнейших для человечества полезных ископаемых превратилась в культовый объект экономики, политики и культуры. Сегодня феномен «черного золота» находит свое отражение в актуальном искусстве, фольклоре, литературе, кино, в повседневности и виртуальной реальности. Если перечислять сферы, где используется нефть – это несколько тысяч наименований в разных областях деятельности, в том числе: в строительстве, в медицине, в производстве пластмассы, которая тоже делается из нефти и т.д. В искусстве это – новое слово.
Учитывая специфику предмета предлагаемого обсуждения, Оргкомитет конференции предложил воспринимать слово «феноменология» в самом общем смысле. Председатель Оргкомитета доцент СПбГУ Наталья Артеменко, в частности, отметила: «Мы постарались представить феноменологическое прочтение некоторых сюжетов — политических, социологических, культурных и других, связанных с феноменом нефти, с ее значением для современного человека, а также тем травматическим переворотом в сознании, которому способствовало развитие нефтедобычи, и который стал основой кризисной и надломленной структуры современного общества».
Общие основания феноменологического осмысления опыта агрессивно-принуждающего отношения к природе в современную эпоху, как рассказала Наталья Андреевна, были заложены еще Э.Гуссерлем в описании духовного кризиса современного человечества в условиях невиданного научно-технического господства над природой и М.Хайдеггером в понимании сущности современной эпохи как «затребования» всех ресурсов Земли, движимом субъективистской волей к власти. Но феноменология добычи и использования нефти как главного и несущего особую символическую значимость в образе «крови Земли» природного ресурса еще нуждается в разработке.
Таким образом, в рамках конференции нефть стала объектом философского анализа, была рассмотрена через призму гуманитарных наук — философии, изобразительного искусства, литературы, истории и кинематографии. «Это – первая конференция такого типа, которая изучает феноменологию какого-то объекта. Возникло новое направление – изучать феномены как явление, а не какие-то процессы. Мне кажется, за этим – будущее культурологических и философских наук. И если такое событие превратится в цикловое – будет очень хорошо», – считает доцент СПбГУ Жанна Николаева.
Впервые нефть выступила как составная часть изобразительного искусства. Состоялась выставка картин Виталия Касаткина – художника, рисующего нефтью. Во время его мастер-классов все желающие смогли не просто попробовать рисовать нефтью, но и поучаствовали в создании картины о Санкт-Петербурге. Рассказывая о своих работах потомственный петербургский художник, в частности, сказал: «Живопись нефтью – уже стала направлением в искусстве. Говоря об истории вопроса, могу сказать, что известный химик Дмитрий Менделеев посоветовал художнику Куинджи использовать в своих работах нефть. Так Куинджи и сделал – он написал нефтью несколько картин, среди которых всем известная «Ночь на Днепре». Те работы, которые выставлены в Русском музее, выполнены именно в этой технике». Виталий Касаткин использует не только нефть, но и отходы от ее переработки для создания объемных, рельефных картин. «У меня уже набралась палитра нефтяных красок порядка 81 оттенка. Некоторые из представленных на выставке картин – «Море Лаптевых» «Северное сияние» и другие, - написаны так называемой «белой нефтью», которая светится в темноте». Говоря об использовании нефтяных отходов в применении к живописи, он отметил, что их можно применять очень широко, вплоть до создания полотен в формате 3D – эта тема сейчас очень популярна, например, во Франции.
Большое внимание участников конференции привлекли доклады о творчестве писателей. Доклад известного публициста Дмитрия Быкова был посвящен творчеству Исаака Бабеля и влиянии темы нефти на жизнь и творчество писателя. Данный феномен в литературе рассматривался и другими докладчиками на примерах литературных произведений писателей Германии и Италии.
Заключительным аккордом конференции явился киносеминар, с демонстрацией и последующим обсуждением художественного фильма американского режиссера Пола Томаса Андерсона «Нефть». Современный кинематограф не прошел мимо феномена нефти и ее роли в коллективной ментальности. Возможно, центральным произведением последнего времени на эту тему и стал шедевр Пола Томаса Андерсона (оригинальное название «И будет кровь», снятый по роману Э.Синклера «Нефть!» (1927)). Метафора нефти как крови Земли проходит через весь фильм.
«Состоявшаяся конференция показала, что сегодня философия и искусство нуждаются друг в друге – искусство становится все рефлексивнее, а философия все больше уделяет внимание художественному опыту», — считает Наталья Артеменко.
Шенгелия Софья (программа «Культура Италии», студентка):
Мне конференция показалась крайне занимательной. Для меня она открыла взгляд на нефть. Мы привыкли смотреть на нефть с точки зрения экономики, политики – всего очень далекого от культуры, от мира духовного. На этой конференции я впервые посмотрела на нефть как на что-то более глубокое, дающее энергию не только каким-то механизмам, машинам, но также и человеку. Мы рассматриваем здесь нефть с точки зрения энергии, но уже, скорее, для духа, нежели для автомобилей. Например, энергия для творчества – позиция Виталия Касаткина, проводившего здесь мастер-классы, - затронула нас всех. Нам всем (и студентам, и преподавателям) было очень интересно и увлекательно рисовать нефтью.
В рамках конференции состоялись:
- Выставка работ художника Виталия Касаткина, мастер-классы живописи нефтью