«Аксиоматика традиционных ценностей в русской философии и культуре»: итоги круглого стола

Дата публикации:

В СПбГУ состоялось обсуждение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как ядра русской культуры. В рамках Круглого стола в дискуссии приняли участие ведущие ученые СПбГУ, специализирующиеся на русской философии и культуре, этике, конфликтологии.

Как отметил модератор круглого стола доцент СПбГУ Артем Сунами, многие из участников этой дискуссии задействованы в масштабном проекте «ДНК России». Обсуждение различного рода вопросов, связанных с формированием мировоззрения, поиском нового подхода в образовании и воспитании подрастающего поколения ведется уже давно. В соответствии с Указом Президента РФ в настоящее время запускается в учебный план первокурсников всех вузов страны новый учебный курс «Основы российской государственности».

В подготовке модулей этого курса активное участие принимают ученые и преподаватели СПбГУ. В университете уже состоялся круглый стол «Традиционные духовно-нравственные ценности: правовое измерение» (undefined ). Позже состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Философия и основы российской государственности: идейное содержание в современном высшем образовании», на которой ведущими экспертами-философами Северо-Западного региона России вырабатывались практические рекомендации к содержанию модулей лекций нового курса. Также обсуждались мировоззренческие основания российской государственности и место философии как науки в новой системе.

В развитие затронутых на Всероссийской конференции проблем проводилась новая дискуссия в Институте философии СПбГУ. Были представлены доклады:

  • «Традиционные ценности и прикладная этика» — доцент Вадим Перов
  • «Нравственные аспекты аксиоматики ценностей русской культуры» — доцент Елена Овчинникова
  • «Мировоззрение, идеология и идентичность» — профессор Евгений Маковецкий
  • «Конфликтология ценностей и вызовы цифровизации» — доцент Артем Сунами
  • «Аксиомы национальной традиции России» — профессор Алексей Соколов
  • «Условия возможности умозрения русскости» — профессор Евгений Соколов

Обсуждались вопросы традиционных ценностей с точки зрения прикладной этики – на что опираются традиционные ценности, каковы нравственные ориентиры, что относится к традиционным ценностям. Обратили внимание и на ретроспективу развития этики в ХХ веке в Советском Союзе - от полного отрицания, до осознания необходимости этики и открытия кафедр этики и эстетики в вузах в 1960х годах. Первая кафедра этики и эстетики появилась на философском факультете нашего университета, а через год такая же кафедра открылась в МГУ.

Рассматривали проблемы традиций с этической точки зрения; традиция – как некая форма поведения; универсальность традиции, без которой нет морали, также показывающие специфику русской культуры, русской традиции. Проблема традиций, проблема ценностей, соединяясь, дает сложную модель, которую предстоит еще раскрывать в курсе лекций.

Рассуждали о мировоззрении и различных формах проявления отношения разных людей к одним и тем же явлениям или поступкам. Мировоззрение не является идеологией, хотя на нее похожа; не является идентичностью; хранит память знания, как чего-то прецедентного; это поиск правды. Элементами мировоззрения являются: ценности, как идеальные сущности; принципы, как правила, побуждающие к действию в соответствии с ценностями; цель, как представление о конечном результате действия; смысл, как ценность, выбранная и осознанная личностью.

Выяснили, что этический взгляд на теорию ценностей немного отличается от взгляда конфликтологов. В конфликтологии более понятна проблема, возникающая при спорах за нечто материальное. В теории конфликта восприятие ценностей неоднозначно. Ценности могут деперсонализировать конфликт, сделать индивидуальный конфликт групповым. Ценности могут дерационализировать конфликт, создать почву для его трансформации в нереалистический, безатрибутивный, фальшивый, смещенный и т.д.

Коснулись терминов «аксиома» и «традиция». Аксиома известна из геометрии и означает то, что не вызывает сомнений в силу своей самоочевидности. Традиция лучше всего соответствует слову «обычай» — это некая фундаментальная форма жизни человека, как существа социального. Определялись с понятием «национальная традиция»: что включает в себя это понятие, каков главный принцип; что есть единство народа; что находится в основании обычая; постоянный поиск Россией своей укорененности; непрерывное, постоянное подвижничество и т.д.

В завершении дискуссии рассматривали что такое «русскость»: в чем она заключается, возможности фиксации русскости и ее выражения. Определяли какие термины можно использовать в лекциях. Поговорили об идее русского мира.

После всех докладов присутствовавшие на круглом столе студенты рассказали о современных студенческих отрядах, как одной из форм практики жизни. Также, ребята высказали мнение, что вводимые сейчас лекции ставят преподавателя в позицию наставника.

Еще один участник дискуссии – выпускник СПбГУ политолог Роман Портянский – считает, что к будущим лекциям можно относиться по-разному, но необходимо посеять зерно для будущего развития, дать студентам повод для размышления.

В завершении встречи все участники согласились с необходимостью и дальше обсуждать поднятые темы.

2023 18 04 1