Теоретический семинар кафедры философской антропологии СПбГУ

Дата публикации:

Теоретический семинар кафедры философской антропологии является открытой площадкой для обсуждения актуальных проблем и теоретических концепций в области философии человека. Тематика охватывает широкий спектр вопросов, связанных с человеком и его местом в обществе, истории, природе, философскими аспектами культуры, науки, технологий и искусства.

Встречи проводятся с целью поддержания научного диалога и обмена мнениями, получения обратной связи от коллег. В рамках семинара проходят выступления приглашенных специалистов, которые делятся результатами исследований и научным опытом. Семинар также направлен на развитие критического мышления, аналитических навыков и способности к научной дискуссии у студентов и аспирантов.

Семинар является важным элементом академической жизни кафедры философской антропологии, способствует ее развитию и укреплению научных связей с другими университетами и институтами.

Семинары 2022-2023 гг.:

В основе мероприятия — доклад Александра Львова на тему «Проект «вечной философии» в перспективе лингвоконцептуального анализа». Автор поставил задачу рассмотреть два основных критерия проекта классического проекта «вечной философии»: содержательный, связанный с систематизацией различных метафизических, этических и религиозных идей, и формальный, касающийся исследований истории понятий и идей.

Основные выводы: Используя в качестве формального критерия лингво-концептуальный анализ, philosophia perennis как «вечную философию» интерпретируется в том смысле, что принципы выработки концептов различных культур носят универсальный характер. Следовательно, можно выстроить работу по поиску Ur-Konzept’а, к которому можно генеалогически возводить концепты, существующие ныне в различных культурах, или выявлять обстоятельства и условия, в соответствии с которыми такая генеалогия невозможна.

Проект «вечной философии» разворачивается не в аспекте систематизации или каталогизации наиболее ценных идей всех времен и народов, а в изучении механизмов выработки и оформления концептов различных философских культур.


С основным докладом выступила Екатерина Ананьева, охарактеризовав процесс своеобразного методологического поворота в теории понимания, который связан с вхождением в каноны герменевтики различения романтической предыстории хайдеггеровской и послехайдеггеровской истории. В согласии с известными аргументами Гуссерля в пользу феноменологии как строгой науки, психологизм, в том числе и психологизм школы Дильтея, представляется ложной и подлежащей критике предпосылкой интерпретации. Известные аргументы в защиту этого канона философской герменевтики предложены Гадамером, и со времен выхода в свет «Истины и метода» воспроизводятся со ссылкой на этот классический текст. Менее известны широкой публике возражения оппонентов на гипотезу Гадамера, споры по поводу «субъективации» герменевтики в кантовской традиции, прежде всего у Шлейермахера. В сообщении предполагается обратиться к этой полемике и поставить под сомнение характеристику герменевтического подхода Шлейермахера в духе критики «психологизма». Представляется также, что эта выразительная характеристика, высказанная Гадамером в адрес теоретических предшественников, позволяет открыть внутреннюю логику эволюции взглядов самого Гадамера.


В центре работы семинара — обсуждение рабочей программы учебной дисциплины «Антропологические и герменевтические основания коммуникации», автор — Екатерина Ананьева. Программа «Антропологические и герменевтические основания коммуникации» нацелена на формирование у преподавателей высших учебных заведений практических навыков и компетенций выявления и анализа антропологических сюжетов в современном гуманитарном знании и использования концептуального аппарата философской антропологии в качестве методологического основания исследования. Представленный в программе материал позволяет связать методическую рефлексию по поводу границ и эвристического потенциала антропологических исследований с популярными в гуманитарном и философском знании представлением о коммуникации как смысловом центре современного философствования (концепция коммуникативного разума, этика дискурса, аналитика коммуникативных процессов в социальной философии и культурологи). Программа ориентирована на ознакомление слушателей с кругом актуальных проблем современной коммуникативной теории, нацелена на формирование на основе этого знакомства практических навыков научной аргументации и сформировать готовность к постоянному повышению научно-теоретического уровня своей квалификации, к поиску информации о передовых научных достижениях в области философской антропологии, теории коммуникации и интерпретации, к овладению способами организации эффективной самостоятельной научно-исследовательской работы. В процессе изучения обучающиеся должны научиться на практике применять методы, предложенные в современных коммуникативных подходах, к актуальным проблемам гуманитарных наук и преподавания в высшей школе и уметь определять и анализировать этико-антропологические аспекты различных культурно-социальных явлений.


Нина Щербак, доцент кафедры английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ выступила с результатами исследования длительной истории развития герменевтики.

Постструктуралистский взгляд на теорию знака позволил кардинальным образом изменить представлении о природе текста. Исследователи вводят ряд концептов, которые позволяют взглянуть на особенности текста по-новому. «Повторяемость» знака дает возможность отойти от более традиционного взгляда на «репрезентативную функцию языка». Введение новых концептов (таких, как молчание, осцилляция, сжатие (концепты метамодернизма), слипание (Делез), различие и повторение (Делез), «шизоанализ» (Делез) дают возможность исследовать неограниченный потенциал любого текста для генерации новых значений. Психоаналитическая составляющая (Лакан) дает возможность развить идею «следа» знака, рассмотреть сферу действия травм в процессе построения реальности. Предположительно, дает возможность реконструировать (концепт метамодерна), то есть создавать «новый» мир на месте старого (в терминологии Лакана на месте следа ставить означающее, и давать ему новое значение). Исследования философских концептов (мультипликация, аккумуляция, маленький взрыв, формы с окнами), применяемых в процессе создания новой музыки (Шаррино, Штокхаузен) дает возможность исследовать текстовое пространство и с точки зрения иконических особенностей языкового знака.


В центре работы семинара — обсуждение выступления Эмилиано Меттини, заведующего кафедрой гуманитарных наук Международного факультета РНИМУ (онлайн).

В условиях современного общества необходимо объединить науки в новый холистический проект, где каждая смогла бы изучать человека в предлагаемых нами ипостасях так, чтобы каждое выражение телесности и духовности человека находились в диалектическом соотношении. Насущным является вопрос об использовании философии в качестве метанауки (оперирование понятийно-категориальными аппаратом), которая позволяет преодолеть крайности каждой науки, и сосредоточиться на человеке, как действующем субъектом, чьи клетки пронизаны мировоззренческими установками, религиозными убеждениями, желаниями и т.д., что требует особого внимания, как и сущности человека, так и его существования.

Философская антропология имеет как методологическое значение для целого ряда специальных наук о человеке, которые сейчас активно разрабатываются – биоэтика, экотеология, биомедицина и др., так и конкретное приложение к социальным и моральным, душевным и телесным практикам осмысления человека и социума в рамках медико-гуманитарного образования.

Метки: Кафедра философской антропологии