Кадровый резерв
- О формировании кадрового резерва Института философии
Ежемесячный теоретический семинар для обучающихся СПбГУ.
Общая тема семинаров является животрепещущей и важной для понимания современного политического контекста мировой истории. Коллизии противостояния России и Запада рассматривались выдающимися русскими мыслителями и писателями. Чтение из работ является неотложной задачей нашего времени.
Ведущий семинара: профессор кафедры философской антропологии д.филос.н. В.М. Камнев.
Семинары весеннего семестра 2022-2023 учебного года были посвящены книге Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» (1869), в которой автор рассматривает историю как развитие ‘культурно-исторических типов’ (цивилизаций). Ход истории – это смена вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Россия, по мысли Данилевского, образует новый культурно-исторический тип, совершенно отличный от Европы и который должен проявиться в скором времени. Позиция Данилевского во многом схожа с идеями славянофилов.
Программа семинаров осеннего семестра 2023-2024 учебного года:
Цикл научно-исследовательских семинаров кафедры философской антропологии Института философии СПбГУ.
Актуальность данной серии семинаров определяется как общими тенденциями мирового развития человечества, так и последними событиями, связанными с обострением ценностных конфликтов между различными культурными регионами, а на фоне процессов глобализации разворачиваются процессы локализации. Современная философия активно изучает малые миры, используя герменевтическую, феноменологическую, сравнительно-концептуальную, а также структуралистскую и постструктуралистскую методологию, детальному анализу потенциала которых будет посвящён первый семинар.
Ведущие семинара: старший преподаватель кафедры философской антропологии к.филос.н. Мараев В.Н., магистр культурологии Дьяченко Н.А.
07 апреля 2023 г. — вводный семинар цикла «Современные философские проблемы антропологии малого мира» был посвящён следующим вопросам:
На втором семинаре «Малый мир: между экспансией внешнего мира и распадом сообщества» 14 апреля были рассмотрены темы:
21 апреля в ходе третьего семинара «Малый мир: между экспансией внешнего мира и распадом сообщества» особенности «малого мира» были обсуждены на примере телесериала Д. Линча «Твин Пикс» (первый и второй сезоны). Участники изучили роль ландшафта, телесности, двойничества, магических практик, нормы и адаптации в рамках малого мира.
На четвёртом семинаре 28 апреля были рассмотрены проблемы мифологии, нарратива малого мира и культурного наследования в нём, сходства между малым миром и миром детства, а также малого мира как потенциальной сферы междисциплинарного исследования. Обсуждены перспективы изучения темы малого мира и подведены итоги предыдущих дискуссий.
Научно-практический семинар кафедры философской антропологии Института философии СПбГУ.
Координатор проекта: Дмитрий Андреевич Ярочкин, аспирант СПбГУ.
Проект существует при поддержке муниципального центра молодежи "Охта" (Санкт-Петербург) и осуществляет свою деятельность в рамках малого научного мероприятия.
Участники проекта рассматривают цифровую философию по тематическим направлениям:
Постоянно действующий с 2022 года проект направлен на взаимное обогащение представителей гуманитарных и технических наук. На семинарах рассматриваются как программирование, так и антропология современного человека, которая неразрывна связана с развитием цифровых технологий.
Изучение философии развивает аналитическую, критическую и логическую строгость, применяемую в широком спектре чрезвычайно ценных навыков: анализ и систематизация разнообразной информации, понимание различных точек зрения, аргументация, представление возможностей и обдумывание их последствий. Философия расширяет кругозор, рассматривая широкий спектр идей по таким фундаментальным вопросам, как пределы знания, природа реальности и наше место в ней, а также основы морали.
Цифровые технологии, в свою очередь, полезны философам в дополнение к традиционными философскими методами, в частности, помогая создавать компьютерные модели соответствующих явлений, а также для проведении мета-исследований в области современной цифровой реальности.
Проект соединяет эти столь разноплановые, но полезные друг другу ипостаси современного человека.
На семинаре рассмотривалась мировая практика цифровой гуманитаристики. Освещена перспектива и возможность использования ее методов в философии. Было предложено создать рабочую группу по развитию концепта цифровых технологий в философии.
Сформулированы основные направления работы Лаборатории:
Состоялся практический семинар со следующей программой:
В рамках семинара обсуждалось использование в науке автоматических генераторов текстов на основе нейросетей. Мероприятие прошло успешно, и присутствующие ученые и исследователи активно участвовали в обсуждении.
Подробнее
В ходе мастер-класса на практике применения нейронной сети ChatGPT участники оценили ее возможности в таких аспектах, как генерация идей, построение планов исследования и обзора источников, проверка ошибок и т.п. Высказано предложение по разработке сборника методических рекомендации по использованию ChatGPT в гуманитарных исследованиях
Более подробная информация, список действующих проектов и полезные материалы на сайте: digital-philosophy.ru
В рамках семинара были рассмотрены аспекты образа воина как культурного героя в советских играх, осуществлено сравнение с западным вариантом. Были обсуждены перспективы развития отрасли и продемонстрирована философская значимость игры. С сообщением выступил магистр культурологии СПБГУ Даниил Бадаев.
Темой семинара стала проблема применения искусственного интеллекта в играх в их сравнении с академическим миром. Были рассмотрены варианты реализации искусственного интеллекта, их преимущества и недостатки. С докладом выступил магистр культурологии СПБГУ Даниил Бадаев.
Центральным выступлением мероприятия стал доклад междисциплинарного художника Евгении Тарасовой, посвященный современным технологиям в искусстве. Был рассмотрен проект совместного творческого перфоманса на основе дата арт и активистской сонификации.
На семинаре была рассмотрена философия менеджмента AGILE и SCRUM, опыт ее внедрения в современных компаниях.
Дмитрий Ярочкин, аспирант Института философии СПбГУ, выступил с лекцией по материалам своей диссертации “Музыкальная инструменталистика как антропотехника на базе материалов культуры народов Севера”. Доклад касался части диссертации, посвященной музыкальной сонификации как средства художественной выразительности и социального активизма.
Лекция дала теоретическую основу для работы одной из проектных групп воркшопа.
Теоретический семинар кафедры философской антропологии является открытой площадкой для обсуждения актуальных проблем и теоретических концепций в области философии человека. Тематика охватывает широкий спектр вопросов, связанных с человеком и его местом в обществе, истории, природе, философскими аспектами культуры, науки, технологий и искусства.
Встречи проводятся с целью поддержания научного диалога и обмена мнениями, получения обратной связи от коллег. В рамках семинара проходят выступления приглашенных специалистов, которые делятся результатами исследований и научным опытом. Семинар также направлен на развитие критического мышления, аналитических навыков и способности к научной дискуссии у студентов и аспирантов.
Семинар является важным элементом академической жизни кафедры философской антропологии, способствует ее развитию и укреплению научных связей с другими университетами и институтами.
В основе мероприятия — доклад Александра Львова на тему «Проект «вечной философии» в перспективе лингвоконцептуального анализа». Автор поставил задачу рассмотреть два основных критерия проекта классического проекта «вечной философии»: содержательный, связанный с систематизацией различных метафизических, этических и религиозных идей, и формальный, касающийся исследований истории понятий и идей.
Основные выводы: Используя в качестве формального критерия лингво-концептуальный анализ, philosophia perennis как «вечную философию» интерпретируется в том смысле, что принципы выработки концептов различных культур носят универсальный характер. Следовательно, можно выстроить работу по поиску Ur-Konzept’а, к которому можно генеалогически возводить концепты, существующие ныне в различных культурах, или выявлять обстоятельства и условия, в соответствии с которыми такая генеалогия невозможна.
Проект «вечной философии» разворачивается не в аспекте систематизации или каталогизации наиболее ценных идей всех времен и народов, а в изучении механизмов выработки и оформления концептов различных философских культур.
С основным докладом выступила Екатерина Ананьева, охарактеризовав процесс своеобразного методологического поворота в теории понимания, который связан с вхождением в каноны герменевтики различения романтической предыстории хайдеггеровской и послехайдеггеровской истории. В согласии с известными аргументами Гуссерля в пользу феноменологии как строгой науки, психологизм, в том числе и психологизм школы Дильтея, представляется ложной и подлежащей критике предпосылкой интерпретации. Известные аргументы в защиту этого канона философской герменевтики предложены Гадамером, и со времен выхода в свет «Истины и метода» воспроизводятся со ссылкой на этот классический текст. Менее известны широкой публике возражения оппонентов на гипотезу Гадамера, споры по поводу «субъективации» герменевтики в кантовской традиции, прежде всего у Шлейермахера. В сообщении предполагается обратиться к этой полемике и поставить под сомнение характеристику герменевтического подхода Шлейермахера в духе критики «психологизма». Представляется также, что эта выразительная характеристика, высказанная Гадамером в адрес теоретических предшественников, позволяет открыть внутреннюю логику эволюции взглядов самого Гадамера.
В центре работы семинара — обсуждение рабочей программы учебной дисциплины «Антропологические и герменевтические основания коммуникации», автор — Екатерина Ананьева. Программа «Антропологические и герменевтические основания коммуникации» нацелена на формирование у преподавателей высших учебных заведений практических навыков и компетенций выявления и анализа антропологических сюжетов в современном гуманитарном знании и использования концептуального аппарата философской антропологии в качестве методологического основания исследования. Представленный в программе материал позволяет связать методическую рефлексию по поводу границ и эвристического потенциала антропологических исследований с популярными в гуманитарном и философском знании представлением о коммуникации как смысловом центре современного философствования (концепция коммуникативного разума, этика дискурса, аналитика коммуникативных процессов в социальной философии и культурологи). Программа ориентирована на ознакомление слушателей с кругом актуальных проблем современной коммуникативной теории, нацелена на формирование на основе этого знакомства практических навыков научной аргументации и сформировать готовность к постоянному повышению научно-теоретического уровня своей квалификации, к поиску информации о передовых научных достижениях в области философской антропологии, теории коммуникации и интерпретации, к овладению способами организации эффективной самостоятельной научно-исследовательской работы. В процессе изучения обучающиеся должны научиться на практике применять методы, предложенные в современных коммуникативных подходах, к актуальным проблемам гуманитарных наук и преподавания в высшей школе и уметь определять и анализировать этико-антропологические аспекты различных культурно-социальных явлений.
Нина Щербак, доцент кафедры английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ выступила с результатами исследования длительной истории развития герменевтики.
Постструктуралистский взгляд на теорию знака позволил кардинальным образом изменить представлении о природе текста. Исследователи вводят ряд концептов, которые позволяют взглянуть на особенности текста по-новому. «Повторяемость» знака дает возможность отойти от более традиционного взгляда на «репрезентативную функцию языка». Введение новых концептов (таких, как молчание, осцилляция, сжатие (концепты метамодернизма), слипание (Делез), различие и повторение (Делез), «шизоанализ» (Делез) дают возможность исследовать неограниченный потенциал любого текста для генерации новых значений. Психоаналитическая составляющая (Лакан) дает возможность развить идею «следа» знака, рассмотреть сферу действия травм в процессе построения реальности. Предположительно, дает возможность реконструировать (концепт метамодерна), то есть создавать «новый» мир на месте старого (в терминологии Лакана на месте следа ставить означающее, и давать ему новое значение). Исследования философских концептов (мультипликация, аккумуляция, маленький взрыв, формы с окнами), применяемых в процессе создания новой музыки (Шаррино, Штокхаузен) дает возможность исследовать текстовое пространство и с точки зрения иконических особенностей языкового знака.
В центре работы семинара — обсуждение выступления Эмилиано Меттини, заведующего кафедрой гуманитарных наук Международного факультета РНИМУ (онлайн).
В условиях современного общества необходимо объединить науки в новый холистический проект, где каждая смогла бы изучать человека в предлагаемых нами ипостасях так, чтобы каждое выражение телесности и духовности человека находились в диалектическом соотношении. Насущным является вопрос об использовании философии в качестве метанауки (оперирование понятийно-категориальными аппаратом), которая позволяет преодолеть крайности каждой науки, и сосредоточиться на человеке, как действующем субъектом, чьи клетки пронизаны мировоззренческими установками, религиозными убеждениями, желаниями и т.д., что требует особого внимания, как и сущности человека, так и его существования.
Философская антропология имеет как методологическое значение для целого ряда специальных наук о человеке, которые сейчас активно разрабатываются – биоэтика, экотеология, биомедицина и др., так и конкретное приложение к социальным и моральным, душевным и телесным практикам осмысления человека и социума в рамках медико-гуманитарного образования.