Бирюкова Марина Валерьевна

доктор культурологии, кандидат искусствоведения, доцент Кафедры музейного дела и охраны памятников

эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Личный профиль в системе Pure СПбГУ


В 1986 году закончила Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова, живописное отделение. В 1986 г. поступила на исторический факультет Ленинградского государственного университета на вечернее отделение, закончила университет в 1991 году. Во время обучения работала в Государственном Эрмитаже.
В 2005 году поступила в аспирантуру Российского института истории искусств, где в 2008 году под руководством профессора И.Д. Чечота защитила кандидатскую диссертацию «Проблема куратора как автора художественно-эстетической концепции: Харальд Зееман и Документа5 1972 г.» по специальности 17.00.09 – история и теория искусства.
С 2006 года по 2022 год работала в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна» на кафедре истории и теории искусства.
В 2018 году защитила докторскую диссертацию «Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры» по специальности 24.00.01 – теория и история культуры, научный консультант проф. А.С. Дриккер.
С 2008 года по настоящее время работает на кафедре музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета.

Сфера научных интересов:

Современное искусство; история выставок; теория и история кураторства; эстетика; философия музея; музейное дело; виртуальные музеи; история художественных аукционов.

Основные научные публикации:

  1. Бирюкова М.В. Философия кураторства. СПб: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2018. 320 с.
  2. Бирюкова М.В. К определению кураторства. Музей. Памятник. Наследие. 2021, 2, (10), с. 15-26.
  3. Бирюкова М.В. Символика музея в институциональной теории и кураторских проектах // Раздел 8. Музей: коллекции, экспозиции, кураторские практики. Сборник материалов международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства IX», СПбГУ, 2021, с. 810-818.
  4. Бирюкова М., Максимова Л. Аспекты мимесиса в перформативных художественных практиках / Перформанс: новые формы присутствия. Материалы международного симпозиума, Санкт-Петербург, 1-2 июня 2017 г. Институт имени И.Е. Репина при Российской Академии художеств. СПб: 2018, С. 92-98.
  5. Biryukova, Marina. Bazon Brock's Visitors’ School on Documenta in Kassel: Training for Reception of Contemporary Art // International Journal of Art and Design Education, 38(1), 2019, рр. 207-223.
  6. Biryukova, Marina. Modern and Contemporary Art in the Russian Museum Context // Muzeologia a Kulturne Dedicstvo. 2020, V.8 (3), pр. 63-74.
  7. Biryukova, Marina, Dolák, Jan. Qualities of Diegesis in Conceptual Curatorial Projects. // Journal of Science and Technology of the Arts. V. 12(3), 2020, pр. 116-128.
  8. Biryukova, Marina. The Current State of Culture in Russia as Reflected in the Art, Museum, Exhibition Sphere. // C. Fillis (Ed) A Closer Look at Russia and its Influence in the World. New York: Nova Science Publishing, 2019, pp. 157-174.
  9. Biryukova, Marina; Nikonova, Antonina. The Idea of Museum in Contemporary Curatorial Projects // Muzeologia a Kulturne Dedicstvo, 6, № 2, 2018, рр. 31-44.
  10. Biryukova М. Reconsidering Manifesta 10: Big Exhibition Project as Narrative // Journal of Science and Technology of the Arts. 2017. Vol. 9, № 1. P. 17-27.
  11. Бирюкова М.В. Музейный экфрасис в русской прозе ХХ века // Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae, 2017. T. 62, № 1. С. 143–159.
  12. Biryukova М., Gaevskaya Е., Nikonova А., Tsvetaeva М. Interdisciplinary Aspects of Digital Preservation of Cultural Heritage in Russia // European Journal of Science and Theology, 2017. Vol. 13, № 3. P. 137-147.
  13. Biryukova М., Nikonova А. The Role of Digital Technologies in the Preservation of Cultural Heritage // Muzeológia a kultúrne dedičstvo, 2017. Vol. 5, № 1. P. 169-173.
  14. Biryukova M. Ludic Aspects in Russian Religious-Philosophical Literature at the Turn of the 20th Century // Russian Literature, 2017. Vol. 90. P. 45-82.
  15. Biryukova M., Nikonova A. The Museum Communication: Between an Object and a Visitor // Advances in Sociology Research (Ed. Jared A. Jaworski), V. 28, New-York: Nova Science Publishing, 2019, Р. 71-92.
  16. Biryukova M., Nikonova A. Art Therapy in St. Petersburg’s Museums // Indian Journal of Social Work, 2015. Vol. 76(2), № 2. P. 291-304.
  17. Biryukova M. Reconsidering the Exhibition ‘When Attitudes Become Form’ curated by Harald Szeemann: Form Versus Anti-form in Contemporary Art // Journal of Aesthetics and Culture. Vol. 9. № 1. 2017. P. 52-64.

Участие в научных мероприятиях:

  1. Доклад на пленарном заседании международной конференции «XIII Кагановские чтения. Коммуникативные стратегии в современной художественной культуре» - «Кураторство как ответ на конфронтацию формы и идеи в современном искусстве», Институт философии СПбГУ, 17.05.2019.
  2. Доклад на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Кураторские практики и стратегии профессиональной подготовки в современном искусствоведении» -«Куратор и зритель как автор и адресат: опыт коммуникации и культурной медиации в «Школе для посетителей» Базона Брока», СПбГУ, Факультет свободных наук и искусств, 22.10.2019.
  3. Доклад на международной научной конференции «Стратегии и репутации музеев» в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума – «Идея музея в современных кураторских проектах», Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 15.11.2019.
  4. Доклад на пленарном заседании «Подлинник vs воспроизведение: парафразы старых мастеров Фрэнсиса Бэкона в музейных выставочных проектах» - Международный круглый стол «Философия музея: от герменевтики к эвристике музейного предмета», 26-28 апреля 2018 г., Институт Философии СПбГУ, Дом ученых РАН.
  5. Доклад на международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства IX», СПбГУ, 2021 «Символика музея в институциональной теории и кураторских проектах» // Раздел 8. Музей: коллекции, экспозиции, кураторские практики, 30.10.2020.

Участие в научных проектах:

  • РГНФ «Феномен медиа в практике художественных выставок» № 15-04-00400a, 2015-2018 - исполнитель.
  • РФФИ: Издание научного труда «Философия кураторства», проект № 18-112-00097, 2017 – 2018 – руководитель.

Основные учебные курсы:

  • «Современный выставочный процесс и кураторские проекты»;
  • «Репрезентация культуры и искусства ХХ века в выставочной деятельности»;
  • «Негосударственные музеи и вопросы коллекционирования»;
  • «История аукционной деятельности» (на англ. языке);
  • «Современная выставочная деятельность»; «Научно-исследовательская деятельность»;
  • «История русского искусства XIX – начала XX века»;
  • «История западноевропейского искусства с древности до XV века»;
  • «История зарубежного искусства с XVI до XIX века».

Дополнительная информация:

  • член редакционной коллегии научного рецензируемого журнала «Музей. Памятник. Наследие»
  • член редакционной коллегии научного рецензируемого журнала «Международный журнал исследований культуры»
  • Член СПб отделения Союза художников России с 2013 года, секция искусствоведения
  • Эксперт РАН