Россия и Запад в русской религиозной философии XIX–начала XX вв.

Ежемесячный теоретический семинар для обучающихся СПбГУ.

Общая тема семинаров является животрепещущей и важной для понимания современного политического контекста мировой истории. Коллизии противостояния России и Запада рассматривались выдающимися русскими мыслителями и писателями. Чтение из работ является неотложной задачей нашего времени.
Ведущий семинара: профессор кафедры философской антропологии д.филос.н. В.М. Камнев.

Мероприятия 2023 года:

Семинары весеннего семестра 2022-2023 учебного года были посвящены книге Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» (1869), в которой автор рассматривает историю как развитие ‘культурно-исторических типов’ (цивилизаций). Ход истории – это смена вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Россия, по мысли Данилевского, образует новый культурно-исторический тип, совершенно отличный от Европы и который должен проявиться в скором времени. Позиция Данилевского во многом схожа с идеями славянофилов.

Программа семинаров осеннего семестра 2023-2024 учебного года:

  • «Историософия К.Н.Леонтьева»
  • «Россия и Запад. Ф.М.Достоевский»

Современные философские вопросы антропологии малого мира

Цикл научно-исследовательских семинаров кафедры философской антропологии Института философии СПбГУ.

Актуальность данной серии семинаров определяется как общими тенденциями мирового развития человечества, так и последними событиями, связанными с обострением ценностных конфликтов между различными культурными регионами, а на фоне процессов глобализации разворачиваются процессы локализации. Современная философия активно изучает малые миры, используя герменевтическую, феноменологическую, сравнительно-концептуальную, а также структуралистскую и постструктуралистскую методологию, детальному анализу потенциала которых будет посвящён первый семинар.
Ведущие семинара: старший преподаватель кафедры философской антропологии к.филос.н. Мараев В.Н., магистр культурологии Дьяченко Н.А.

Мероприятия 2023 года:

07 апреля 2023 г. — вводный семинар цикла «Современные философские проблемы антропологии малого мира» был посвящён следующим вопросам:

  • Как можно определить малый мир? Отличия от традиционной общины и городских сообществ..
  • Что общего между сериалом «Твин Пикс» Дэвида Линча, романами Габриэля Гарсиа Маркеса, рассказами Джованнино Гуарески и чем они интересны с точки зрения антропологии?
  • Подход каких исследователей наиболее продуктивен при изучении «малого мира»?

На втором семинаре «Малый мир: между экспансией внешнего мира и распадом сообщества» 14 апреля были рассмотрены темы:

  • конституирующие факторы малого мира
  • стратегии и сценарии коммуникации и изоляции
  • место насилия и зла в малом мире (обсуждение тезисов из работы Рене Жирара «Насилие и священное» применительно к концепции малого мира)

21 апреля в ходе третьего семинара «Малый мир: между экспансией внешнего мира и распадом сообщества» особенности «малого мира» были обсуждены на примере телесериала Д. Линча «Твин Пикс» (первый и второй сезоны). Участники изучили роль ландшафта, телесности, двойничества, магических практик, нормы и адаптации в рамках малого мира.

На четвёртом семинаре 28 апреля были рассмотрены проблемы мифологии, нарратива малого мира и культурного наследования в нём, сходства между малым миром и миром детства, а также малого мира как потенциальной сферы междисциплинарного исследования. Обсуждены перспективы изучения темы малого мира и подведены итоги предыдущих дискуссий.


«Лаборатория цифровой философии»

Научно-практический семинар кафедры философской антропологии Института философии СПбГУ.
Координатор проекта: Дмитрий Андреевич Ярочкин, аспирант СПбГУ.

Проект существует при поддержке муниципального центра молодежи "Охта" (Санкт-Петербург) и осуществляет свою деятельность в рамках малого научного мероприятия.

Участники проекта рассматривают цифровую философию по тематическим направлениям:

  • Вопросы, которые задают философам представители цифровых технологий.
  • Статус традиционных философских вопросов в свете современных технологий.
  • Разработка цифровых инструментов для занятия философией.

Постоянно действующий с 2022 года проект направлен на взаимное обогащение представителей гуманитарных и технических наук. На семинарах рассматриваются как программирование, так и антропология современного человека, которая неразрывна связана с развитием цифровых технологий.

Изучение философии развивает аналитическую, критическую и логическую строгость, применяемую в широком спектре чрезвычайно ценных навыков: анализ и систематизация разнообразной информации, понимание различных точек зрения, аргументация, представление возможностей и обдумывание их последствий. Философия расширяет кругозор, рассматривая широкий спектр идей по таким фундаментальным вопросам, как пределы знания, природа реальности и наше место в ней, а также основы морали.

Цифровые технологии, в свою очередь, полезны философам в дополнение к традиционными философскими методами, в частности, помогая создавать компьютерные модели соответствующих явлений, а также для проведении мета-исследований в области современной цифровой реальности.

Проект соединяет эти столь разноплановые, но полезные друг другу ипостаси современного человека.

Мероприятия 2022-2023 гг.:

22.06.2022 — Практика применения цифровых технологий в философских исследованиях. Возможность и перспективы создания рабочей группы.

На семинаре рассмотривалась мировая практика цифровой гуманитаристики. Освещена перспектива и возможность использования ее методов в философии. Было предложено создать рабочую группу по развитию концепта цифровых технологий в философии.

Сформулированы основные направления работы Лаборатории:

  • Выявление вопросов, которые задают философам разработчики цифровых технологий.
  • Определение статуса традиционных философских вопросов в свете технологий.
  • Разработка цифровых инструментов для комфортного занятия философией.

07.07.2022 — Второе заседание рабочей группы Цифровой Философии.

Состоялся практический семинар со следующей программой:

  • проект сайта о современной философии
  • вопросы, связанные с CSS, HTML, JS, SEO будущего сайта, технологий, на которых будет сделан сайт
  • доклад «Цифровые технологии и философия времени»
  • Проект «Цифровая философия»

17.05.2023 — Научно-исследовательский семинар «ChatGPT напишет курсовую?».

В рамках семинара обсуждалось использование в науке автоматических генераторов текстов на основе нейросетей. Мероприятие прошло успешно, и присутствующие ученые и исследователи активно участвовали в обсуждении.

Подробнее


05.06.2023. Второй научно-исследовательский семинар по ChatGPT и его применению в научных исследованиях

В ходе мастер-класса на практике применения нейронной сети ChatGPT участники оценили ее возможности в таких аспектах, как генерация идей, построение планов исследования и обзора источников, проверка ошибок и т.п. Высказано предложение по разработке сборника методических рекомендации по использованию ChatGPT в гуманитарных исследованиях


Более подробная информация, список действующих проектов и полезные материалы на сайте: digital-philosophy.ru

16.04.2023 — Лекционная встреча «Образ Воина в компьютерных играх с советской эстетикой» («Охта»)

В рамках семинара были рассмотрены аспекты образа воина как культурного героя в советских играх, осуществлено сравнение с западным вариантом. Были обсуждены перспективы развития отрасли и продемонстрирована философская значимость игры. С сообщением выступил магистр культурологии СПБГУ Даниил Бадаев.


20.05.2023 — Встреча "Как я перестал беспокоиться и полюбил Искусственный Интеллект: Ex Simulator. Предел игрового интеллекта» («Охта»)

Темой семинара стала проблема применения искусственного интеллекта в играх в их сравнении с академическим миром. Были рассмотрены варианты реализации искусственного интеллекта, их преимущества и недостатки. С докладом выступил магистр культурологии СПБГУ Даниил Бадаев.


31.03.2023 — Лекция  на тему технологий в современном искусстве («Охта»)

Центральным выступлением мероприятия стал доклад междисциплинарного художника Евгении Тарасовой, посвященный современным технологиям в искусстве. Был рассмотрен проект совместного творческого перфоманса на основе дата арт и активистской сонификации.


22.04.2023 — Мастер-класс по системам управления проектами и временем в программировании («Охта»)

На семинаре была рассмотрена философия менеджмента AGILE и SCRUM, опыт ее внедрения в современных компаниях.


24-26.10.2022 — трёхдневный воркшоп «Наука – Творчество» (ЛЭТИ)

Дмитрий Ярочкин, аспирант Института философии СПбГУ, выступил с лекцией по материалам своей диссертации “Музыкальная инструменталистика как антропотехника на базе материалов культуры народов Севера”. Доклад касался части диссертации, посвященной музыкальной сонификации как средства художественной выразительности и социального активизма.

Лекция дала теоретическую основу для работы одной из проектных групп воркшопа.

Теоретический семинар кафедры философской антропологии СПбГУ

Теоретический семинар кафедры философской антропологии является открытой площадкой для обсуждения актуальных проблем и теоретических концепций в области философии человека. Тематика охватывает широкий спектр вопросов, связанных с человеком и его местом в обществе, истории, природе, философскими аспектами культуры, науки, технологий и искусства.

Встречи проводятся с целью поддержания научного диалога и обмена мнениями, получения обратной связи от коллег. В рамках семинара проходят выступления приглашенных специалистов, которые делятся результатами исследований и научным опытом. Семинар также направлен на развитие критического мышления, аналитических навыков и способности к научной дискуссии у студентов и аспирантов.

Семинар является важным элементом академической жизни кафедры философской антропологии, способствует ее развитию и укреплению научных связей с другими университетами и институтами.

Семинары 2022-2023 гг.:

В основе мероприятия — доклад Александра Львова на тему «Проект «вечной философии» в перспективе лингвоконцептуального анализа». Автор поставил задачу рассмотреть два основных критерия проекта классического проекта «вечной философии»: содержательный, связанный с систематизацией различных метафизических, этических и религиозных идей, и формальный, касающийся исследований истории понятий и идей.

Основные выводы: Используя в качестве формального критерия лингво-концептуальный анализ, philosophia perennis как «вечную философию» интерпретируется в том смысле, что принципы выработки концептов различных культур носят универсальный характер. Следовательно, можно выстроить работу по поиску Ur-Konzept’а, к которому можно генеалогически возводить концепты, существующие ныне в различных культурах, или выявлять обстоятельства и условия, в соответствии с которыми такая генеалогия невозможна.

Проект «вечной философии» разворачивается не в аспекте систематизации или каталогизации наиболее ценных идей всех времен и народов, а в изучении механизмов выработки и оформления концептов различных философских культур.


С основным докладом выступила Екатерина Ананьева, охарактеризовав процесс своеобразного методологического поворота в теории понимания, который связан с вхождением в каноны герменевтики различения романтической предыстории хайдеггеровской и послехайдеггеровской истории. В согласии с известными аргументами Гуссерля в пользу феноменологии как строгой науки, психологизм, в том числе и психологизм школы Дильтея, представляется ложной и подлежащей критике предпосылкой интерпретации. Известные аргументы в защиту этого канона философской герменевтики предложены Гадамером, и со времен выхода в свет «Истины и метода» воспроизводятся со ссылкой на этот классический текст. Менее известны широкой публике возражения оппонентов на гипотезу Гадамера, споры по поводу «субъективации» герменевтики в кантовской традиции, прежде всего у Шлейермахера. В сообщении предполагается обратиться к этой полемике и поставить под сомнение характеристику герменевтического подхода Шлейермахера в духе критики «психологизма». Представляется также, что эта выразительная характеристика, высказанная Гадамером в адрес теоретических предшественников, позволяет открыть внутреннюю логику эволюции взглядов самого Гадамера.


В центре работы семинара — обсуждение рабочей программы учебной дисциплины «Антропологические и герменевтические основания коммуникации», автор — Екатерина Ананьева. Программа «Антропологические и герменевтические основания коммуникации» нацелена на формирование у преподавателей высших учебных заведений практических навыков и компетенций выявления и анализа антропологических сюжетов в современном гуманитарном знании и использования концептуального аппарата философской антропологии в качестве методологического основания исследования. Представленный в программе материал позволяет связать методическую рефлексию по поводу границ и эвристического потенциала антропологических исследований с популярными в гуманитарном и философском знании представлением о коммуникации как смысловом центре современного философствования (концепция коммуникативного разума, этика дискурса, аналитика коммуникативных процессов в социальной философии и культурологи). Программа ориентирована на ознакомление слушателей с кругом актуальных проблем современной коммуникативной теории, нацелена на формирование на основе этого знакомства практических навыков научной аргументации и сформировать готовность к постоянному повышению научно-теоретического уровня своей квалификации, к поиску информации о передовых научных достижениях в области философской антропологии, теории коммуникации и интерпретации, к овладению способами организации эффективной самостоятельной научно-исследовательской работы. В процессе изучения обучающиеся должны научиться на практике применять методы, предложенные в современных коммуникативных подходах, к актуальным проблемам гуманитарных наук и преподавания в высшей школе и уметь определять и анализировать этико-антропологические аспекты различных культурно-социальных явлений.


Нина Щербак, доцент кафедры английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ выступила с результатами исследования длительной истории развития герменевтики.

Постструктуралистский взгляд на теорию знака позволил кардинальным образом изменить представлении о природе текста. Исследователи вводят ряд концептов, которые позволяют взглянуть на особенности текста по-новому. «Повторяемость» знака дает возможность отойти от более традиционного взгляда на «репрезентативную функцию языка». Введение новых концептов (таких, как молчание, осцилляция, сжатие (концепты метамодернизма), слипание (Делез), различие и повторение (Делез), «шизоанализ» (Делез) дают возможность исследовать неограниченный потенциал любого текста для генерации новых значений. Психоаналитическая составляющая (Лакан) дает возможность развить идею «следа» знака, рассмотреть сферу действия травм в процессе построения реальности. Предположительно, дает возможность реконструировать (концепт метамодерна), то есть создавать «новый» мир на месте старого (в терминологии Лакана на месте следа ставить означающее, и давать ему новое значение). Исследования философских концептов (мультипликация, аккумуляция, маленький взрыв, формы с окнами), применяемых в процессе создания новой музыки (Шаррино, Штокхаузен) дает возможность исследовать текстовое пространство и с точки зрения иконических особенностей языкового знака.


В центре работы семинара — обсуждение выступления Эмилиано Меттини, заведующего кафедрой гуманитарных наук Международного факультета РНИМУ (онлайн).

В условиях современного общества необходимо объединить науки в новый холистический проект, где каждая смогла бы изучать человека в предлагаемых нами ипостасях так, чтобы каждое выражение телесности и духовности человека находились в диалектическом соотношении. Насущным является вопрос об использовании философии в качестве метанауки (оперирование понятийно-категориальными аппаратом), которая позволяет преодолеть крайности каждой науки, и сосредоточиться на человеке, как действующем субъектом, чьи клетки пронизаны мировоззренческими установками, религиозными убеждениями, желаниями и т.д., что требует особого внимания, как и сущности человека, так и его существования.

Философская антропология имеет как методологическое значение для целого ряда специальных наук о человеке, которые сейчас активно разрабатываются – биоэтика, экотеология, биомедицина и др., так и конкретное приложение к социальным и моральным, душевным и телесным практикам осмысления человека и социума в рамках медико-гуманитарного образования.

Виталий Сергеевич Никоненко (4.03.1942 — 25.04.2013)

 

Никоненко Виталий СергеевичРодился и провел детство в г. Полтаве. В 1964 году переехал в Ленинград и всю жизнь прожил в Ленинграде/Санкт-Петербурге. Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета (1970), аспирантуру там же (1973).

В 1973 г. защитил кандидатскую диссертацию «Проблема логико-гносеологического обоснования принципа детерминизма в философии и физике», в 1986 г. — докторскую диссертацию «Материализм Чернышевского, Добролюбова, Писарева». С 1973 г. ассистент и старший преподаватель кафедры истории философии ЛГУ, с 1979 г. — доцент той же кафедры, с 1988 г. — профессор. С 1990 г. профессор кафедры истории русской философии. Заслуженный работник высшей школы.

Разрабатывал проблемы и темы: русская философия второй половины XVII в. (протопоп Аввакум, Юрий Крижанич, Симеон Полоцкий, религиозное просветительство Юго-Западной Руси); русская философия начала XVIII в., русская материалистическая философия XIX в., философия Ф. Достоевского и В. Соловьева, философия русской поэзии.
Развивал концепцию западнического умонастроения в России как имеющего двухсотлетнюю историю. Рассматривал философию и культуру XVII в. как переходный этап от философских идей древней и средневековой Руси к философии послепетровского времени, обосновывает начало единого процесса развития философской мысли с этого времени. Исследуя происходившие в России XVIII в. изменения духовности, выделял три культуры: светскую, религиозно-церковную и народную, а также соответствующие формы мировоззрения, разрабатывал концепцию секуляризационного процесса в русской философии XVIII в.
Согласно Никоненко, в материализме XIX в. формируется и функционирует единое течение русской философской мысли, начало которому было положено Белинским, а высшие результаты достигнуты Чернышевским, выдвигает концепцию существования в России «школы Чернышевского», представители которой работали в рамках единой системы понятий. Разрабатывал концепцию детерминации русской философии, в частности философии В. Соловьева, не только философскими источниками, но и литературным процессом. Разрабатывал оригинальные трактовки таких методологических понятий истории русской философии, как «русское просвещение», «революционный демократизм», «народничество», «марксистский период русской философии» и др.

Читал курс лекций по истории русской философии в 1973 — 1991 гг. (отделение философии), с 1991 г. по 2013 г. — курс лекций по истории русской философии на отделении культурологии и историческом факультете СПбГУ. С 2001 г. — курс лекций «Философия в русской литературе». Вел спецкурсы: «Ф.М. Достоевский в русской мысли», «Н.Г. Чернышевский и его школа в русской философии», «Философия и идеология народничества», «В.С. Соловьев и его философское окружение», «Русская культура накануне петровских преобразований», Философия и русская художественная культура XIX века«, «Философия и русская художественная культура начала ХХ века».

Под руководством Никоненко защищено пять кандидатских диссертаций. Редактировал сборники статей и сборники учебных программ. Автор более шестидесяти научных публикаций.

Монографии Никоненко В.С.:

  • Материализм Н.Г. Чернышевского. Л., Издательство ЛГУ, 1979 (в соавторстве с С.С. Волком)
  • Материализм Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Л., Издательство ЛГУ, 1983
  • Николай Александрович Добролюбов. М., Издательство «Мысль», 1985
  • Русская философия накануне петровских преобразований. СПб., Издательство СПбГУ, 1996
  • Философская интерпретация художественной литературы. СПб, Издательство СПбГУ, 2009 (в соавторстве с А.И. Бродским)