Теоретический семинар кафедры философской антропологии является открытой площадкой для обсуждения актуальных проблем и теоретических концепций в области философии человека. Тематика охватывает широкий спектр вопросов, связанных с человеком и его местом в обществе, истории, природе, философскими аспектами культуры, науки, технологий и искусства.
Встречи проводятся с целью поддержания научного диалога и обмена мнениями, получения обратной связи от коллег. В рамках семинара проходят выступления приглашенных специалистов, которые делятся результатами исследований и научным опытом. Семинар также направлен на развитие критического мышления, аналитических навыков и способности к научной дискуссии у студентов и аспирантов.
Семинар является важным элементом академической жизни кафедры философской антропологии, способствует ее развитию и укреплению научных связей с другими университетами и институтами.
Семинары 2022-2023 гг.:
В основе мероприятия — доклад Александра Львова на тему «Проект «вечной философии» в перспективе лингвоконцептуального анализа». Автор поставил задачу рассмотреть два основных критерия проекта классического проекта «вечной философии»: содержательный, связанный с систематизацией различных метафизических, этических и религиозных идей, и формальный, касающийся исследований истории понятий и идей.
Основные выводы: Используя в качестве формального критерия лингво-концептуальный анализ, philosophia perennis как «вечную философию» интерпретируется в том смысле, что принципы выработки концептов различных культур носят универсальный характер. Следовательно, можно выстроить работу по поиску Ur-Konzept’а, к которому можно генеалогически возводить концепты, существующие ныне в различных культурах, или выявлять обстоятельства и условия, в соответствии с которыми такая генеалогия невозможна.
Проект «вечной философии» разворачивается не в аспекте систематизации или каталогизации наиболее ценных идей всех времен и народов, а в изучении механизмов выработки и оформления концептов различных философских культур.
С основным докладом выступила Екатерина Ананьева, охарактеризовав процесс своеобразного методологического поворота в теории понимания, который связан с вхождением в каноны герменевтики различения романтической предыстории хайдеггеровской и послехайдеггеровской истории. В согласии с известными аргументами Гуссерля в пользу феноменологии как строгой науки, психологизм, в том числе и психологизм школы Дильтея, представляется ложной и подлежащей критике предпосылкой интерпретации. Известные аргументы в защиту этого канона философской герменевтики предложены Гадамером, и со времен выхода в свет «Истины и метода» воспроизводятся со ссылкой на этот классический текст. Менее известны широкой публике возражения оппонентов на гипотезу Гадамера, споры по поводу «субъективации» герменевтики в кантовской традиции, прежде всего у Шлейермахера. В сообщении предполагается обратиться к этой полемике и поставить под сомнение характеристику герменевтического подхода Шлейермахера в духе критики «психологизма». Представляется также, что эта выразительная характеристика, высказанная Гадамером в адрес теоретических предшественников, позволяет открыть внутреннюю логику эволюции взглядов самого Гадамера.
В центре работы семинара — обсуждение рабочей программы учебной дисциплины «Антропологические и герменевтические основания коммуникации», автор — Екатерина Ананьева. Программа «Антропологические и герменевтические основания коммуникации» нацелена на формирование у преподавателей высших учебных заведений практических навыков и компетенций выявления и анализа антропологических сюжетов в современном гуманитарном знании и использования концептуального аппарата философской антропологии в качестве методологического основания исследования. Представленный в программе материал позволяет связать методическую рефлексию по поводу границ и эвристического потенциала антропологических исследований с популярными в гуманитарном и философском знании представлением о коммуникации как смысловом центре современного философствования (концепция коммуникативного разума, этика дискурса, аналитика коммуникативных процессов в социальной философии и культурологи). Программа ориентирована на ознакомление слушателей с кругом актуальных проблем современной коммуникативной теории, нацелена на формирование на основе этого знакомства практических навыков научной аргументации и сформировать готовность к постоянному повышению научно-теоретического уровня своей квалификации, к поиску информации о передовых научных достижениях в области философской антропологии, теории коммуникации и интерпретации, к овладению способами организации эффективной самостоятельной научно-исследовательской работы. В процессе изучения обучающиеся должны научиться на практике применять методы, предложенные в современных коммуникативных подходах, к актуальным проблемам гуманитарных наук и преподавания в высшей школе и уметь определять и анализировать этико-антропологические аспекты различных культурно-социальных явлений.
Нина Щербак, доцент кафедры английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ выступила с результатами исследования длительной истории развития герменевтики.
Постструктуралистский взгляд на теорию знака позволил кардинальным образом изменить представлении о природе текста. Исследователи вводят ряд концептов, которые позволяют взглянуть на особенности текста по-новому. «Повторяемость» знака дает возможность отойти от более традиционного взгляда на «репрезентативную функцию языка». Введение новых концептов (таких, как молчание, осцилляция, сжатие (концепты метамодернизма), слипание (Делез), различие и повторение (Делез), «шизоанализ» (Делез) дают возможность исследовать неограниченный потенциал любого текста для генерации новых значений. Психоаналитическая составляющая (Лакан) дает возможность развить идею «следа» знака, рассмотреть сферу действия травм в процессе построения реальности. Предположительно, дает возможность реконструировать (концепт метамодерна), то есть создавать «новый» мир на месте старого (в терминологии Лакана на месте следа ставить означающее, и давать ему новое значение). Исследования философских концептов (мультипликация, аккумуляция, маленький взрыв, формы с окнами), применяемых в процессе создания новой музыки (Шаррино, Штокхаузен) дает возможность исследовать текстовое пространство и с точки зрения иконических особенностей языкового знака.
В центре работы семинара — обсуждение выступления Эмилиано Меттини, заведующего кафедрой гуманитарных наук Международного факультета РНИМУ (онлайн).
В условиях современного общества необходимо объединить науки в новый холистический проект, где каждая смогла бы изучать человека в предлагаемых нами ипостасях так, чтобы каждое выражение телесности и духовности человека находились в диалектическом соотношении. Насущным является вопрос об использовании философии в качестве метанауки (оперирование понятийно-категориальными аппаратом), которая позволяет преодолеть крайности каждой науки, и сосредоточиться на человеке, как действующем субъектом, чьи клетки пронизаны мировоззренческими установками, религиозными убеждениями, желаниями и т.д., что требует особого внимания, как и сущности человека, так и его существования.
Философская антропология имеет как методологическое значение для целого ряда специальных наук о человеке, которые сейчас активно разрабатываются – биоэтика, экотеология, биомедицина и др., так и конкретное приложение к социальным и моральным, душевным и телесным практикам осмысления человека и социума в рамках медико-гуманитарного образования.
Родился и провел детство в г. Полтаве. В 1964 году переехал в Ленинград и всю жизнь прожил в Ленинграде/Санкт-Петербурге. Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета (1970), аспирантуру там же (1973).
В 1973 г. защитил кандидатскую диссертацию «Проблема логико-гносеологического обоснования принципа детерминизма в философии и физике», в 1986 г. — докторскую диссертацию «Материализм Чернышевского, Добролюбова, Писарева». С 1973 г. ассистент и старший преподаватель кафедры истории философии ЛГУ, с 1979 г. — доцент той же кафедры, с 1988 г. — профессор. С 1990 г. профессор кафедры истории русской философии. Заслуженный работник высшей школы.
Разрабатывал проблемы и темы: русская философия второй половины XVII в. (протопоп Аввакум, Юрий Крижанич, Симеон Полоцкий, религиозное просветительство Юго-Западной Руси); русская философия начала XVIII в., русская материалистическая философия XIX в., философия Ф. Достоевского и В. Соловьева, философия русской поэзии.
Развивал концепцию западнического умонастроения в России как имеющего двухсотлетнюю историю. Рассматривал философию и культуру XVII в. как переходный этап от философских идей древней и средневековой Руси к философии послепетровского времени, обосновывает начало единого процесса развития философской мысли с этого времени. Исследуя происходившие в России XVIII в. изменения духовности, выделял три культуры: светскую, религиозно-церковную и народную, а также соответствующие формы мировоззрения, разрабатывал концепцию секуляризационного процесса в русской философии XVIII в.
Согласно Никоненко, в материализме XIX в. формируется и функционирует единое течение русской философской мысли, начало которому было положено Белинским, а высшие результаты достигнуты Чернышевским, выдвигает концепцию существования в России «школы Чернышевского», представители которой работали в рамках единой системы понятий. Разрабатывал концепцию детерминации русской философии, в частности философии В. Соловьева, не только философскими источниками, но и литературным процессом. Разрабатывал оригинальные трактовки таких методологических понятий истории русской философии, как «русское просвещение», «революционный демократизм», «народничество», «марксистский период русской философии» и др.
Читал курс лекций по истории русской философии в 1973 — 1991 гг. (отделение философии), с 1991 г. по 2013 г. — курс лекций по истории русской философии на отделении культурологии и историческом факультете СПбГУ. С 2001 г. — курс лекций «Философия в русской литературе». Вел спецкурсы: «Ф.М. Достоевский в русской мысли», «Н.Г. Чернышевский и его школа в русской философии», «Философия и идеология народничества», «В.С. Соловьев и его философское окружение», «Русская культура накануне петровских преобразований», Философия и русская художественная культура XIX века«, «Философия и русская художественная культура начала ХХ века».
Под руководством Никоненко защищено пять кандидатских диссертаций. Редактировал сборники статей и сборники учебных программ. Автор более шестидесяти научных публикаций.
Монографии Никоненко В.С.:
- Материализм Н.Г. Чернышевского. Л., Издательство ЛГУ, 1979 (в соавторстве с С.С. Волком)
- Материализм Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Л., Издательство ЛГУ, 1983
- Николай Александрович Добролюбов. М., Издательство «Мысль», 1985
- Русская философия накануне петровских преобразований. СПб., Издательство СПбГУ, 1996
- Философская интерпретация художественной литературы. СПб, Издательство СПбГУ, 2009 (в соавторстве с А.И. Бродским)