• Home
  • Преподаватели

Сидоров Алексей Михайлович

sidorov-a-mдоцент, к.филос.н., доцент Кафедры онтологии и теории познания

Эл.почта: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Личный профиль в системе Pure СПбГУ


Образование

В 1998 г. окончил с отличием философский факультет Санкт-Петербургского государственного университета

Сфера научных интересов

  • онтология,
  • теория познания,
  • эстетика и философия искусства,
  • история идей

Читаемые курсы

  • Онтология и теория познания;
  • Актуальные проблемы онтологии и теории познания;
  • История и философия науки;
  • Современные проблемы философии и методологии науки;
  • Философия-онлайн

Основные публикации

  1. Эстетический поворот: от Канта и романтизма к современной философии // Кантовский сборник. 2011. № 2 (36). С. 52-59.
  2. Эстетика немецкого идеализма как ответ на кризис современности // Terra Aestheticae. 2019. № 1 (3). С. 8-26.
  3. Кинематографический опыт. История, теория, практика. Коллективная монография (соавтор). СПб.: Эстезис, 2019. 280 с.
  4. Топология травмы: индивидуальный травматический опыт и опыт исторических катастроф. Коллективная монография (соавтор). СПб.: Реноме, 2020. 248 с.
  5. Культурная травма современности: опыт нигилизма в философии и литературе. Монография. СПб.: Печатный цех, 2020. 310 с.

Награды

Премия «Вторая навигация» 2020-2021 гг. Санкт-Петербургского философского общества в номинации «За лучшее философское исследование 2020-2021 гг.» за книгу «Культурная травма современности. Опыт нигилизма в философии и литературе» (СПб.: Печатный цех, 2020).

Научная деятельность, гранты

  • Стратегии философского анализа кинематографического опыта. Грант РГНФ. № 17-03-00495-ОГН. 2017-2019 гг.
  • Теория культурной травмы: индивидуальный травматический опыт и опыт исторических катастроф. Грант РФФИ. № 18-011-00570. 2018-2020.

Основные интересы находятся на пересечении эстетики с традиционными темами онтологии и теории познания. Немецкий философ В. Вельш выдвинул недавно провокативный тезис о том, что эстетика сегодня стала «первой философией», проникнув в сердцевину философского проекта, изменив представления о фундаментальных измерениях бытия и знания. Казавшиеся в метафизическую эпоху вторичными по сравнению с объективностью бытия и точностью его отражения в знании эстетические категории — видимость, чувственность, множественность, вымысел, игра — становятся характеристиками самой действительности. Не только Вельш, но и другие теоретики сейчас говорят об «эстетизации реальности». Так, например, с точки зрения Дж. Ваттимо, утрата в современности трансцендентного и метафизического бытия означает обретение его как интерпретации, а это приводит к тому, что современная жизнь отмечена феноменом всеобщей выразительности: все, вплоть до самой реальности, воспринимается как материал для формирования и как предмет эстетического дереализующего переживания. Нынешнее общество коммуникации и гуманитарных наук расстается с метафизической традицией бытия как «основания», «субстанции». Ослабление бытия, фабулизация мира, осознание того, что наши интерпретации по-разному создают саму его объективность, является причиной того, что можно назвать «эстетизации реальности» Похожие идеи были и у Ж. Бодрийяра: «.Искусство теперь повсюду, поскольку в самом сердце реальности теперь — искусственность». Эстетическая экспансия в область теории может вызывать энтузиазм или опасения, но она со времен романтиков, Ницше и таких философских антагонистов, как Хайдеггер и Адорно, стала свершившимся фактом. Этот «эстетический поворот» означает, что использование эстетических категорий и ходов мысли для продолжения разговора на традиционные философские темы стало сейчас обычным делом. Движение западной культуры от гетерономии к автономии привело к разрыву с традицией и классической метафизикой, к распаду единого онтологического порядка, охватывающего Космос и общество. В условиях такого «ослабления бытия» реальность перестает быть чем-то независимым от человеческой воли и воображения. Не случайно категория эстетического появляется в конце ХVIII века, когда реальность начинает во все большей степени восприниматься стремящимся к автономии и в результате утрачивающим онтологическую укорененность человеком Просвещения в модусе «как если бы» и исчезновение мира начинает компенсироваться его творческим вымыслом. Именно тогда искусство становится «эстетическим искусством» (О.Марквард), то есть не подражанием действительности, а ее преображением, фиктивным восполнением утрачиваемой реальности. Именно эта сущностная связь между экспансией субъективности и опытом творческой свободы приводит к проекту эстетической организации жизни, который сохраняет свою значимость до сих пор. Сегодня на поверхности эстетизации преобладают наиболее поверхностные эстетические ценности: удовольствие, развлечение, обладание без последствий. Общество праздности и переживаний обслуживается расширяющейся культурой праздников и забав. На более глубоком уровне материальной и социальной реальности эстетизация связана уже не с красотой, а с идеями виртуальности и пластичности. Она затрагивает не только те или иные аспекты реальности, но способ ее бытия и нашего понимания в целом. Эстетические элементы заполнили поверхностный уровень объективной и субъективной реальности: магазины стали комфортнее, носы – совершеннее и т.п. Но эстетизация проникает гораздо глубже, воздействуя на базовую структуру реальности как таковой. Материальная реальность подвергается воздействию новых технологий, социальная - медиатизируется и виртуализируется, субъективная – попадает под власть аффектов из-за распада этических норм. Процесс эстетизации протекает по-разному в разных сферах, меняется городская среда, стиль жизни людей, социальные отношения. Эстетизация сознания означает, что мы не видим больше первых или последних оснований сущего; скорее, реальность представляется результатом такого процесса, который раньше был знаком нам лишь в сфере искусства - она сотворена, изменчива, необязательна, беспочвенна и т.п. Основная идея заключается в том, что в конце XVIII в. произошел «эстетический поворот» в философии, по отношению к которому более поздние – «лингвистический», «иконический», «медиальный» - являются производными. Как писал Ж.Рансьер, эстетика – это не название для какой-то отдельной философской дисциплины, это «мысль о новом беспорядке», когда в результате слома представлений о «природе-законодательнице» или «человеческой природы» единственным арбитром для ценностей оказывается средоточие эстезиса, отклика чувственности, больше не ориентирующегося на объективные законы мимесиса. Современный разрушение метафизических и социальных иерархий, названное Ницше «смертью Бога», поэтому можно называть именно «эстетической революцией». И поэтому также, субъективизм, нигилизм, эстетизм – это взаимообусловленные феномены, образующие суть истории современности.

Переосмысливается место йенского романтизма в современной истории идей. Романтиками был открыт альтернативный по отношению к немецкому идеализму взгляд на философию и ее отношение к искусству, возродившийся в постструктурализме с его критикой идей тождества и присутствия. Открытие романтиками жанра фрагмента, совмещающего в себе завершенность и незавершенность, целое и часть, включающего в себя собственную неудачу стало это формой негативной диалектики, до-гегелевской критики Гегеля, которая предвосхищает многие постгегелевские концепции, вплоть до Адорно и деконструкции. Романтическое письмо, практика фрагментарности – это развертывание неудачи окончательного синтеза, продолжающийся процесс самосозидания и саморазрушения. Все, что предлагают фрагменты – это практики письма, спекулятивного, критического, вопрошающего, которые открывают возможность романтизма.

Романтическая ирония – это выражение «двойного узла» в самом сердце человеческого существования, признание необходимости и невозможности совершенной коммуникации. В иронии совмещаются скептицизм и религиозность человеческого существа. Именно ироническое сознание приводит философа к самопародии и даже к псевдонимии как к наиболее искреннему выражению своей религиозности – стратегия, унаследованная от Шлегеля такими противоположными, казалось бы, авторами как Кьеркегор и Ницше. После романтизма и до сих пор литература и философия все время имеет дело с этим вопросом прерывности или различия как с вопросом формы. Жанр фрагмента – это жанр порождения, становления. Фрагментарное письмо – это не столько форма порождения, сколько форма продолжения, выживания, перехода. В любом случае, такие тексты накладывают на читателя обязательство продолжить движение начатое ими. Это стремление к движению, превосходящее субъекта, исходящее откуда-то извне, из незавершенности самой реальности, можно назвать фрагментарным императивом. Когда романтики говорят о Сократе, то имеют в виду иронического, фрагментарного, неуловимого Сократа из платоновского «Пира», а не систематического, сверхрационального Сократа поздних диалогов Платона. Их интересует тот Сократ, который сам себя сравнивал с Одиссеем, настойчивым скитальцем досократовских времен. Таким образом, романтическая поэзия указывает, с одной стороны, на досократическое прошлое, в дометафизический мир, а с другой – предвосхищает времена Ницше, Хайдеггера и европейского авангарда. Момент незавершенности, неразрешимости фрагментарного произведения требует от автора и читателя всегда быть готовым идти дальше. Именно эта готовность оставить свой мир и отправиться на зов «иного» привносит этическое измерение в романтический фрагментарный императив и делает его одним из самых впечатляющих и адекватных опыту современности ответов на проблему новоевропейского нигилизма. Осознав, что фрагменты современной жизни не могут быть воссоединены в некое объемлющее целое, романтизм предложил форму мысли и творчества, не отрицающую эту фрагментарность, а воплощающую ее. Тем самым фрагментарный императив романтизма предвосхитил важнейшие стратегии пост-идеалистической теории, от Кьеркегора и Ницше до «негативной диалектики» Адорно и деконструкции Ж.Деррида, и стал первым философским движением, сумевшим продумать радикальный сдвиг в самосознании Модерна к признанию случайности, историчности и конечности. Начиная с «Критики способности суждения» и йенского романтизма, через творчество Кьекегора, Шопенгауэра, Вагнера, Ницше, Хайдеггера, Беньямина, Адорно до идей постструктуралистов «эстетическая революция» оказывает свое воздействие на современное мышление и культуру.

Тексты, в которых эти идеи изложены:

  1. История эстетики. Отв. ред. В.В.Прозерский, Н.В.Голик. СПб., Издательство РХГА, 2011. Гл. 21.Эстетика марксизма: революционное искусство и революция в искусстве. Гл. 29. Эстетика в искусственном мире: от постструктурализма к современной теории.
  2. Европейский нигилизм и искусство: о значении романтизма для современности // Вопросы культурологии. №6. 2011.
  3. «Эстетический поворот»: от Канта и романтизма к современной философии. // Кантовский сборник. №2, 2011.
  4. Фрагмент и бесформенное: «возвращение реального» в современной философии искусства // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. №2. 2012.
  5. Кьеркегор: эстетизм и онтология // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки [Электронный ресурс]. 2015. № 2.
  6. Дискурс тела в философии Шопенгауэра // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки [Электронный ресурс]. 2015. № 2.
  7. Фрагментарный императив романтизма // Проблемы современной науки и образования. 2015. №2.
  8. Искусство и истина (об эстетической теории Т.Адорно) // Наука, техника и образование. 2015. №2.

Симоненко Татьяна Ивановна

simonenko-t-iдоцент, к.филос.н., доцент Кафедры онтологии и теории познания

Эл.почта: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Личный профиль в системе Pure СПбГУ


Образование

Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова, философский факультет

Сфера научных интересов

  • философия образования, 
  • русская философия

Читаемые курсы

  • Онтология и теория познания (бакалавриат конфликтология),
  • История и философия науки (аспирантура медицинского факультета и стоматологии),
  • Основы философии (специалитет, медицинский колледж),
  • Философия онлайн-курс (бакалавриат факультетов социологического, медицинского, стоматологического факультетов),
  • Профессиональная практика (аспирантура Института философии).

Основные публикации

Всего более 100 публикаций, основные из них:

  1. Социальная история Санкт-Петербурга / Е.Э. Платова, В.В. Фортунатов, Т.И. Симоненко, Е.Р. Гутина, В.А. Данилов / под ред. В.Н. Соловьева. СПб: Издательский Дом «Русский Остров», 2005. – 336 с.
  2. Симоненко Т.И. Онтологическая сущность образования в контексте герменевтических интерпретаций // Вестник Мурманского государственного технического университета. – 2011. Т.14. № 2. С. 260-264.
  3. Симоненко Т.И. Философия в университетском образовании: апологетическое суждение // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 5. С.251-260.
  4. Lobastova V., Simonenko T., Samylov O. Dialogue in Communicative Space of Education SHS Web of Conferences Volume 50 (2018) The International Scientific and Practical Conference “Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences” (CILDIAH-2018) Volgograd, Russia, April 23-28, 2018 S. Cindori, O. Larouk, E.Yu. Malushko, L.N. Rebrina and N.L. Shamne (Eds.) Published online: 12 October 2018.
  5. Самылов О.В., Симоненко Т.И. Мистическая историософия Велимира Хлебникова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2019. Т. 35. Вып. 3. С. 507-518.

Бирюкова Марина Валерьевна

доктор культурологии, кандидат искусствоведения, доцент Кафедры музейного дела и охраны памятников

эл.почта: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Личный профиль в системе Pure СПбГУ


В 1986 году закончила Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова, живописное отделение. В 1986 г. поступила на исторический факультет Ленинградского государственного университета на вечернее отделение, закончила университет в 1991 году. Во время обучения работала в Государственном Эрмитаже.
В 2005 году поступила в аспирантуру Российского института истории искусств, где в 2008 году под руководством профессора И.Д. Чечота защитила кандидатскую диссертацию «Проблема куратора как автора художественно-эстетической концепции: Харальд Зееман и Документа5 1972 г.» по специальности 17.00.09 – история и теория искусства.
С 2006 года по 2022 год работала в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна» на кафедре истории и теории искусства.
В 2018 году защитила докторскую диссертацию «Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры» по специальности 24.00.01 – теория и история культуры, научный консультант проф. А.С. Дриккер.
С 2008 года по настоящее время работает на кафедре музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета.

Сфера научных интересов:

Современное искусство; история выставок; теория и история кураторства; эстетика; философия музея; музейное дело; виртуальные музеи; история художественных аукционов.

Основные научные публикации:

  1. Бирюкова М.В. Философия кураторства. СПб: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2018. 320 с.
  2. Бирюкова М.В. К определению кураторства. Музей. Памятник. Наследие. 2021, 2, (10), с. 15-26.
  3. Бирюкова М.В. Символика музея в институциональной теории и кураторских проектах // Раздел 8. Музей: коллекции, экспозиции, кураторские практики. Сборник материалов международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства IX», СПбГУ, 2021, с. 810-818.
  4. Бирюкова М., Максимова Л. Аспекты мимесиса в перформативных художественных практиках / Перформанс: новые формы присутствия. Материалы международного симпозиума, Санкт-Петербург, 1-2 июня 2017 г. Институт имени И.Е. Репина при Российской Академии художеств. СПб: 2018, С. 92-98.
  5. Biryukova, Marina. Bazon Brock's Visitors’ School on Documenta in Kassel: Training for Reception of Contemporary Art // International Journal of Art and Design Education, 38(1), 2019, рр. 207-223.
  6. Biryukova, Marina. Modern and Contemporary Art in the Russian Museum Context // Muzeologia a Kulturne Dedicstvo. 2020, V.8 (3), pр. 63-74.
  7. Biryukova, Marina, Dolák, Jan. Qualities of Diegesis in Conceptual Curatorial Projects. // Journal of Science and Technology of the Arts. V. 12(3), 2020, pр. 116-128.
  8. Biryukova, Marina. The Current State of Culture in Russia as Reflected in the Art, Museum, Exhibition Sphere. // C. Fillis (Ed) A Closer Look at Russia and its Influence in the World. New York: Nova Science Publishing, 2019, pp. 157-174.
  9. Biryukova, Marina; Nikonova, Antonina. The Idea of Museum in Contemporary Curatorial Projects // Muzeologia a Kulturne Dedicstvo, 6, № 2, 2018, рр. 31-44.
  10. Biryukova М. Reconsidering Manifesta 10: Big Exhibition Project as Narrative // Journal of Science and Technology of the Arts. 2017. Vol. 9, № 1. P. 17-27.
  11. Бирюкова М.В. Музейный экфрасис в русской прозе ХХ века // Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae, 2017. T. 62, № 1. С. 143–159.
  12. Biryukova М., Gaevskaya Е., Nikonova А., Tsvetaeva М. Interdisciplinary Aspects of Digital Preservation of Cultural Heritage in Russia // European Journal of Science and Theology, 2017. Vol. 13, № 3. P. 137-147.
  13. Biryukova М., Nikonova А. The Role of Digital Technologies in the Preservation of Cultural Heritage // Muzeológia a kultúrne dedičstvo, 2017. Vol. 5, № 1. P. 169-173.
  14. Biryukova M. Ludic Aspects in Russian Religious-Philosophical Literature at the Turn of the 20th Century // Russian Literature, 2017. Vol. 90. P. 45-82.
  15. Biryukova M., Nikonova A. The Museum Communication: Between an Object and a Visitor // Advances in Sociology Research (Ed. Jared A. Jaworski), V. 28, New-York: Nova Science Publishing, 2019, Р. 71-92.
  16. Biryukova M., Nikonova A. Art Therapy in St. Petersburg’s Museums // Indian Journal of Social Work, 2015. Vol. 76(2), № 2. P. 291-304.
  17. Biryukova M. Reconsidering the Exhibition ‘When Attitudes Become Form’ curated by Harald Szeemann: Form Versus Anti-form in Contemporary Art // Journal of Aesthetics and Culture. Vol. 9. № 1. 2017. P. 52-64.

Участие в научных мероприятиях:

  1. Доклад на пленарном заседании международной конференции «XIII Кагановские чтения. Коммуникативные стратегии в современной художественной культуре» - «Кураторство как ответ на конфронтацию формы и идеи в современном искусстве», Институт философии СПбГУ, 17.05.2019.
  2. Доклад на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Кураторские практики и стратегии профессиональной подготовки в современном искусствоведении» -«Куратор и зритель как автор и адресат: опыт коммуникации и культурной медиации в «Школе для посетителей» Базона Брока», СПбГУ, Факультет свободных наук и искусств, 22.10.2019.
  3. Доклад на международной научной конференции «Стратегии и репутации музеев» в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума – «Идея музея в современных кураторских проектах», Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 15.11.2019.
  4. Доклад на пленарном заседании «Подлинник vs воспроизведение: парафразы старых мастеров Фрэнсиса Бэкона в музейных выставочных проектах» - Международный круглый стол «Философия музея: от герменевтики к эвристике музейного предмета», 26-28 апреля 2018 г., Институт Философии СПбГУ, Дом ученых РАН.
  5. Доклад на международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства IX», СПбГУ, 2021 «Символика музея в институциональной теории и кураторских проектах» // Раздел 8. Музей: коллекции, экспозиции, кураторские практики, 30.10.2020.

Участие в научных проектах:

  • РГНФ «Феномен медиа в практике художественных выставок» № 15-04-00400a, 2015-2018 - исполнитель.
  • РФФИ: Издание научного труда «Философия кураторства», проект № 18-112-00097, 2017 – 2018 – руководитель.

Основные учебные курсы:

  • «Современный выставочный процесс и кураторские проекты»;
  • «Репрезентация культуры и искусства ХХ века в выставочной деятельности»;
  • «Негосударственные музеи и вопросы коллекционирования»;
  • «История аукционной деятельности» (на англ. языке);
  • «Современная выставочная деятельность»; «Научно-исследовательская деятельность»;
  • «История русского искусства XIX – начала XX века»;
  • «История западноевропейского искусства с древности до XV века»;
  • «История зарубежного искусства с XVI до XIX века».

Дополнительная информация:

  • член редакционной коллегии научного рецензируемого журнала «Музей. Памятник. Наследие»
  • член редакционной коллегии научного рецензируемого журнала «Международный журнал исследований культуры»
  • Член СПб отделения Союза художников России с 2013 года, секция искусствоведения
  • Эксперт РАН

Королькова Людмила Валентиновна

старший преподаватель, кандидат исторических наук, Кафедра музейного дела и охраны памятников

Эл.почта: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. ; This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Личный профиль в системе Pure СПбГУ


Ведущий научный сотрудник Отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики Российского Этнографического музея (г. Санкт-Петербург). С 1993 г. по настоящее время проводит полевые этнографические исследования на территории Северо-Запада России. С 1993-2004 гг. проводила археологические исследования на территории юго-восточного Приладожья (археологические разведки и раскопки).

В 1992 году с отличием окончила Исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (вечернее отделение) и была принята на работу в Российский этнографический музей в должности научного сотрудника отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики, где и работает по настоящее время.  В 2000 году на кафедре археологии СПбГУ защитила кандидатскую диссертацию «Северо-восточные районы Новгородской земли X-XVII вв. Формирование сети расселения и этнокультурные взаимодействия». На кафедре музейного дела и охраны памятников работает со времени ее основания.

Сфера научных интересов:

Этнография, этническая история, этноконфессиональная история, история музейного дела и охрана памятников, научная атрибуция музейных памятников..

Основные научные публикации:

(с 1993 г. по настоящее время опубликовано более 160 работ)

  1. Старообрядцы западного Приильменья и верхнего Поволховья в XIX веке Печат, Историко-культурный ландшафт Северо-Запада. Четвертые Шегреновские чтения. Сборник статей. СПб. 2011. С. 260-273.
  2. Старообрядческая деревня Лавния XIX-XX вв (Волховский район Ленинградской области). Опыт историко-этнографического исследования. Печат. Старообрядчество. История, культура, современность. Материалы. Том. II. М., 2011. С.289-301.
  3. Ареал расселения и динамика численности старообрядцев и сектантов на Северо-Западе России 1897-1915 гг (Санкт-Петербургская губ., Лодейнопольский у. Олонецкой губ., Тихвинский и Новгородский к. Новгородской губ.) // Историко-культурный ландшафт-3. Шестые международные Шегреновские чтения. Сборник статей. Санкт-Петербург. 2014. С. 176-187.
  4. Королькова Л.В. Народы Европейского Севера и Северо-Запада России // Народы России. XVIII – начало XX века. – СПб.: Славия, 2014. С. 215–275.
  5. Вепсы: фотографии и рукописи из собрания Российского этнографического музея. – СПб.:Издательский Дом «Инкери», 2015. 235 с.
  6. Традиционная вышивка народов Ленинградской области. – СПб.: Издательский Дом «Инкери», 2016. 222 с.
  7. Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области / Научный редактор О. М. Фишман, авторы: М.А. Докучаева, М. Л. Засецкая, Г. А. Исаченко, Л. В. Королькова, О. А. Красникова, А. И. Терюков и др. – СПб.: Издательский Дом «Инкери», 2017. 656 с.
  8. «В моленной – сердце и жизнь, ограда и отвердение раскола» (старообрядческие моленные XIX – начала XX в. Санкт-Петербургской губернии и сопредельных территорий) // Старообрядчество. История. Культура. Современность. 2018. – № 16. С. 68–72.
  9. Королькова Л.В. Тихвин. Тихвинский край: Научно-популярное иллюстрированное издание / Пред. ред. комитета И.В. Фомин. СПб.: Арт-Деко, 2019. – Т. 1. 226 с. То же. Т. 2. С. 1–151.
  10. Почитаемые культовые памятники Ленинградской области. История и современность // Рябининские чтения 2019: Материалы VIII конференции по изучению и актуализации культурного наследия. – Петрозаводск: Музей-заповедник «Кижи», 2019. – С. 91–94.
  11. Старообрядческие общины Санкт-Петербургской губернии. 1908–1917 гг. // Старообрядчество. История. Культура. Современность. – М.; Боровск, 2019. – С. 113–119.
  12. Альбом «Водь, ижора. Фотографии и материалы из собрания РЭМ» / Науч. Ред. О.М. Фишман. Ленинградская область.: ООО «Издательский Дом «Инкери», 2020. 224 с. ISBN 978-5-6044860-0-9
  13. «Свадебный обряд как фактор интеграции в межэтническом диалоге. Вепсы. Русские. XIX – XX вв.». // XIX Санкт-Петербургские этнографические чтений «Этнокультурная идентичность: феноменология и вариативность в контекстах истории XIX–XXI веков: Материалы Девятнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб.: Российский этнографический музей, 2020. С. 322-327.
  14. Королькова Л.В. Бисер и стеклярус в традиционном костюме балтских и финно-угорских народов Северо-Запада России / Ювелирное искусство и материальная культура / Сб. статей. Вып. 6. Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа. 2021. С. 181-193.
  15. Королькова Л.В. К истории формирования Тихвинского межрайонного краеведческого музея (1919-1941) гг // Музей-Памятник-Наследие. (К 100-летию А.Д. Столяра). № 1(9). 2021. С.85-95. ISSN 2523-5109 (онлайн версия).
  16. Королькова Л.В. К.Д. Далматов и его коллекции традиционного орнамента (вышивка, ткачество, кружево) в Российском этнографическом музее» // Кунтскамера. № 1(11), 2021. С. 197-207.

Участие в научных проектах:

Принимала участие в разработке ряда коллективных и индивидуальных научных тем по главным направлениям деятельности РЭМ и отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики: «Материальная культура вепсов», «Этническая история Северо-Запада России», «Создание электронного этнографического биобиблиографического словаря собирателей отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики РЭМ» (Грант РГНФ 2005–2007 гг.), «Этноконфессиональная карта Северо-Запада России», «Старообрядчество Ленинградской области», «Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области; материалы и исследования» и др. (Грант РГНФ 2012-2014)

Основные учебные курсы:

  • Научно-фондовая деятельность в музее
  • Археология
  • Этнология

Дополнительная информация:

  • Член научно-производственного Ученого совета Российского этнографического музея
  • Член экспертно-консультативного совета по национальной политике при Комитете по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области
  • Член художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Ленинградской области при правительстве Ленинградской области

Любезников Олег Анатольевич

Любезников ОАдоцент, кандидат исторических наук, Кафедра музейного дела и охраны памятников

Эл.почта: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Личный профиль в системе Pure СПбГУ


Родился в Ленинграде 14 октября 1988 года. В 2010 году с отличием окончил Исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета и поступил в аспирантуру по кафедре истории России с древнейших времен до XX века. Подготовил и защитил 9 июля 2013 года в Санкт-Петербургском институте истории РАН диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук – «Николай Николаевич Новосильцов – государственный деятель императорской России первой трети XIX века» (специальность – 07.00.02 – Отечественная история).

В 2010-2018 гг. – внештатный экскурсовод государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». В 2011–2012 гг. – младший научный сотрудник Исторического факультета СПбГУ, в 2015–2017 гг. – доцент Исторического факультета АНО ВПО «Петербургский институт иудаики». На Кафедре музейного дела и охраны памятников работает с 20 января 2018 года.

Сфера научных интересов:

История музейного дела и охраны памятников в России в социально-политическом контексте XIX-XX вв.; история Санкт-Петербурга/Ленинграда; история архитектурной реставрации; биографика.

Основные научные публикации:

  1. Н.Н. Новосильцов и А.Д. Балашев: разработка и реализация преобразований в системе местного управления при императоре Александре I // Клио. 2012. № 12 (72). С. 108–115. (В соавт.).
  2. О роли Н. Н. Новосильцова в политике России в отношении еврейского населения в первой четверти XIX века // Вестник СПбГУ. Сер.2. История. 2013. № 1. С. 135–140.
  3. О переводе на русский язык конституции Царства Польского в 1816 г. // Петербургский исторический журнал. 2014. № 4. С. 291–303.
  4. Завещание и смерть Огюста Монферрана: легенды и документы // Клио. 2015. № 10 (106). С. 196–201. (В соавт.).
  5. Исаакиевский собор: малоизученные вопросы истории создания храма (по новым архивным данным). СПб.: «Издательство “ЛЕМА”», 2015. – 72 с.
  6. Исаакиевский собор в 1917-1920-е гг. Архитекторы М.Т. Преображенский, Н.П. Никитин, А.П. Удаленков и проблема музеефикации памятника. СПб.: «Издательство “ЛЕМА”», 2017. – 68 с.
  7. «Труд большей части моей жизни…»: Исаакиевский собор в судьбе архитектора Н.П. Никитина (к истории музеефикации памятника) // Музей – Памятник – Наследие. 2017. № 1. С. 68–79.
  8. Архитектор Н.П. Никитин и его книга «Огюст Монферран»: Проблема научной репрезентации истории Исаакиевского собора в сталинскую эпоху // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 4 (181). С. 41–47.
  9. Архитектор А.Л. Ротач и его книга «Исаакиевский собор»: издания 1962 и 2018 годов // Музей – Памятник – Наследие. 2019. № 1 (5). С. 76–89.
  10. Решетка сада Зимнего дворца: трансформации символического значения в первой четверти XX в. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2020. T. 11. Выпуск 1 (87) [Электронный ресурс].
  11. Архитекторы-выпускники Академии художеств 1917 года: жизненные и профессиональные траектории в послереволюционную эпоху // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. 2020. № 1. С. 140–147.
  12. Архитекторы-исследователи и проблема преемственности в деле архитектурной реставрации в Ленинграде 1920-х – 1940-х гг. Часть 1 // Клио. 2020. № 9 (165). С. 124–138.
  13. Архитекторы-исследователи и проблема преемственности в деле архитектурной реставрации в Ленинграде 1920-х – 1940-х гг. Часть 2 // Клио. 2020. № 10 (166). С. 93–103.
  14. Повесть Л.Н. Рахманова «Базиль» в контексте истории Государственного антирелигиозного музея в Ленинграде: Образ Исаакиевского собора в 1930-е гг. // Музей. Памятник. Наследие. 2022. № 1 (11). С. 99–118.
  15. Интерьер Исаакиевского собора в XIX веке: метаморфозы символического послания // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 1. С. 195–210.
  16. Исаакиевский собор как политическое пространство: трансформация образа и поиск интерпретаций до и после революции 1917 года // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2023. Т. 22, № 1: История. С. 98–109.
  17. Образ М.М. Сперанского в художественной пластике XIX века: из истории символической политики в Российской империи // Петербургский исторический журнал. 2023. № 2 (38). С. 239–246.
  18. «День моих именин не завтра, а в мае месяце»: К вопросу о годе рождения Н.Н. Новосильцова // Наука СПбГУ–2022. Сборник материалов Всероссийской конференции по естественным и гуманитарным наукам с международным участием, 21 ноября 2022 года. СПб., 2023. С. 601–603.
  19. «Русская школа исследователей памятников русской архитектуры»: воспоминания архитектора Н.П. Никитина об Академии художеств начала XX века // Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. 2023. Т. 11. С. 167–178.
  20. «София Великого Новгорода» архитектора А. П. Удаленкова: изучение русского национального зодчества в контексте научной политики периода позднего сталинизма // Электронный научно-образовательный журнал «История». – 2023. – T. 14. – Выпуск 11 (133).

Участник авторского коллектива, подготовившего научное издание: Великокняжеские резиденции Российской империи в 1826–1917 гг.: экономика строительства. СПб.: Историческая иллюстрация, 2020. – 288 с.

Участие в научных мероприятиях:

  • Доклад «Создание русскоязычного текста конституции Царства Польского: к вопросу о преобразовательных планах Александра I» (Всероссийская научная конференции с международным участием «Александр I. Трагедия реформатора: люди в судьбах реформ, реформы в судьбах людей» (15-16 сентября 2015 г.) (СПб ИИ РАН));
  • Доклад «К истории музеефикации Исаакиевского собора. Архитекторы Н.П. Никитин и А.П. Удаленков» (на пленарном заседании Девятой международной научной конференции из цикла «История сталинизма» «Культура и власть в СССР. 1920-е – 1950-е гг.» (24-26 октября 2016 г.) (Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Государственный архив Российской Федерации, Государственный Эрмитаж и др.));
  • Доклад «Академик А.Е. Бейдеман в Исаакиевском соборе: возвращение из забвения» (Международная научная конференция «Академия художеств в прошлом и настоящем» к 260-летию со дня основания, 16 – 18 ноября 2017 г. (VI Санкт-Петербургский международный культурный форум));
  • Доклад «Архитектор Н.П. Никитин и его книга «Огюст Монферран» 1939 года издания» (V международная научная конференция, посвященная памяти Арлена Викторовича Блюма, «Блюмовские чтения. История книги и цензуры в России», 21 мая 2018 г.) (СПб ИИ РАН);
  • Доклад «К истории первого поколения ленинградских реставраторов: Архитекторы в сфере охраны памятников и музейном строительстве в 1920-е – 1930-е гг.» (Научно-исследовательский семинар «Музеи и революция: К 100-летию Первой всероссийской конференции по делам музеев» 11-12 февраля 2019 г., Санкт-Петербург (МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН; Кафедра музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета));
  • Доклад «На страже русской архитектуры: А.П. Удаленков в деле музейного строительства в 1920-е – 1940-е гг.» (Международная научно-теоретическая конференция «Музеи в интеллектуальном контексте эпохи 15-16 ноября 2019 г. в рамках работы секции «Музеи и выставочные проекты» VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, Санкт-Петербург (ФГБУН Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН);
  • Доклад «"София Великого Новгорода" архитектора А. П. Удаленкова: реставрация и интерпретация памятника до и после Великой Отечественной войны» (Всероссийская научная конференция "Возвращение памяти. Культурные ценности и война: поиск, восстановление, мемориализация" 29-30 июня 2022 г. (СПбИИ РАН, ГМЗ "Гатчина").
  • Доклад «Образ М. М. Сперанского в художественной пластике России XIX в.» (Международная научная конференция «Великий реформатор России: К 250-летию со дня рождения Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839)» (22-23 сентября 2022 г.) (Санкт-Петербургский институт истории РАН);
  • Доклад «Архитекторы-выпускники Академии художеств 1917 года в Советской России и эмиграции: поиск форм сохранения национального зодчества» (Международная научная конференция «Цивилизационные коды России (к столетию «Философского парохода»)» (17-18 ноября 2022 г.)» (Санкт-Петербургский государственный университет);
  • Доклад «У истоков музеефикации Исаакиевского собора: архивные документы архитектора М. Т. Преображенского» (III Архивный съезд, 11 октября 2023 г.) (Санкт-Петербургский государственный университет).

Участник научного проекта РНФ № 21-48-04402 «Святые и герои: От христианизации к национализму. Символ, Образ, Память (Северо-Западная Россия, страны Балтии и Северной Европы)» в 2022 и 2023 гг.

Основные учебные курсы:

  • История мировой культуры от древности до средневековья История мировой культуры XIV – XX вв.;
  • Экскурсионная работа;
  • Экскурсионная практика;
  • Биология и климатология в музейном деле;
  • Экспозиционные методы исторических и мемориальных музеев.

Дополнительная информация

  • Член редакционной коллегии научного рецензируемого журнала «Музей. Памятник. Наследие».