• Home
  • Преподаватели

Никоненко Сергей Витальевич

nikonenko-s-vпрофессор, д.филос.н., профессор Кафедры онтологии и теории познания

Эл.почта: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Личный профиль в системе Pure СПбГУ


Родился в Санкт-Петербурге 13.11.1971. С 1988 г. связал жизнь с университетом (1988-1993 — студент, 1993-1996 — аспирант, с 1997 — ассистент, с 1999 — старший преподаватель, с 2004 — доцент, с 2007 — профессор). Работает на кафедре с 1997 г. Имеет ученое звание профессора.

Сфера научных интересов:

  • онтология,
  • теория познания,
  • эпистемология,
  • аналитическая философия,
  • западная философия.

С 1990 исследует разные направления аналитической философии, автор единственной в России систематической монографии по аналитической философии в целом. Наряду с монографиями и статьями, организовал (как председатель оргкомитета) в единственную в истории страны всероссийскую конференцию по аналитической философии в целом: "Аналитическая философия: пути и перспективы развития в России" (СПбГУ, 29-31.05.2012).

Примерно с 2010 г. приступил к самостоятельным теоретическим разработкам в области эпистемологии и философии языка. По своим взглядам примыкает к аналитической философии и позиции внутреннего (символического, гуманистического) реализма. Занимается разработкой символической эпистемологии.

Диссертации:

  • "Неореализм в английской философии ХХ века" (1996, на соискание уч. степени кандидата филос. наук)
  • "Онтологические и гносеологические основания аналитической философии" (2006, на соискание уч. степени доктора филос. наук).

Читаемые курсы:

  • «Онтология и теория познания»,
  • «История и философия науки»,
  • «Парадигмы классической рациональности»,
  • «Философия языка»,
  • «Право и современные практики принятия истины»

Основные публикации:

Монографии:

  1. Аналитическая традиция в философии: теории, классики, школы. – СПб., Изд-во РХГА, 2022. 552 с.
  2. Витгенштейн и лингвистическая философия в контексте отечественной философской мысли. – СПб.: Изд-во РХГА, 2018. 356 с.;
  3. Эйдос и концепт. Эпистемологические основания символизма в метафизике, истории, искусстве. - СПб.: Изд-во РХГА, 2018. 522 с.;
  4. Реальность, символы и анализ. Философия по ту сторону постмодернизма. - СПб.: Изд-во РХГА, 2012. 286 с.;
  5. Английская философия ХХ века. – СПб., Наука, 1986. 776 с.

Научная деятельность. Гранты:

  • РФФИ. № 20-011-00542. Бертран Рассел в России: эволюция рецепций и современные дискурсы (рук.) – 2020, 3 года;
  • РФФИ № 19-11-00033 Л. Витгенштейн: pro et contra, антология (рук.) – 2019, 1 год;
  • РФФИ № 16-33-00023-ОГН Витгенштейн в России: проблемы восприятия и понимания (рук) – 2016, 3 года;
  • РФФИ. № 20-011-31243. Марксизм: pro et contra. Идеи и ценности в марксистской традиции в истории и современности. Российский опыт и зарубежный контекст (исп., руководитель - Андерсон Кирилл Михайлович) – 2019, 3 года;
  • РФФИ № 19-011-00506. Гегель: pro et contra. История и современность российских и зарубежных рефлексий и интерпретаций (исп., руководитель – Богатырев Дмитрий Кириллович). – 2019, 3 года;
  • РФФИ. № 18-011-00753. Рецепция и трансформация идей Мартина Хайдеггера в русской философской мысли (исп., руководитель – Романенко Юрий Михайлович) – 2018, 3 года.
  • РНФ № 21-18-00174 «Историзм как парадигма гуманитарных наук».

Дополнительная информация:

  • Награжден дипломом СПбГУ второй степени конкурса "За научные труды" 2003 г. за монографию «Английская философия ХХ века» (СПб., Наука, 2003);
  • Членство в диссертационных советах.
  • Участие в работе Научной комиссии.
  • Председатель ГЭК в РХГА по направлению «Теология».

Сидоров Алексей Михайлович

sidorov-a-mдоцент, к.филос.н., доцент Кафедры онтологии и теории познания

Эл.почта: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Личный профиль в системе Pure СПбГУ


Образование

В 1998 г. окончил с отличием философский факультет Санкт-Петербургского государственного университета

Сфера научных интересов

  • онтология,
  • теория познания,
  • эстетика и философия искусства,
  • история идей

Читаемые курсы

  • Онтология и теория познания;
  • Актуальные проблемы онтологии и теории познания;
  • История и философия науки;
  • Современные проблемы философии и методологии науки;
  • Философия-онлайн

Основные публикации

  1. Эстетический поворот: от Канта и романтизма к современной философии // Кантовский сборник. 2011. № 2 (36). С. 52-59.
  2. Эстетика немецкого идеализма как ответ на кризис современности // Terra Aestheticae. 2019. № 1 (3). С. 8-26.
  3. Кинематографический опыт. История, теория, практика. Коллективная монография (соавтор). СПб.: Эстезис, 2019. 280 с.
  4. Топология травмы: индивидуальный травматический опыт и опыт исторических катастроф. Коллективная монография (соавтор). СПб.: Реноме, 2020. 248 с.
  5. Культурная травма современности: опыт нигилизма в философии и литературе. Монография. СПб.: Печатный цех, 2020. 310 с.

Награды

Премия «Вторая навигация» 2020-2021 гг. Санкт-Петербургского философского общества в номинации «За лучшее философское исследование 2020-2021 гг.» за книгу «Культурная травма современности. Опыт нигилизма в философии и литературе» (СПб.: Печатный цех, 2020).

Научная деятельность, гранты

  • Стратегии философского анализа кинематографического опыта. Грант РГНФ. № 17-03-00495-ОГН. 2017-2019 гг.
  • Теория культурной травмы: индивидуальный травматический опыт и опыт исторических катастроф. Грант РФФИ. № 18-011-00570. 2018-2020.

Основные интересы находятся на пересечении эстетики с традиционными темами онтологии и теории познания. Немецкий философ В. Вельш выдвинул недавно провокативный тезис о том, что эстетика сегодня стала «первой философией», проникнув в сердцевину философского проекта, изменив представления о фундаментальных измерениях бытия и знания. Казавшиеся в метафизическую эпоху вторичными по сравнению с объективностью бытия и точностью его отражения в знании эстетические категории — видимость, чувственность, множественность, вымысел, игра — становятся характеристиками самой действительности. Не только Вельш, но и другие теоретики сейчас говорят об «эстетизации реальности». Так, например, с точки зрения Дж. Ваттимо, утрата в современности трансцендентного и метафизического бытия означает обретение его как интерпретации, а это приводит к тому, что современная жизнь отмечена феноменом всеобщей выразительности: все, вплоть до самой реальности, воспринимается как материал для формирования и как предмет эстетического дереализующего переживания. Нынешнее общество коммуникации и гуманитарных наук расстается с метафизической традицией бытия как «основания», «субстанции». Ослабление бытия, фабулизация мира, осознание того, что наши интерпретации по-разному создают саму его объективность, является причиной того, что можно назвать «эстетизации реальности» Похожие идеи были и у Ж. Бодрийяра: «.Искусство теперь повсюду, поскольку в самом сердце реальности теперь — искусственность». Эстетическая экспансия в область теории может вызывать энтузиазм или опасения, но она со времен романтиков, Ницше и таких философских антагонистов, как Хайдеггер и Адорно, стала свершившимся фактом. Этот «эстетический поворот» означает, что использование эстетических категорий и ходов мысли для продолжения разговора на традиционные философские темы стало сейчас обычным делом. Движение западной культуры от гетерономии к автономии привело к разрыву с традицией и классической метафизикой, к распаду единого онтологического порядка, охватывающего Космос и общество. В условиях такого «ослабления бытия» реальность перестает быть чем-то независимым от человеческой воли и воображения. Не случайно категория эстетического появляется в конце ХVIII века, когда реальность начинает во все большей степени восприниматься стремящимся к автономии и в результате утрачивающим онтологическую укорененность человеком Просвещения в модусе «как если бы» и исчезновение мира начинает компенсироваться его творческим вымыслом. Именно тогда искусство становится «эстетическим искусством» (О.Марквард), то есть не подражанием действительности, а ее преображением, фиктивным восполнением утрачиваемой реальности. Именно эта сущностная связь между экспансией субъективности и опытом творческой свободы приводит к проекту эстетической организации жизни, который сохраняет свою значимость до сих пор. Сегодня на поверхности эстетизации преобладают наиболее поверхностные эстетические ценности: удовольствие, развлечение, обладание без последствий. Общество праздности и переживаний обслуживается расширяющейся культурой праздников и забав. На более глубоком уровне материальной и социальной реальности эстетизация связана уже не с красотой, а с идеями виртуальности и пластичности. Она затрагивает не только те или иные аспекты реальности, но способ ее бытия и нашего понимания в целом. Эстетические элементы заполнили поверхностный уровень объективной и субъективной реальности: магазины стали комфортнее, носы – совершеннее и т.п. Но эстетизация проникает гораздо глубже, воздействуя на базовую структуру реальности как таковой. Материальная реальность подвергается воздействию новых технологий, социальная - медиатизируется и виртуализируется, субъективная – попадает под власть аффектов из-за распада этических норм. Процесс эстетизации протекает по-разному в разных сферах, меняется городская среда, стиль жизни людей, социальные отношения. Эстетизация сознания означает, что мы не видим больше первых или последних оснований сущего; скорее, реальность представляется результатом такого процесса, который раньше был знаком нам лишь в сфере искусства - она сотворена, изменчива, необязательна, беспочвенна и т.п. Основная идея заключается в том, что в конце XVIII в. произошел «эстетический поворот» в философии, по отношению к которому более поздние – «лингвистический», «иконический», «медиальный» - являются производными. Как писал Ж.Рансьер, эстетика – это не название для какой-то отдельной философской дисциплины, это «мысль о новом беспорядке», когда в результате слома представлений о «природе-законодательнице» или «человеческой природы» единственным арбитром для ценностей оказывается средоточие эстезиса, отклика чувственности, больше не ориентирующегося на объективные законы мимесиса. Современный разрушение метафизических и социальных иерархий, названное Ницше «смертью Бога», поэтому можно называть именно «эстетической революцией». И поэтому также, субъективизм, нигилизм, эстетизм – это взаимообусловленные феномены, образующие суть истории современности.

Переосмысливается место йенского романтизма в современной истории идей. Романтиками был открыт альтернативный по отношению к немецкому идеализму взгляд на философию и ее отношение к искусству, возродившийся в постструктурализме с его критикой идей тождества и присутствия. Открытие романтиками жанра фрагмента, совмещающего в себе завершенность и незавершенность, целое и часть, включающего в себя собственную неудачу стало это формой негативной диалектики, до-гегелевской критики Гегеля, которая предвосхищает многие постгегелевские концепции, вплоть до Адорно и деконструкции. Романтическое письмо, практика фрагментарности – это развертывание неудачи окончательного синтеза, продолжающийся процесс самосозидания и саморазрушения. Все, что предлагают фрагменты – это практики письма, спекулятивного, критического, вопрошающего, которые открывают возможность романтизма.

Романтическая ирония – это выражение «двойного узла» в самом сердце человеческого существования, признание необходимости и невозможности совершенной коммуникации. В иронии совмещаются скептицизм и религиозность человеческого существа. Именно ироническое сознание приводит философа к самопародии и даже к псевдонимии как к наиболее искреннему выражению своей религиозности – стратегия, унаследованная от Шлегеля такими противоположными, казалось бы, авторами как Кьеркегор и Ницше. После романтизма и до сих пор литература и философия все время имеет дело с этим вопросом прерывности или различия как с вопросом формы. Жанр фрагмента – это жанр порождения, становления. Фрагментарное письмо – это не столько форма порождения, сколько форма продолжения, выживания, перехода. В любом случае, такие тексты накладывают на читателя обязательство продолжить движение начатое ими. Это стремление к движению, превосходящее субъекта, исходящее откуда-то извне, из незавершенности самой реальности, можно назвать фрагментарным императивом. Когда романтики говорят о Сократе, то имеют в виду иронического, фрагментарного, неуловимого Сократа из платоновского «Пира», а не систематического, сверхрационального Сократа поздних диалогов Платона. Их интересует тот Сократ, который сам себя сравнивал с Одиссеем, настойчивым скитальцем досократовских времен. Таким образом, романтическая поэзия указывает, с одной стороны, на досократическое прошлое, в дометафизический мир, а с другой – предвосхищает времена Ницше, Хайдеггера и европейского авангарда. Момент незавершенности, неразрешимости фрагментарного произведения требует от автора и читателя всегда быть готовым идти дальше. Именно эта готовность оставить свой мир и отправиться на зов «иного» привносит этическое измерение в романтический фрагментарный императив и делает его одним из самых впечатляющих и адекватных опыту современности ответов на проблему новоевропейского нигилизма. Осознав, что фрагменты современной жизни не могут быть воссоединены в некое объемлющее целое, романтизм предложил форму мысли и творчества, не отрицающую эту фрагментарность, а воплощающую ее. Тем самым фрагментарный императив романтизма предвосхитил важнейшие стратегии пост-идеалистической теории, от Кьеркегора и Ницше до «негативной диалектики» Адорно и деконструкции Ж.Деррида, и стал первым философским движением, сумевшим продумать радикальный сдвиг в самосознании Модерна к признанию случайности, историчности и конечности. Начиная с «Критики способности суждения» и йенского романтизма, через творчество Кьекегора, Шопенгауэра, Вагнера, Ницше, Хайдеггера, Беньямина, Адорно до идей постструктуралистов «эстетическая революция» оказывает свое воздействие на современное мышление и культуру.

Тексты, в которых эти идеи изложены:

  1. История эстетики. Отв. ред. В.В.Прозерский, Н.В.Голик. СПб., Издательство РХГА, 2011. Гл. 21.Эстетика марксизма: революционное искусство и революция в искусстве. Гл. 29. Эстетика в искусственном мире: от постструктурализма к современной теории.
  2. Европейский нигилизм и искусство: о значении романтизма для современности // Вопросы культурологии. №6. 2011.
  3. «Эстетический поворот»: от Канта и романтизма к современной философии. // Кантовский сборник. №2, 2011.
  4. Фрагмент и бесформенное: «возвращение реального» в современной философии искусства // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. №2. 2012.
  5. Кьеркегор: эстетизм и онтология // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки [Электронный ресурс]. 2015. № 2.
  6. Дискурс тела в философии Шопенгауэра // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки [Электронный ресурс]. 2015. № 2.
  7. Фрагментарный императив романтизма // Проблемы современной науки и образования. 2015. №2.
  8. Искусство и истина (об эстетической теории Т.Адорно) // Наука, техника и образование. 2015. №2.

Бирюкова Марина Валерьевна

доктор культурологии, кандидат искусствоведения, доцент Кафедры музейного дела и охраны памятников

эл.почта: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Личный профиль в системе Pure СПбГУ


В 1986 году закончила Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова, живописное отделение. В 1986 г. поступила на исторический факультет Ленинградского государственного университета на вечернее отделение, закончила университет в 1991 году. Во время обучения работала в Государственном Эрмитаже.
В 2005 году поступила в аспирантуру Российского института истории искусств, где в 2008 году под руководством профессора И.Д. Чечота защитила кандидатскую диссертацию «Проблема куратора как автора художественно-эстетической концепции: Харальд Зееман и Документа5 1972 г.» по специальности 17.00.09 – история и теория искусства.
С 2006 года по 2022 год работала в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна» на кафедре истории и теории искусства.
В 2018 году защитила докторскую диссертацию «Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры» по специальности 24.00.01 – теория и история культуры, научный консультант проф. А.С. Дриккер.
С 2008 года по настоящее время работает на кафедре музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета.

Сфера научных интересов:

Современное искусство; история выставок; теория и история кураторства; эстетика; философия музея; музейное дело; виртуальные музеи; история художественных аукционов.

Основные научные публикации:

  1. Бирюкова М.В. Философия кураторства. СПб: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2018. 320 с.
  2. Бирюкова М.В. К определению кураторства. Музей. Памятник. Наследие. 2021, 2, (10), с. 15-26.
  3. Бирюкова М.В. Символика музея в институциональной теории и кураторских проектах // Раздел 8. Музей: коллекции, экспозиции, кураторские практики. Сборник материалов международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства IX», СПбГУ, 2021, с. 810-818.
  4. Бирюкова М., Максимова Л. Аспекты мимесиса в перформативных художественных практиках / Перформанс: новые формы присутствия. Материалы международного симпозиума, Санкт-Петербург, 1-2 июня 2017 г. Институт имени И.Е. Репина при Российской Академии художеств. СПб: 2018, С. 92-98.
  5. Biryukova, Marina. Bazon Brock's Visitors’ School on Documenta in Kassel: Training for Reception of Contemporary Art // International Journal of Art and Design Education, 38(1), 2019, рр. 207-223.
  6. Biryukova, Marina. Modern and Contemporary Art in the Russian Museum Context // Muzeologia a Kulturne Dedicstvo. 2020, V.8 (3), pр. 63-74.
  7. Biryukova, Marina, Dolák, Jan. Qualities of Diegesis in Conceptual Curatorial Projects. // Journal of Science and Technology of the Arts. V. 12(3), 2020, pр. 116-128.
  8. Biryukova, Marina. The Current State of Culture in Russia as Reflected in the Art, Museum, Exhibition Sphere. // C. Fillis (Ed) A Closer Look at Russia and its Influence in the World. New York: Nova Science Publishing, 2019, pp. 157-174.
  9. Biryukova, Marina; Nikonova, Antonina. The Idea of Museum in Contemporary Curatorial Projects // Muzeologia a Kulturne Dedicstvo, 6, № 2, 2018, рр. 31-44.
  10. Biryukova М. Reconsidering Manifesta 10: Big Exhibition Project as Narrative // Journal of Science and Technology of the Arts. 2017. Vol. 9, № 1. P. 17-27.
  11. Бирюкова М.В. Музейный экфрасис в русской прозе ХХ века // Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae, 2017. T. 62, № 1. С. 143–159.
  12. Biryukova М., Gaevskaya Е., Nikonova А., Tsvetaeva М. Interdisciplinary Aspects of Digital Preservation of Cultural Heritage in Russia // European Journal of Science and Theology, 2017. Vol. 13, № 3. P. 137-147.
  13. Biryukova М., Nikonova А. The Role of Digital Technologies in the Preservation of Cultural Heritage // Muzeológia a kultúrne dedičstvo, 2017. Vol. 5, № 1. P. 169-173.
  14. Biryukova M. Ludic Aspects in Russian Religious-Philosophical Literature at the Turn of the 20th Century // Russian Literature, 2017. Vol. 90. P. 45-82.
  15. Biryukova M., Nikonova A. The Museum Communication: Between an Object and a Visitor // Advances in Sociology Research (Ed. Jared A. Jaworski), V. 28, New-York: Nova Science Publishing, 2019, Р. 71-92.
  16. Biryukova M., Nikonova A. Art Therapy in St. Petersburg’s Museums // Indian Journal of Social Work, 2015. Vol. 76(2), № 2. P. 291-304.
  17. Biryukova M. Reconsidering the Exhibition ‘When Attitudes Become Form’ curated by Harald Szeemann: Form Versus Anti-form in Contemporary Art // Journal of Aesthetics and Culture. Vol. 9. № 1. 2017. P. 52-64.

Участие в научных мероприятиях:

  1. Доклад на пленарном заседании международной конференции «XIII Кагановские чтения. Коммуникативные стратегии в современной художественной культуре» - «Кураторство как ответ на конфронтацию формы и идеи в современном искусстве», Институт философии СПбГУ, 17.05.2019.
  2. Доклад на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Кураторские практики и стратегии профессиональной подготовки в современном искусствоведении» -«Куратор и зритель как автор и адресат: опыт коммуникации и культурной медиации в «Школе для посетителей» Базона Брока», СПбГУ, Факультет свободных наук и искусств, 22.10.2019.
  3. Доклад на международной научной конференции «Стратегии и репутации музеев» в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума – «Идея музея в современных кураторских проектах», Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 15.11.2019.
  4. Доклад на пленарном заседании «Подлинник vs воспроизведение: парафразы старых мастеров Фрэнсиса Бэкона в музейных выставочных проектах» - Международный круглый стол «Философия музея: от герменевтики к эвристике музейного предмета», 26-28 апреля 2018 г., Институт Философии СПбГУ, Дом ученых РАН.
  5. Доклад на международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства IX», СПбГУ, 2021 «Символика музея в институциональной теории и кураторских проектах» // Раздел 8. Музей: коллекции, экспозиции, кураторские практики, 30.10.2020.

Участие в научных проектах:

  • РГНФ «Феномен медиа в практике художественных выставок» № 15-04-00400a, 2015-2018 - исполнитель.
  • РФФИ: Издание научного труда «Философия кураторства», проект № 18-112-00097, 2017 – 2018 – руководитель.

Основные учебные курсы:

  • «Современный выставочный процесс и кураторские проекты»;
  • «Репрезентация культуры и искусства ХХ века в выставочной деятельности»;
  • «Негосударственные музеи и вопросы коллекционирования»;
  • «История аукционной деятельности» (на англ. языке);
  • «Современная выставочная деятельность»; «Научно-исследовательская деятельность»;
  • «История русского искусства XIX – начала XX века»;
  • «История западноевропейского искусства с древности до XV века»;
  • «История зарубежного искусства с XVI до XIX века».

Дополнительная информация:

  • член редакционной коллегии научного рецензируемого журнала «Музей. Памятник. Наследие»
  • член редакционной коллегии научного рецензируемого журнала «Международный журнал исследований культуры»
  • Член СПб отделения Союза художников России с 2013 года, секция искусствоведения
  • Эксперт РАН

Королькова Людмила Валентиновна

старший преподаватель, кандидат исторических наук, Кафедра музейного дела и охраны памятников

Эл.почта: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. ; This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Личный профиль в системе Pure СПбГУ


Ведущий научный сотрудник Отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики Российского Этнографического музея (г. Санкт-Петербург). С 1993 г. по настоящее время проводит полевые этнографические исследования на территории Северо-Запада России. С 1993-2004 гг. проводила археологические исследования на территории юго-восточного Приладожья (археологические разведки и раскопки).

В 1992 году с отличием окончила Исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (вечернее отделение) и была принята на работу в Российский этнографический музей в должности научного сотрудника отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики, где и работает по настоящее время.  В 2000 году на кафедре археологии СПбГУ защитила кандидатскую диссертацию «Северо-восточные районы Новгородской земли X-XVII вв. Формирование сети расселения и этнокультурные взаимодействия». На кафедре музейного дела и охраны памятников работает со времени ее основания.

Сфера научных интересов:

Этнография, этническая история, этноконфессиональная история, история музейного дела и охрана памятников, научная атрибуция музейных памятников..

Основные научные публикации:

(с 1993 г. по настоящее время опубликовано более 160 работ)

  1. Старообрядцы западного Приильменья и верхнего Поволховья в XIX веке Печат, Историко-культурный ландшафт Северо-Запада. Четвертые Шегреновские чтения. Сборник статей. СПб. 2011. С. 260-273.
  2. Старообрядческая деревня Лавния XIX-XX вв (Волховский район Ленинградской области). Опыт историко-этнографического исследования. Печат. Старообрядчество. История, культура, современность. Материалы. Том. II. М., 2011. С.289-301.
  3. Ареал расселения и динамика численности старообрядцев и сектантов на Северо-Западе России 1897-1915 гг (Санкт-Петербургская губ., Лодейнопольский у. Олонецкой губ., Тихвинский и Новгородский к. Новгородской губ.) // Историко-культурный ландшафт-3. Шестые международные Шегреновские чтения. Сборник статей. Санкт-Петербург. 2014. С. 176-187.
  4. Королькова Л.В. Народы Европейского Севера и Северо-Запада России // Народы России. XVIII – начало XX века. – СПб.: Славия, 2014. С. 215–275.
  5. Вепсы: фотографии и рукописи из собрания Российского этнографического музея. – СПб.:Издательский Дом «Инкери», 2015. 235 с.
  6. Традиционная вышивка народов Ленинградской области. – СПб.: Издательский Дом «Инкери», 2016. 222 с.
  7. Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области / Научный редактор О. М. Фишман, авторы: М.А. Докучаева, М. Л. Засецкая, Г. А. Исаченко, Л. В. Королькова, О. А. Красникова, А. И. Терюков и др. – СПб.: Издательский Дом «Инкери», 2017. 656 с.
  8. «В моленной – сердце и жизнь, ограда и отвердение раскола» (старообрядческие моленные XIX – начала XX в. Санкт-Петербургской губернии и сопредельных территорий) // Старообрядчество. История. Культура. Современность. 2018. – № 16. С. 68–72.
  9. Королькова Л.В. Тихвин. Тихвинский край: Научно-популярное иллюстрированное издание / Пред. ред. комитета И.В. Фомин. СПб.: Арт-Деко, 2019. – Т. 1. 226 с. То же. Т. 2. С. 1–151.
  10. Почитаемые культовые памятники Ленинградской области. История и современность // Рябининские чтения 2019: Материалы VIII конференции по изучению и актуализации культурного наследия. – Петрозаводск: Музей-заповедник «Кижи», 2019. – С. 91–94.
  11. Старообрядческие общины Санкт-Петербургской губернии. 1908–1917 гг. // Старообрядчество. История. Культура. Современность. – М.; Боровск, 2019. – С. 113–119.
  12. Альбом «Водь, ижора. Фотографии и материалы из собрания РЭМ» / Науч. Ред. О.М. Фишман. Ленинградская область.: ООО «Издательский Дом «Инкери», 2020. 224 с. ISBN 978-5-6044860-0-9
  13. «Свадебный обряд как фактор интеграции в межэтническом диалоге. Вепсы. Русские. XIX – XX вв.». // XIX Санкт-Петербургские этнографические чтений «Этнокультурная идентичность: феноменология и вариативность в контекстах истории XIX–XXI веков: Материалы Девятнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб.: Российский этнографический музей, 2020. С. 322-327.
  14. Королькова Л.В. Бисер и стеклярус в традиционном костюме балтских и финно-угорских народов Северо-Запада России / Ювелирное искусство и материальная культура / Сб. статей. Вып. 6. Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа. 2021. С. 181-193.
  15. Королькова Л.В. К истории формирования Тихвинского межрайонного краеведческого музея (1919-1941) гг // Музей-Памятник-Наследие. (К 100-летию А.Д. Столяра). № 1(9). 2021. С.85-95. ISSN 2523-5109 (онлайн версия).
  16. Королькова Л.В. К.Д. Далматов и его коллекции традиционного орнамента (вышивка, ткачество, кружево) в Российском этнографическом музее» // Кунтскамера. № 1(11), 2021. С. 197-207.

Участие в научных проектах:

Принимала участие в разработке ряда коллективных и индивидуальных научных тем по главным направлениям деятельности РЭМ и отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики: «Материальная культура вепсов», «Этническая история Северо-Запада России», «Создание электронного этнографического биобиблиографического словаря собирателей отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики РЭМ» (Грант РГНФ 2005–2007 гг.), «Этноконфессиональная карта Северо-Запада России», «Старообрядчество Ленинградской области», «Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области; материалы и исследования» и др. (Грант РГНФ 2012-2014)

Основные учебные курсы:

  • Научно-фондовая деятельность в музее
  • Археология
  • Этнология

Дополнительная информация:

  • Член научно-производственного Ученого совета Российского этнографического музея
  • Член экспертно-консультативного совета по национальной политике при Комитете по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области
  • Член художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Ленинградской области при правительстве Ленинградской области

Любезников Олег Анатольевич

Любезников ОАдоцент, кандидат исторических наук, Кафедра музейного дела и охраны памятников

Эл.почта: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Личный профиль в системе Pure СПбГУ


Родился в Ленинграде 14 октября 1988 года. В 2010 году с отличием окончил Исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета и поступил в аспирантуру по кафедре истории России с древнейших времен до XX века. Подготовил и защитил 9 июля 2013 года в Санкт-Петербургском институте истории РАН диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук – «Николай Николаевич Новосильцов – государственный деятель императорской России первой трети XIX века» (специальность – 07.00.02 – Отечественная история).

В 2010-2018 гг. – внештатный экскурсовод государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». В 2011–2012 гг. – младший научный сотрудник Исторического факультета СПбГУ, в 2015–2017 гг. – доцент Исторического факультета АНО ВПО «Петербургский институт иудаики». На Кафедре музейного дела и охраны памятников работает с 20 января 2018 года.

Сфера научных интересов:

История музейного дела и охраны памятников в России в социально-политическом контексте XIX-XX вв.; история Санкт-Петербурга/Ленинграда; история архитектурной реставрации; биографика.

Основные научные публикации:

  1. Н.Н. Новосильцов и А.Д. Балашев: разработка и реализация преобразований в системе местного управления при императоре Александре I // Клио. 2012. № 12 (72). С. 108–115. (В соавт.).
  2. О роли Н. Н. Новосильцова в политике России в отношении еврейского населения в первой четверти XIX века // Вестник СПбГУ. Сер.2. История. 2013. № 1. С. 135–140.
  3. О переводе на русский язык конституции Царства Польского в 1816 г. // Петербургский исторический журнал. 2014. № 4. С. 291–303.
  4. Завещание и смерть Огюста Монферрана: легенды и документы // Клио. 2015. № 10 (106). С. 196–201. (В соавт.).
  5. Исаакиевский собор: малоизученные вопросы истории создания храма (по новым архивным данным). СПб.: «Издательство “ЛЕМА”», 2015. – 72 с.
  6. Исаакиевский собор в 1917-1920-е гг. Архитекторы М.Т. Преображенский, Н.П. Никитин, А.П. Удаленков и проблема музеефикации памятника. СПб.: «Издательство “ЛЕМА”», 2017. – 68 с.
  7. «Труд большей части моей жизни…»: Исаакиевский собор в судьбе архитектора Н.П. Никитина (к истории музеефикации памятника) // Музей – Памятник – Наследие. 2017. № 1. С. 68–79.
  8. Архитектор Н.П. Никитин и его книга «Огюст Монферран»: Проблема научной репрезентации истории Исаакиевского собора в сталинскую эпоху // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 4 (181). С. 41–47.
  9. Архитектор А.Л. Ротач и его книга «Исаакиевский собор»: издания 1962 и 2018 годов // Музей – Памятник – Наследие. 2019. № 1 (5). С. 76–89.
  10. Решетка сада Зимнего дворца: трансформации символического значения в первой четверти XX в. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2020. T. 11. Выпуск 1 (87) [Электронный ресурс].
  11. Архитекторы-выпускники Академии художеств 1917 года: жизненные и профессиональные траектории в послереволюционную эпоху // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. 2020. № 1. С. 140–147.
  12. Архитекторы-исследователи и проблема преемственности в деле архитектурной реставрации в Ленинграде 1920-х – 1940-х гг. Часть 1 // Клио. 2020. № 9 (165). С. 124–138.
  13. Архитекторы-исследователи и проблема преемственности в деле архитектурной реставрации в Ленинграде 1920-х – 1940-х гг. Часть 2 // Клио. 2020. № 10 (166). С. 93–103.
  14. Повесть Л.Н. Рахманова «Базиль» в контексте истории Государственного антирелигиозного музея в Ленинграде: Образ Исаакиевского собора в 1930-е гг. // Музей. Памятник. Наследие. 2022. № 1 (11). С. 99–118.
  15. Интерьер Исаакиевского собора в XIX веке: метаморфозы символического послания // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2022. № 1. С. 195–210.
  16. Исаакиевский собор как политическое пространство: трансформация образа и поиск интерпретаций до и после революции 1917 года // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2023. Т. 22, № 1: История. С. 98–109.
  17. Образ М.М. Сперанского в художественной пластике XIX века: из истории символической политики в Российской империи // Петербургский исторический журнал. 2023. № 2 (38). С. 239–246.
  18. «День моих именин не завтра, а в мае месяце»: К вопросу о годе рождения Н.Н. Новосильцова // Наука СПбГУ–2022. Сборник материалов Всероссийской конференции по естественным и гуманитарным наукам с международным участием, 21 ноября 2022 года. СПб., 2023. С. 601–603.
  19. «Русская школа исследователей памятников русской архитектуры»: воспоминания архитектора Н.П. Никитина об Академии художеств начала XX века // Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. 2023. Т. 11. С. 167–178.
  20. «София Великого Новгорода» архитектора А. П. Удаленкова: изучение русского национального зодчества в контексте научной политики периода позднего сталинизма // Электронный научно-образовательный журнал «История». – 2023. – T. 14. – Выпуск 11 (133).

Участник авторского коллектива, подготовившего научное издание: Великокняжеские резиденции Российской империи в 1826–1917 гг.: экономика строительства. СПб.: Историческая иллюстрация, 2020. – 288 с.

Участие в научных мероприятиях:

  • Доклад «Создание русскоязычного текста конституции Царства Польского: к вопросу о преобразовательных планах Александра I» (Всероссийская научная конференции с международным участием «Александр I. Трагедия реформатора: люди в судьбах реформ, реформы в судьбах людей» (15-16 сентября 2015 г.) (СПб ИИ РАН));
  • Доклад «К истории музеефикации Исаакиевского собора. Архитекторы Н.П. Никитин и А.П. Удаленков» (на пленарном заседании Девятой международной научной конференции из цикла «История сталинизма» «Культура и власть в СССР. 1920-е – 1950-е гг.» (24-26 октября 2016 г.) (Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Государственный архив Российской Федерации, Государственный Эрмитаж и др.));
  • Доклад «Академик А.Е. Бейдеман в Исаакиевском соборе: возвращение из забвения» (Международная научная конференция «Академия художеств в прошлом и настоящем» к 260-летию со дня основания, 16 – 18 ноября 2017 г. (VI Санкт-Петербургский международный культурный форум));
  • Доклад «Архитектор Н.П. Никитин и его книга «Огюст Монферран» 1939 года издания» (V международная научная конференция, посвященная памяти Арлена Викторовича Блюма, «Блюмовские чтения. История книги и цензуры в России», 21 мая 2018 г.) (СПб ИИ РАН);
  • Доклад «К истории первого поколения ленинградских реставраторов: Архитекторы в сфере охраны памятников и музейном строительстве в 1920-е – 1930-е гг.» (Научно-исследовательский семинар «Музеи и революция: К 100-летию Первой всероссийской конференции по делам музеев» 11-12 февраля 2019 г., Санкт-Петербург (МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН; Кафедра музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета));
  • Доклад «На страже русской архитектуры: А.П. Удаленков в деле музейного строительства в 1920-е – 1940-е гг.» (Международная научно-теоретическая конференция «Музеи в интеллектуальном контексте эпохи 15-16 ноября 2019 г. в рамках работы секции «Музеи и выставочные проекты» VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, Санкт-Петербург (ФГБУН Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН);
  • Доклад «"София Великого Новгорода" архитектора А. П. Удаленкова: реставрация и интерпретация памятника до и после Великой Отечественной войны» (Всероссийская научная конференция "Возвращение памяти. Культурные ценности и война: поиск, восстановление, мемориализация" 29-30 июня 2022 г. (СПбИИ РАН, ГМЗ "Гатчина").
  • Доклад «Образ М. М. Сперанского в художественной пластике России XIX в.» (Международная научная конференция «Великий реформатор России: К 250-летию со дня рождения Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839)» (22-23 сентября 2022 г.) (Санкт-Петербургский институт истории РАН);
  • Доклад «Архитекторы-выпускники Академии художеств 1917 года в Советской России и эмиграции: поиск форм сохранения национального зодчества» (Международная научная конференция «Цивилизационные коды России (к столетию «Философского парохода»)» (17-18 ноября 2022 г.)» (Санкт-Петербургский государственный университет);
  • Доклад «У истоков музеефикации Исаакиевского собора: архивные документы архитектора М. Т. Преображенского» (III Архивный съезд, 11 октября 2023 г.) (Санкт-Петербургский государственный университет).

Участник научного проекта РНФ № 21-48-04402 «Святые и герои: От христианизации к национализму. Символ, Образ, Память (Северо-Западная Россия, страны Балтии и Северной Европы)» в 2022 и 2023 гг.

Основные учебные курсы:

  • История мировой культуры от древности до средневековья История мировой культуры XIV – XX вв.;
  • Экскурсионная работа;
  • Экскурсионная практика;
  • Биология и климатология в музейном деле;
  • Экспозиционные методы исторических и мемориальных музеев.

Дополнительная информация

  • Член редакционной коллегии научного рецензируемого журнала «Музей. Памятник. Наследие».