Кафедра конфликтологии

Заведующий кафедрой: Стребков Александр Иванович
Комната: 128
Телефон: 328-94-21, доб.: 1857
Электронная почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Публикационная активность научно-педагогических сотрудников кафедры в системе Pure

Подготовка конфликтологов на факультет ведется без малого десять лет. За это время выпущено более двухсот специалистов в области конфликтологии. В 1999 году появилась экспериментальная образовательная программа по конфликтологии. Сегодня образовательная программа по конфликтологии приобрела постоянную основу, включена в Общероссийский классификатор специальностей образования. Конфликтология как образовательная программа признана постоянно действующей в Российской Федерации. В 2003 году был начат эксперимент по подготовки магистров конфликтологии, который был завершен в 2006 году. Магистратура по наркоконфликтологии, политической конфликтологии и прикладной конфликтологии успешно прошла процедуру государственного лицензирования.

За столь короткий период существования образовательной программы по конфликтологии в ней самой произошли изменения – она стала программой учитывающей последние достижения отечественной конфликтологии. Над ее реализацией трудятся несколько десятков преподавателей, специалистов в различных отраслях конфликтологии, из академических и образовательных учреждений. Образовательная программа есть плод совместного труда Центра конфликтологии Института социологии РАН и ведущих преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета. По большому счету конфликтология как образовательная программа жива и успешно развивается благодаря энтузиазму, который проистекает от понимания значимости конфликтологического знания в этом непростом, насыщенном конфликтами мире.

Подготовка конфликтологов на государственной основе ведется на философском факультете СПбГУ. Однако следует отметить, что по своей внутренней структуре и сути дисциплина междисциплинарная.
 
Содержание образовательной программы отражает уровень развития отечественной конфликтологии. Концептуально она построена с учетом абстрактно-аналитического и прикладного характера конфликтологии. Абстрактно-аналитический характер представлен курсом «Общая конфликтология» и отраслевыми конфликтологиями, такими как «Политическая конфликтология», «Экономическая конфликтология», «Юридическая конфликтология» и другими. Ее прикладной аспект представлен в курсе «Технологии урегулирования конфликтов», а также в технологиях регулирования конфликтов в различных сферах жизни, которыми, как правило, завершаются курсы, относящиеся к отраслевым конфликтологиям.
 
Курс «Общая конфликтология» создает базисную основу образовательной программы. Он структурируется по разделам и темам, в которых отражается содержание курса. Разделы курса охватывают следующие проблемы конфликтологии: возникновение и становление общей конфликтологии как науки; предмет и методология исследования в конфликтологии; основные методологические подходы в интерпретации социальных конфликтов и их роль в формировании современной общей конфликтологии; методология конфликтологического анализа общества и человека; методология анализа социальных конфликтов; понятие институционализации, ее уровни, формы и роль в разрешении социальных конфликтов; особенности конфликтогенности современной цивилизации и общества. Задачами курса являются приобретение студентами основных знаний о формах конфликтного взаимодействия, причинах, условиях и факторах, порождающих конфликт, о месте и роли конфликтов в функционирования и развитии социальных систем, способах и методах предупреждения и разрешения конфликтов.
 
В программе представлены курсы отраслевой конфликтологии. Эти курсы, такие как «Политическая конфликтология», «Этноконфликтология», «Юридическая конфликтология», «Экономическая конфликтология», «Конфликтология международных отношений», «Конфликтология духовной сферы», «Педагогическая конфликтология», «Региональная конфликтология», дают представление о предмете отраслевых конфликтологий, раскрывают специфические технологии регулирования конфликтов в различных сферах жизни общества. В данных курсах подвергается анализу конфликты, протекающие в различных сферах жизни современного общества, указываются специфические различия в самом конфликтном взаимодействии, а также представлены различия технологий регулирования и разрешения конфликтов в той или иной сфере. Последнее необходимо не только для того, чтобы показать специфику конфликта в той или иной сфере, но и чтобы показать, что для регулирования и разрешения конфликтов в различных сферах используется как набор общих инструментов, к которым необходимо отнести переговоры, так и свои специфические средства. Так, например, для регулирования политического конфликта помимо переговоров используются так же политические средства, к которым относятся инструменты общего политического значения, а также такие политики государства, которые предупреждают конфликт. Так, предупреждающая конфликт между трудом и капиталом, сила социальной политики с некоторых пор неоценима, а разумное сдерживание или, наоборот, расширение конкуренции государством создает систему согласованных действий участников рынка.
 
Прикладной аспект образовательной программы представлен курсом «Технологии урегулирования конфликтов» в котором раскрываются сложившиеся в практике демократического общества способы предупреждения, управления и разрешения конфликтов. Данный курс по своей практической значимости в деле формирования специалиста в области конфликтологии неоценим. В пределах этого курса происходит не только овладение студентами знаниями о способах регулирования конфликтов, но также приобретаются навыки работы с конфликтами, как с рассогласованными действиями, противоположными позициями и системой восприятия.
 
В целом образовательная программа обеспечивает необходимый уровень знаний и навыков специалиста в области работы с конфликтами, определения стратегий и тактик в конфликте, регулирования, управления и разрешения конфликтов. Приобретаемые студентами знания и навыки в процессе освоения образовательной программы делают их незаменимыми специалистами как в области теории конфликтов, так и практики их разрешения.
 
Запланировано, чтобы образовательный цикл в области конфликтологии приобрёл завершенный характер, необходимо институционализировать подготовку аспирантов и осуществлять защиты по диссертационным советам, специализирующимся в области конфликтологии. В сегодняшней ситуации, когда защиты диссертационных исследований по конфликтологии происходят в советах по иным наукам, для конфликтологии, тем самым, делается медвежья услуга, она превращается в падчерицу той или иной развитой науки и всякий раз критикуется, как только выходит за рамки дозволенных приемов, используемых в ней. Это будет происходить еще долго, до тех пор, пока не наступит прозрение самих конфликтологов, а решимость утвердить самостоятельный характер конфликтологии будет отсутствовать. Сегодня для того, чтобы в конфликтологическом знании произошёл качественный скачок, необходима его организационная самостоятельность, необходимы свои диссертационные советы, свой паспорт специальности, свой круг лиц, входящих в экспертные советы.
 
Как ни странно, но все проблемы, связанные сегодня с организацией образования в области конфликтологии, зависят от одного теоретического вопроса, связанного с принципом междисциплинарности конфликтологии и с его пониманием. Хотя мы и часто говорим о том, что конфликтология носит междисциплинарный характер, но не говорим о том, что же это значит для конфликтологии. Для одних это означает конфликтологическую парадигму в той или иной отрасли социогуманитарного знания, для других многопарадигмальный подход в анализе конфликта, тогда как в действительности это не что иное, как некоторое понимание предмета конфликтологии конфликта, как некоторое осознание того, что теоретические исследования конфликта соединены в единое целое с непосредственной практикой предупреждения, управления и разрешения конфликта. Теория в конфликтологии не может быть оторвана от повседневной практики конфликтного взаимодействия. Поэтому конфликт должен мыслится в триединстве: как отношение борьбы и мира, как институциональный и внеинституциональный результат совокупности взаимодействий, и как способ негативного действия и противодействия. Эта множественность проявления конфликта и предполагает междисциплинарный характер конфликтологии. Данный междисциплинарный характер конфликтологии реализован в образовательной программе.