Кафедра конфликтологии

Заведующий кафедрой: Стребков Александр Иванович
Комната: 128
Телефон: 328-94-21, доб.: 1857
Электронная почта: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Публикационная активность научно-педагогических сотрудников кафедры в системе Pure

Подготовка конфликтологов на факультет ведется без малого десять лет. За это время выпущено более двухсот специалистов в области конфликтологии. В 1999 году появилась экспериментальная образовательная программа по конфликтологии. Сегодня образовательная программа по конфликтологии приобрела постоянную основу, включена в Общероссийский классификатор специальностей образования. Конфликтология как образовательная программа признана постоянно действующей в Российской Федерации. В 2003 году был начат эксперимент по подготовки магистров конфликтологии, который был завершен в 2006 году. Магистратура по наркоконфликтологии, политической конфликтологии и прикладной конфликтологии успешно прошла процедуру государственного лицензирования.

За столь короткий период существования образовательной программы по конфликтологии в ней самой произошли изменения – она стала программой учитывающей последние достижения отечественной конфликтологии. Над ее реализацией трудятся несколько десятков преподавателей, специалистов в различных отраслях конфликтологии, из академических и образовательных учреждений. Образовательная программа есть плод совместного труда Центра конфликтологии Института социологии РАН и ведущих преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета. По большому счету конфликтология как образовательная программа жива и успешно развивается благодаря энтузиазму, который проистекает от понимания значимости конфликтологического знания в этом непростом, насыщенном конфликтами мире.

Подготовка конфликтологов на государственной основе ведется на философском факультете СПбГУ. Однако следует отметить, что по своей внутренней структуре и сути дисциплина междисциплинарная.
 
Содержание образовательной программы отражает уровень развития отечественной конфликтологии. Концептуально она построена с учетом абстрактно-аналитического и прикладного характера конфликтологии. Абстрактно-аналитический характер представлен курсом «Общая конфликтология» и отраслевыми конфликтологиями, такими как «Политическая конфликтология», «Экономическая конфликтология», «Юридическая конфликтология» и другими. Ее прикладной аспект представлен в курсе «Технологии урегулирования конфликтов», а также в технологиях регулирования конфликтов в различных сферах жизни, которыми, как правило, завершаются курсы, относящиеся к отраслевым конфликтологиям.
 
Курс «Общая конфликтология» создает базисную основу образовательной программы. Он структурируется по разделам и темам, в которых отражается содержание курса. Разделы курса охватывают следующие проблемы конфликтологии: возникновение и становление общей конфликтологии как науки; предмет и методология исследования в конфликтологии; основные методологические подходы в интерпретации социальных конфликтов и их роль в формировании современной общей конфликтологии; методология конфликтологического анализа общества и человека; методология анализа социальных конфликтов; понятие институционализации, ее уровни, формы и роль в разрешении социальных конфликтов; особенности конфликтогенности современной цивилизации и общества. Задачами курса являются приобретение студентами основных знаний о формах конфликтного взаимодействия, причинах, условиях и факторах, порождающих конфликт, о месте и роли конфликтов в функционирования и развитии социальных систем, способах и методах предупреждения и разрешения конфликтов.
 
В программе представлены курсы отраслевой конфликтологии. Эти курсы, такие как «Политическая конфликтология», «Этноконфликтология», «Юридическая конфликтология», «Экономическая конфликтология», «Конфликтология международных отношений», «Конфликтология духовной сферы», «Педагогическая конфликтология», «Региональная конфликтология», дают представление о предмете отраслевых конфликтологий, раскрывают специфические технологии регулирования конфликтов в различных сферах жизни общества. В данных курсах подвергается анализу конфликты, протекающие в различных сферах жизни современного общества, указываются специфические различия в самом конфликтном взаимодействии, а также представлены различия технологий регулирования и разрешения конфликтов в той или иной сфере. Последнее необходимо не только для того, чтобы показать специфику конфликта в той или иной сфере, но и чтобы показать, что для регулирования и разрешения конфликтов в различных сферах используется как набор общих инструментов, к которым необходимо отнести переговоры, так и свои специфические средства. Так, например, для регулирования политического конфликта помимо переговоров используются так же политические средства, к которым относятся инструменты общего политического значения, а также такие политики государства, которые предупреждают конфликт. Так, предупреждающая конфликт между трудом и капиталом, сила социальной политики с некоторых пор неоценима, а разумное сдерживание или, наоборот, расширение конкуренции государством создает систему согласованных действий участников рынка.
 
Прикладной аспект образовательной программы представлен курсом «Технологии урегулирования конфликтов» в котором раскрываются сложившиеся в практике демократического общества способы предупреждения, управления и разрешения конфликтов. Данный курс по своей практической значимости в деле формирования специалиста в области конфликтологии неоценим. В пределах этого курса происходит не только овладение студентами знаниями о способах регулирования конфликтов, но также приобретаются навыки работы с конфликтами, как с рассогласованными действиями, противоположными позициями и системой восприятия.
 
В целом образовательная программа обеспечивает необходимый уровень знаний и навыков специалиста в области работы с конфликтами, определения стратегий и тактик в конфликте, регулирования, управления и разрешения конфликтов. Приобретаемые студентами знания и навыки в процессе освоения образовательной программы делают их незаменимыми специалистами как в области теории конфликтов, так и практики их разрешения.
 
Запланировано, чтобы образовательный цикл в области конфликтологии приобрёл завершенный характер, необходимо институционализировать подготовку аспирантов и осуществлять защиты по диссертационным советам, специализирующимся в области конфликтологии. В сегодняшней ситуации, когда защиты диссертационных исследований по конфликтологии происходят в советах по иным наукам, для конфликтологии, тем самым, делается медвежья услуга, она превращается в падчерицу той или иной развитой науки и всякий раз критикуется, как только выходит за рамки дозволенных приемов, используемых в ней. Это будет происходить еще долго, до тех пор, пока не наступит прозрение самих конфликтологов, а решимость утвердить самостоятельный характер конфликтологии будет отсутствовать. Сегодня для того, чтобы в конфликтологическом знании произошёл качественный скачок, необходима его организационная самостоятельность, необходимы свои диссертационные советы, свой паспорт специальности, свой круг лиц, входящих в экспертные советы.
 
Как ни странно, но все проблемы, связанные сегодня с организацией образования в области конфликтологии, зависят от одного теоретического вопроса, связанного с принципом междисциплинарности конфликтологии и с его пониманием. Хотя мы и часто говорим о том, что конфликтология носит междисциплинарный характер, но не говорим о том, что же это значит для конфликтологии. Для одних это означает конфликтологическую парадигму в той или иной отрасли социогуманитарного знания, для других многопарадигмальный подход в анализе конфликта, тогда как в действительности это не что иное, как некоторое понимание предмета конфликтологии конфликта, как некоторое осознание того, что теоретические исследования конфликта соединены в единое целое с непосредственной практикой предупреждения, управления и разрешения конфликта. Теория в конфликтологии не может быть оторвана от повседневной практики конфликтного взаимодействия. Поэтому конфликт должен мыслится в триединстве: как отношение борьбы и мира, как институциональный и внеинституциональный результат совокупности взаимодействий, и как способ негативного действия и противодействия. Эта множественность проявления конфликта и предполагает междисциплинарный характер конфликтологии. Данный междисциплинарный характер конфликтологии реализован в образовательной программе.

Кафедра истории философии

Заведующий кафедрой: Львов Александр Александрович
Комната: 171
Телефон: 328-94-21, доб.: 1841
Электронная почта: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Публикационная активность научно-педагогических сотрудников кафедры в системе Pure

Кафедра истории философии — старейшая и самая многочисленная из кафедр философского факультета. Созданная на историческом факультете в 1939 году, она вместе с кафедрой диалектического и исторического материализма стала ядром возникшего год спустя философского факультета Ленинградского университета. В процессе более чем шестидесятилетнего существования кафедры истории философии из нее «методом отпочкования» выделилось еще несколько: истории русской философии, современной зарубежной философии, философии религии и религиоведения, философии и культурологии Востока. Наша кафедра занята преподаванием и исследованием истории западной философии от эпохи ее становления в Древней Греции до рубежа XIX–ХХ веков.

Отношение философии к ее собственной истории существенно отличается от аналогичной ситуации в других областях научного знания. Считается (хотя это и не бесспорно), что можно стать, к примеру, квалифицированным физиком или биологом без основательного знания истории своей науки. В философии явно не так. Всякое «современное» и даже «постмодернистское» философствование осуществляется всегда только в непосредственной взаимосвязи с предшествующей, в том числе и с отдаленной во времени философией. При этом философские учения прошлого отнюдь не становятся объектом только лишь «исторического интереса» как якобы давно прошедшие и преодоленные последующем развитием философии. В истории философии философская мысль постигает саму себя в своих исторических формах и потому история философии — не только историческая наука, но и «философия философии». И ечь идет о теоретической реконструкции историко-философского процесса с соответствующим понятийным аппаратом и осмысленной философской методологией. В той мере, в какой историко-философское знание является компонентом современной философии, оно неизбежно актуализируется и становится средством разработки сегодняшних проблем, тем самым открывая перспективы постижения новых смысловых горизонтов действительности. В мировой философии ХХ в. история философии обрела столь большое значение, что многие ведущие философы создавали и создают собственные оригинальные учения непосредственно в историко-философском «материале» на путях его переосмысления. Тем самым история философии непосредственно входит в ткань современного философствования, становясь его неотъемлемой частью.

Даже в советские времена — при всем том, что философских факультетов в стране было немного (еще в конце 50-х гг. — всего два в Московском и Ленинградском университетах плюс отделение философии в Киевском и лишь позже их число увеличилось) — на нашем факультете истории философии уделялось времени и внимания намного больше, чем где-либо еще. И все же в условиях, когда все историческое развитие философии рассматривалось как историческое движение к «единственно научной» теории марксизма, уже вобравшей, как предполагалось, в свое содержание все истинное и прогрессивное из учений предшественников, роль историко-философского образования неизбежно оказывалась подчиненной.

За последние годы следствием утраты монополии «единственно истинной» философии в нашей стране стал распад единства общезначимой философской терминологии («языка философии»), а, в свою очередь, свобода публиковать любые тексты, ограниченная лишь финансовыми возможностями автора и издателя, грозит обернуться буйством субъективного произвола и философского «дилетантизма» в худшем смысле этого слова. В этих условиях, когда критерии философского профессионализма размываются и рискуют вовсе исчезнуть, освоение истории философии не только упрочило свою роль фундамента и главной составляющей философского образования, но и становится главным критерием профессиональной квалификации философа.

Но изучение истории мировой философии — это отнюдь не только «школа». Человек, занимающийся ею профессионально (да и не только профессионально), обретает исключительную возможность мысленного общения и творческого диалога с людьми, воплотившими в своем творчестве высшие достижения человечества в его многовековом искании истины. Нет никаких оснований думать, будто в истории философии все известно, — напротив, это интенсивно и творчески развивающаяся область знания, открытая для новых подходов, гипотез, интерпретаций. Предмет истории философии — историко-философский процесс. Но так как сам по себе этот процесс многомерен, то и осмысление его может осуществляться на разных уровнях и в разных исследовательских перспективах.

В разные годы кафедрой истории философии заведовали: бывший ректор Ленинградского университета проф. М. В. Серебряков, член-корреспондент АН СССИ Б. А. Чагин, профессора А. А. Галактионов и С. С. Волк. Все это широко известные ученые, первопроходцы в своих областях, пользовавшиеся заслуженным научным авторитетом. На кафедре ранее работали профессора: М. А. Киссель, В. Я. Комарова, З. Н. Мелещенко, П. Ф. Никандров, З. М. Протасенко, В. П. Федотов, М. Р. Шахнович, а также большая группа квалифицированных доцентов и преподавателей.

За последние двадцать лет число преподавателей кафедры выросло в три раза, а аспирантов и докторантов увеличилось на порядок. Это привело и к качественным переменам. Удалось привлечь на кафедру молодых и перспективных преподавателей. В те времена, когда на кафедре было всего семь преподавателей (и она к тому же вела еще и преподавание истории русской философии), мы не могли иметь больше одного специалиста, углубленно занятого каждой из исторических форм (эпох) философии. Когда нас стало больше, появилась возможность сформировать внутри кафедры проблемно-тематические группы преподавателей и аспирантов, а отчасти и студентов, объединенных общими интересами. Две из таких групп оформились организационно в постоянно действующие «Универсум платоновской мысли» и «Центр по изучению средневековой культуры». Они привлекли к своей работе преподавателей других кафедр, факультетов, вузов (в том числе и иногородних) и научных работников, регулярно проводят заседания и конференции (в том числе и международные) по античной и средневековой философии, осуществляют и публикуют переводы текстов и свои труды, издают периодические альманахи «Академия» и «Verbum». Сейчас завершается создание на философском факультете межкафедрального учебно-научного кабинета античной философии и культуры. Традиционно центральное место в исследовательской и учебной работе кафедры занимает также классическая философия Нового времени и философия XIX века.

Смею утверждать, что и в настоящее время уровень преподавания и исследовательской работы моих коллег по кафедре в основной своей части вполне соответствует самым строгим критериям. Коллектив кафедры обладает творческим потенциалом, достаточным для профессионального освоения (вместе со студентами и аспирантами) истории западной философии во всем многообразии ее этапов, основных тенденций, направлений и школ. В кратком обращении нет возможности рассказать персонально о коллегах по кафедре и об их трудах. Любой коллектив состоит из личностей, причем разных. Мы разные по возрасту, биографиям, характерам, образованности, опыту, способностям, теоретическим взглядам, интересам и предпочтениям, в том числе и в профессиональной области. Принято считать, что наиболее оптимальны и эффективны кафедры, составляющие коллектив единомышленников, единую «школу». В этом есть резон, особенно в отношении кафедр «теоретических». Мы же, напротив, стараемся культивировать «разность» и многообразие и не в частностях, а в существе отношения к предшествующим философским учениям, в способах и методах их осмысления. Ведь если сама история философия говорит с нами столь многими голосами, то и диалог с ней может и должен быть «полифоничным». Отсутствие «единомыслия» способно порождать некоторые «неудобства», но, как вопрошал по поводу свободы мысли Спиноза, что так установлено в мире, что не доставляет неудобств? Однако в понимании главных целей и задач истории философии, а также критериев профессионализма необходимая степень согласия у нас налицо. Но, смею надеяться, среди них нет таких, для кого занятия историей философией были бы чем-то внешним и безразличным.

Педагогическая работа нашей кафедры складывается из трех направлений. Во-первых, преподавание истории западной философии для философов. Все студенты отделения философии осваивают самостоятельные курсы по античной философии, по философии средневековья, философии Возрождения и Нового времени, по немецкой классической философии, по философии марксизма и по зарубежной философии XIX века. Каждый студент-философ изучает эти курсы на протяжении восьми семестров по четыре, а иногда и по шесть часов в неделю. Во-вторых, совместно с кафедрой современной зарубежной философии мы обеспечиваем специализацию «история зарубежной философии» для студентов отделения философии, пожелавших специализироваться в этой области. Для них читаются специальные курсы и проводятся спецсеминары, под руководством преподавателей кафедры они выполняют курсовые и дипломные работы. Студенты специализации «история зарубежной философии» — единственные из философов, обязательно изучающие на протяжении трех семестров латинский язык и факультативно — греческий. В-третьих, мы преподаем общие курсы и спецкурсы по истории философии на гуманитарных факультетах СПбГУ (филологическом. восточном, журналистики, историческом). Значительное место в работе кафедры занимает подготовка аспирантов, докторантов и соискателей по истории философии.


Алымова Елена Валентиновна Доцент Понедельник 17:30 — 18:30
Власова Ольга Александровна Профессор Среда 15:00 — 16:00
Иваненко Антон Александрович Доцент Понедельник 17:10 — 18:10
Камнева Лолита Сергеевна Старший преподаватель Четверг 17:10 — 18:30
Колесников Анатолий Сергеевич Профессор Пятница 16:00 — 17:00
Львов Александр Александрович Доцент Вторник 14:00 — 15:00
Мочалова Ирина Николаевна Доцент Среда 15:40 — 16:40
Муравьёв Андрей Николаевич Профессор Среда 17:15 — 18:50
Осипов Игорь Дмитриевич Профессор Суббота 13:10 — 14:00
Погоняйло Александр Григорьевич Профессор онлайн по согласованию
Цыпина Лада Витальевна Доцент Четверг 13:10 — 14:00
Шапошникова Юлия Владимировна Доцент Понедельник 13:15 — 14:15

 

Кафедра русской философии и культуры

Заведующий кафедрой: Соколов Евгений Георгиевич
Комната: 140
Телефон: 328-94-21, доб.: 1842
Электронная почта: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Публикационная активность научно-педагогических сотрудников кафедры в системе Pure

Изучение истории русской философии в Санкт-Петербургском университете началось задолго до основания соответствующей кафедры. Прежде всего, необходимо вспомнить о профессорах Александре Ивановиче Введенском (1856–1925) и Эрнесте Леопольдовиче Радлове (1854–1928), работы которых и положили начало систематическому изучению философской мысли в России. На первом заседании Философского общества при Санкт-Петербургском университете 31 января 1898 г. А. И. Введенский, избранный его председателем, прочел доклад «Судьбы философии в России», а позже опубликовал несколько статей о М. И. Владиславлеве и В. С. Соловьеве.  В 1912 г. Э. Л. Радлов написал «Очерк истории русской философии», а затем монографию о В. С. Соловьёве, ряд статей о П. Л. Лаврове, М. И. Каринском, философской поэзии А. С. Хомякова, а также  серию работ по истории русской философии XVIII в. В 1921–1922 гг. в Публичной библиотеке Э. Л. Радлов вел семинар по философии В. С. Соловьёва. Им же было подготовлено издание писем В. С. Соловьёва.

Не случайно к изучению истории русской философии обратились ученики А. И. Введенского И. И. Лапшин и Н. О. Лосский. Перед высылкой из Советской России И. И. Лапшин опубликовал исследование об А. Н. Радищеве, а Н. О. Лосский, уже в эмиграции, напечатал статьи о В. С. Соловьёве, Льве Шестове, монографию о Ф. М. Достоевском и  обобщающий труд на английском языке «История русской философии».

Изучение русской философии с советское время в Ленинградском университете было продолжено профессорами Анатолием Андриановичем Галактионовым (1922–2002) и Петром Федотовичем Никандровым (1923–1975), работавшими на кафедре истории философии. Им принадлежит первый советский учебник по истории русской философии, а также работы о философии народничества, декабристах, статьи о славянофилах, В. Г. Белинском, Г. В. Плеханове, Н. А. Добролюбове, М. В. Буташевиче-Петрашевском, А. Н. Радищеве и др. Изучением философских взглядов декабристов занимался Степан Степанович Волк (1921–?).

А. А. Галактионов и С. С. Волк привлекли к преподаванию истории русской философии молодых ученых. Так, с 1968 г. до эмиграции из СССР в 1974 г. на кафедре истории философии преподавал Борис Михайлович Парамонов, защитивший в 1971 г. кандидатскую диссертацию  «Славянофильство и кризис русской религиозной философии». В 1970 г. кандидатскую диссертацию «Критический анализ иррационалистической философии Н. А. Бердяева» защитил Александр Александрович Ермичев, который с 1976 по 2004 гг. преподавал на философском факультете, читая впоследствии на кафедре истории русской философии как общий курс истории русской философии, так и специальные курсы по русской философии рубежа XIX–XX вв. В 1998 г. на основе научного доклада он защитил докторскую диссертацию «Русская философия как целое. Опыт историко-систематического построения».

С 1973 г. занятия по истории русской философии вел выпускник кафедры диалектического материализма Виталий Сергеевич Никоненко (1942–2013), защитивший в том же году кандидатскую диссертацию «Проблема логико-гносеологического обоснования принципа детерминизма в философии и физике». Он выпустил ряд монографий о материалистической и революционно-демократической традиции в русской философии. В 1986 г. В. С. Никоненко защитил докторскую диссертацию «Материализм Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева». В 1990-е гг. В. С. Никоненко сосредоточился на изучении русской философии XVII–XVIII вв. и издал книгу «Русская философия накануне петровских преобразований». В 2000-е гг. Виталий Сергеевич опубликовал ряд работ о философии в русской художественной литературе и поэзии, в частности в соавторстве с А. И. Бродским пособие «Философская интерпретация художественной литературы (на примере русской литературы XIX в.)». На философском факультете В. С. Никоненко читал как общий курс истории русской философии, так и специальные курсы по философии Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьёва, народничества, русской философской поэзии, русской философии второй половины XVII в и др.

В течение трех десятилетий на кафедре истории философии преподавал доцент Анатолий Ильич Маилов (1932–2011), который пришел к истории русской философии от занятий диалектикой немецкой классической философии. В 1990-е гг. он опубликовал серию брошюр под общим заглавием «Русская религиозная философия в “Пути”».

Возглавивший в 1989 г. философский факультет Юрий Никифорович Солонин (1941–2014) инициировал создание новых кафедр, и уже в июне 1990 г. была открыта кафедра истории русской философии. Состояла она всего из трех человек: профессора В. С. Никоненко, доцента А. А. Ермичева и доцента И. Д. Осипова. Исполняющим обязанности заведующего кафедрой был В. С. Никоненко, а в марте 1991 г. заведующим кафедрой был избран Александр Фазлаевич Замалеев, перешедший в университет с кафедры философии АН СССР. В 1970-е гг. А. Ф. Замалеев учился в аспирантуре у А. А. Галактионова и в 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию «Мировоззрение декабриста М. А. Фонвизина». В 1988 г. состоялась защита его докторской диссертации «Философская мысль в Средневековой Руси (XI–XVI вв.)». А. Ф. Замалееву принадлежат многочисленные исследования по истории русской средневековой философии, истории русской культуры и политической мысли, а также первый постсоветский учебник по истории русской философии (1994), впоследствии неоднократно переиздававшийся.

Игорь Дмитриевич Осипов преподавал на кафедре истории русской философии со дня ее основания до 2013 г. Его кандидатская и докторская диссертации были посвящены истории русской философии: «Кри­тика В. И. Лениным ве­хов­ской кон­цеп­ции культу­ры» (1978), «Философ­ские ос­но­­ва­ния русского либерализма ХIХ – начала ХХ вв.» (1999). Основная сфера интересов И. Д. Осипова – история политико-правовой мысли в России. Под его редакцией был издан ряд коллективных монографий и сборников научных работ. В 2013 г. И. Д. Осипов был переведен на кафедру конфликтологии, а в 2014 г. возглавил кафедру истории философии.

В 1991–1992 гг. ассистентом кафедры истории русской философии работал Игорь Александрович Савкин, готовивший диссертацию о философии евразийцев. Однако в 1992 г. он создал издательство «Алетейя» и оставил преподавание.

С 1992 по 2013 гг. на кафедре истории русской философии преподавал Александр Иосифович Бродский. В 1985 г. он защитил кандидатскую диссертацию «Стиль мышления как объект диалектико-материалистического анализа», а в 2001 г. – докторскую «Обоснование морали в русской философии XIX–XX вв. Ло­гико-эпистемологические аспекты». Курсы по истории русской этики, философии Л. Н. Толстого и др., которые читал А. И. Бродский, всегда пользовались неизменным успехом у студентов, а его книги получали положительные отклики у специалистов. В 2013 г. А. И. Бродский был переведен на кафедру этики.

В 1996 г. в аспирантуру кафедры истории русской философии поступил выпускник кафедры онтологии и теории познания Алексей Валерьевич Малинов. В 1998 г. он стал преподавать на кафедре, а в 1999 г. защитил кандидатскую диссертацию «Проблемы философии истории в русской просветительской идеологии XVIII в.». В 2006 г. А. В. Малинов защитил докторскую диссертацию «Академическая философия истории в России (вторая половина XIX – начало ХХ в.)». Основные работы А. В. Малинова посвящены русской философии XVIII в., философии и методологии истории в России, идеологии областничества, русскому фольклору, философии XIX–XX вв. Он подготовил к публикации ряд изданий, в том числе архивных, по алтаеведению. А. В. Малинов является инициатором создания в Институте философии галереи выдающихся философов, преподававших в Петербургском университете.

В 2000–2005 гг. на кафедре работал доктор философских наук профессор Николай Иванович Безлепкин, специалист по философии языка, лингвокультурологии, методологии научных исследований, лингвофилософским проблемам управления. На философском факультете он читал специальные курсы по философии языка в России и лингвокультурологии.

С 2004 г. на кафедре преподает Александр Евгеньевич Рыбас, выпускник кафедры 1998 г. Кандидатская диссертация была написана им на кафедре современной зарубежной философии на тему «Элиминативная постфилософия Ричарда Рорти в контексте европейского нигилизма» и защищена в 2003 г. А. Е. Рыбас ведет занятия как по общим курсам истории русской философии и истории русской культуры, так и специальные курсы по истории русского позитивизма, философии Ф. Ницше в России и др. Активно сотрудничая со Студенческим научным обществом, А. Е. Рыбас организовал несколько студенческих конференций по истории русской философии, материалы которых были опубликованы отдельными сборниками. В 2013 г. в соавторстве с А. И. Бродским он издал монографию «Проекты Серебряного века: Философские идеи русского модерна», в журнале «Вече» была опубликована его монография об эмпириомонизме А. А. Богданова.

В 2005–2012 гг. ассистентом кафедры работал Сергей Александрович Троицкий, защитивший в 2006 г. кандидатскую диссертацию по социальной философии «Социальная природа смеха». Он вел занятия по истории русской философии и политической мысли, а также по истории русской культуры. Перейдя на кафедру культурологии, С. А. Троицкий продолжил преподавание истории русской культуры, читая, в частности, спецкурсы «Русская народная культура», «Культура русского зарубежья», «Философия культуры в России», «История архитектуры». С. А. Троицкий является инициатором и организатором регулярных конференций по гелологии – науке о смехе. Совместно с А. И. Бродским он организовал цикл философских семинаров «Чтение и письмо как философская проблема», которые регулярно проходят в Институте философии с 2011 г.

В 2013 г. с кафедры истории философии на кафедру истории русской философии был переведен профессор Игорь Иванович Евлампиев. И. И. Евлампиеву принадлежат исследования творчества И. А. Ильина, В. С. Соловьева, Л. П. Карсавина, С. Л. Франка, Ф. М. Достоевского, А. А. Тарковского, Б. Н. Чичерина, В. Ф. Одоевского, А. Платонова. В 2000 г. И. И. Евлампиев защитил докторскую диссертацию «Метафизика человека в русской и западноевропейской философии конца XIX – начала ХХ века». В Институте философии И. И. Евлампиев читает курсы «История русской философии», «Становление неклассической философии», «Философия в русской литературе XIX–ХХ веков», «Философское мировоззрение Ф. М. Достоевского», «Культура Серебряного века», «Культура русского зарубежья» и др.

Первоначально кафедра истории русской философии не имела собственной специализации: преподаватели вели занятия со студентами, специализирующимися по истории философии, однако впоследствии была открыта отдельная специализация по истории русской философии. С 1998 по 2014 гг. кафедра вела специализацию «Культуры России» у студентов-культурологов. Со временем количество специальных курсов по истории русской культуры заметно увеличилось.

Отличительной чертой кафедры истории русской философии была и остается активная издательская деятельность: публикация монографий, сборников статей,  антологий, комментированных изданий источников по русской философии.

Кафедра издает старейший (с 1994 г.) из ныне существующих специализированный журнал по истории русской философии и культуры «Вече» (главный редактор А. Ф. Замалеев). К 2015 г. вышло двадцать восемь выпусков журнала. В 2012 г. в издательстве СПбГУ был издан коллективный учебник сотрудников кафедры по истории русской философии, а в 2016 г. он был переиздан в издательстве «Юрайт» .

В 2016 г. кафедра истории русской философии была реорганизована и стала называться кафедрой русской философии и культуры. Заведующим кафедрой был назначен Евгений Георгиевич Соколов, который вместе с Сергеем Геннадьевичем Коленько, Александром Николаевичем Колосковым и Сергеем Александровичем Троицким был переведен с кафедры культурологии, философии культуры и эстетики.